Предприниматели начали сталкиваться с массовыми отказами в делах об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков. Это неминуемо скажется на величине налога на недвижимость. Вопросы налогообложения земли и объектов недвижимости касаются каждого субъекта предпринимательской деятельности, каждое юридическое лицо. Поэтому такой огромный общественный интерес вызывают нововведения Налогового кодекса, вступившие в силу с 1 января 2015 года. Что ждет бизнес в процессе перехода на уплату налогов по кадастровой стоимости объектов и чем грозит собственникам и арендаторам недвижимости и земельных участков – читайте на Chel.ru.
Региональный «прайс» земли и недвижимости
Напомним, Челябинская область не вошла в перечень 28 субъектов РФ, на территории которых с 1 января 2015 года введен налог на недвижимость и землю с применением кадастровой стоимости. Однако процедура его применения уже запущена, и постепенный переход на новые правила налогообложения будет идти поэтапно в течение пяти лет. Об этом еще раз напомнила начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Елена Зотова участникам I Челябинской областной конференции по актуальным вопросам налогообложения бизнеса, которая состоялась 27 февраля по инициативе общественных объединений предпринимателей при поддержке местных властей.
В частности, Елена Зотова предупредила, что государственный настрой на реформирование налогового законодательства в сфере недвижимости и земли – не случайная акция, а настойчивая и последовательная политика. Ведь в объеме налогов на имущество основная доля принадлежит поступлениям с налога на объекты недвижимости и земельные участки физических лиц и организаций.
В 2014 году бюджет Челябинской области получил 18 млрд руб. таких поступлений. Но даже эта сумма далека от соответствия рыночным реалиям и инвентаризационной стоимости объектов и земли и объемов их налогообложения.
Вместе с тем, по мнению специалиста, реформирование налогообложения будет практически полезно и налогоплательщиам, потому что заставит каждого более эффективно распоряжаться своей собственностью.
Подробностям оплаты налога на имущество посвящена ст. 30 НК РФ, в которой расписаны объекты, субъекты, льготные категории налогообложения. На территории же Челябинской области с 1 января 2015 года реализуется первый этап перехода на новую систему налогообложения объектов недвижимости. Для объектов коммерческой недвижимости, в частности, административно-деловых и торговых комплексов, объектов иностранных организаций, не ведущих постоянную деятельность на территории РФ, новые правила пока не вводятся. Но полный список объектов уже разработан приказом минпрома Челябинской области от 30.12.2014 №303-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Реформирование налогообложения физических лиц будет осуществляться в течение пяти лет по мере готовности муниципальных образований и предусматривает два варианта: исходя из кадастровой стоимости либо из инвентаризационной стоимости имущества. До 1 января 2020 года – единая дата перехода на новую систему налогообложения по кадастровой стоимости – должна быть готова база объектов недвижимости и земли и их рыночной стоимости на всей территории Челябинской области, возможность ее оперативной актуализации, а также прогностические оценки на доходы граждан и местных бюджетов.
Можно спорить и торговаться
Судебная практика по налоговым спорам, по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и земли показывает, что налогоплательщики могут существенно изменить стоимость налогооблагаемой базы, а значит, величину налога на недвижимость. За предыдущие годы наработана положительная практика таких споров, и суды в большинстве случаев принимали новые данные оценочной комиссии.
Ежегодно более 1000 предприятий Южного Урала оспаривают результаты кадастровой оценки. Дело в том, что массовая оценка земель в разы увеличила кадастровую стоимость. Независимая оценка компании, проведенная на ту же дату, что и массовая оценка, порой в 10 и более раз ниже, указывают эксперты Chel.ru.
«Но с конца 2014 года наблюдается противоположный тренд. Суды по результатам тех же оценочных компаний выдают отрицательные решения», – предупреждает председатель Советского отделения ЧРО «Опора России» Александр Целых. Эксперт связывает это с фактом одобрения Госдумой и Советом Федерации РФ 26 февраля нового Кодекса административного судопроизводства РФ, который включает новый свод правил по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и вступает в силу с 15 сентября 2015 года.
При этом многие направления кодекса уже начали реализовываться с конца 2014 года. В частности, подобные дела из арбитражных судов переданы в суды общей практики, также ими занимается специально созданная в регионе комиссия по рассмотрению споров о кадастровой стоимости имущества.
«До конца 2014 года еще удавалось получить положительные решения по вопросам установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной оценки. Однако 17 декабря 2014 года Верховный суд РФ, рассмотрев одно из дел в качестве апелляционной инстанции, «положил на лопатки» всех, – говорит управляющий консалтинговой компанией «Лигал Эксперт» Ольга Попова. – Например, Верховный суд заявил, что дела по пересмотру кадастровой стоимости не являются исковым производством и должны рассматриваться по иным правилам; что Федеральная кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком (хотя на протяжении последних лет арбитражные суды стабильно отклоняли этот довод); что суд должен более тщательно подходить к проверке представляемых в качестве доказательства по делу отчетов независимых оценщиков об определении рыночной стоимости объекта недвижимости и т.д. Позиция ВС РФ незамедлительно была воспринята областными судами, что мы почувствовали уже в январе 2015 года – начались отказы в исках».
Александр Целых также фиксирует реальное увеличение нагрузки на истца, потому что теперь ему вменяется в обязанность предоставлять не только сравнительный анализ с рыночной стоимостью аналогичных объектов, но и показывать и доказывать свои имущественные и финансовые возможности. Кроме этого, вместо упрощенной экспертизы теперь требуется усиленная экспертиза стоимости – она объемнее и стоит дороже.
По мнению Ольги Поповой, позиция ВС РФ направлена на резкое сокращение дел об оспаривании кадастровой стоимости в судах и воспрепятствование потерям бюджета.
Александр Целых пообещал, что «Опора России» вплотную займется подготовкой предложений для снижения негативных тенденций в новых правилах оспаривания. И призывает предпринимательское сообщество обращаться с конкретными фактами и предложениями в «Опору России».
Не наступать на грабли!
В ответ на этот призыв буквально «с колес» участники конференции поделились своими предложениями. В частности, по аукциону на проведение оценки земель населенных пунктов, который проводится в Челябинской области в 2015 году. Представители предпринимательского сообщества настойчиво советовали применять не массовый, а индивидуальный подход к оценке земель, потому что только он реально приблизит кадастровую оценку к рыночной. Представители муниципальных властей выступали с настойчивым призывом не