На расширенном совещании, посвященном развитию малого и среднего бизнеса, чиновники отчитались перед губернатором Челябинской области о сделанном за год, приглашенные предприниматели рассказали о своих чаяниях и бедах, а губернатор Борис Дубровский еще раз подтвердил готовность к диалогу с бизнесом. Изменилось ли с прошлого года хоть что-то в подходе областной власти к поддержке южноуральского малого бизнеса, читайте в материале Chel.ru.
Совещание в Копейске началось с цифр и отчетов. И.о. министра экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова, докладывавшая первой, отчиталась перед собравшимися о работе регионального гарантийного фонда. Под поручительство областных властей за год было выдано 6,2 млрд рублей. «В сложившихся экономических условиях остро стоит вопрос с финансированием предпринимательских проектов, – рассказала Татьяна Кузнецова. – Для его решения планируем расширить программу гарантийного фонда на средний бизнес. Новое перспективное направление – создание муниципальных агентств инвестиционного развития».
Минэкономразвития, по словам Кузнецовой, намерено «усилить работу по развитию бизнес-инкубатора и повышению качества услуг для начинающих инновационных и социальных компаний». А также ведомство продолжает традиционную работу по ликвидации административных барьеров. «В целях проверки качества предоставления муниципальных услуг нами совместно с общественностью начата масштабная работа по проведению «контрольных закупок» услуг, предоставляемых бизнесу», – прокомментировала Кузнецова.
Малый бизнес Челябинской области обеспечивает почти 600 тысяч рабочих мест, эта сфера вносит значительный вклад в формирование ВРП, формирует до 15-17% консолидированного бюджета. В реальных цифрах вклад малого и среднего бизнеса в общерегиональный товарооборот за 2014 год составил 886 млрд руб. – это 34,4% от общего оборота всех предприятий и организаций региона. В 2013 году этот вклад составлял чуть больше четверти общерегионального оборота, а сам оборот был около двух триллионов рублей.
Одним из коньков заботы властей о малом бизнесе стало снижение налоговой нагрузки. «Наш регион один из первых законодательно установил налоговые каникулы. Совместно с представителями законодательного собрания Челябинской области и объединениями предпринимателей организована работа по пересмотру приоритетных мероприятий госпрограммы развития бизнеса, в том числе прорабатывается возможность создания региональной микрофинансовой организации», – похвасталась Татьяна Кузнецова.
В 2014 году в целом по Челябинской области наблюдался пусть и небольшой, но прирост субъектов малого и среднего бизнеса (на 687 единиц). При этом за прошедший год в соседней Курганской области число предпринимателей сократилось на 1,9 тыс. На начало 2015 года на Южном Урале насчитывалось около 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. По статистике Минэкономразвития, они обеспечивают занятость более 34% южноуральцев работоспособного возраста. «В региональной стратегии развития до 2020 года малый и средний бизнес определен одной из «точек роста», что обусловлено высокой значимостью предпринимательства в решении социальных и экономических задач», – сказала и.о. министра экономического развития Челябинской области. По ее словам, приоритетными мерами поддержки бизнеса для властей стали предоставление субсидий местным бюджетам на адресную поддержку бизнеса; расширение доступа к кредитным ресурсам; имущественную поддержку; устранение избыточного административного давления; снижение фискальной нагрузки. Очень популярны на местах и мероприятия по софинансированию программ развития бизнеса.
В прошлом году на аналогичном февральском совещании представители власти также говорили об огромной значимости малого и среднего бизнеса, дающего рабочие места 600 тысячам южноуральцев. Борис Дубровский тогда заявил, что поддержка областных властей не должна сводиться к выделению денег. «Мы можем принять популистские решения, увеличить кредитную нагрузку бюджета и что-нибудь вам построить. Это будет чисто административный ресурс: мы можем дать предприятию деньги, и оно будет жить. Но жить оно будет, пока эти деньги не доест. Должны быть точки возврата инвестиций», – сказал Дубровский и предложил сконцентрировать все силы на административной поддержке бизнеса. При этом он дал понять предпринимателям, что готов обсуждать общую для бизнеса проблематику, не скатываясь в частности. В ответ представители бизнеса с удовольствием пожаловались «на общую проблематику»: нехватку кадров, недостаточную финансовую поддержку и сложность получения разрешительной документации.
В этом году выступления предпринимателей были более конкретны, меньше походили на жалобы и больше – на конкретные просьбы. Губернатору предложили упростить «вхождение» южноуральских товаров в торговые сети, поспособствовать снижению арендной платы за складные и производственные помещения, а также помочь в реализации продукции местных производителей в других регионах и странах. Дубровский пообещал подумать.
«Сейчас очень сложно обойти трудности сложившейся экономической ситуации, нас ждет непростое время. Через нашу беседу стало понятно, как должно выстраиваться взаимодействие. Надо будет поработать над механизмом поддержки инициатив предпринимателей. Нужно сформировать среду для реализации идей бизнеса – это наша основная задача. При этом государственная поддержка должна реально помогать предпринимателям. Мы открыты к диалогу с бизнесом. Это важно в данном периоде, и я гарантирую поддержку всем здоровым предпринимательским идеям», – резюмировал Борис Дубровский.
Предложения Дубровского, принятые на федеральном уровне в 2014 году:
– налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, использующих УСН или патентную систему налогообложения;
– увеличение финансирования по несвязанной поддержке в отрасли растениеводства (погектарные субсидии), в том числе и за счет субсидирования процентной ставки по кредитам;
– Минэкономразвития РФ поддержало снижение размера минимальной стоимости кредита по федеральной программе «Возмещение затрат по уплате процентов по кредитам» с трех до двух млн рублей и снятие ограничения по численности работающих у СМСП (ранее не менее 30 человек).
Представители бизнес-сообщества также отмечают, что власть стала более открытой и больше прислушивается к мнению предпринимателей. «Например, рассматривался вопрос о введении для бизнеса нового налога на недвижимость. Предприниматели были против, и власть пошла навстречу – введение законопроекта в действие было перенесено на 2017 год», – говорит заместитель председателя совета ЧРО «Опора России» Николай Дейнеко.
«Бизнесу во все времена от власти было нужно всего две вещи: чтобы власть не мешала, и чтобы была внятная стратегия, под которую можно было бы развивать рынок, – пожимает плечами лидер южноуральского отделения «Деловой России» Константин Захаров. – Отношения власти и бизнеса начинались с борьбы с административными барьерами и прочими препонами, проверками и так далее. Сегодня эти факторы для бизнеса ушли на третий-пятый план. Важными стали другие факторы. Но главный принцип тот же: бизнес ждет от власти четких программ, ясных стратегий, чтобы в них можно было встраиваться в долгосрочной перспективе».
Не все в новых экономических условиях зависит от региональной власти. Помощи малый бизнес ждет и от федеральных властей. «Как тяжело было входить малому бизнесу со своим товаром в крупные сети, так тяжело и сейчас. Нам нужна помощь в этом вопросе», – приводит пример президент НП «Союз женщин предпринимателей – Союз успеха» Вера Соколова.
Кроме того, корректной оценке помощи со стороны областного правительства мешает экономический кризис, спутавший все показатели. «По экономическим показателям сегодня трудно судить об эффективности действий властей, так как наложился ряд новых экономических условий», – говорит заместитель председателя совета ЧРО «Опора России».
«Новый губернатор тщательно разбирается, прежде чем принимать какие-то решения. Он внимательно выслушивает, если требуется, берет тайм-аут и потом уже выдает резолюцию. Губернатор вникает в проблемы бизнеса», – оценивает итоги диалога бизнеса и власти в 2014 году Николай Дейнеко.
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru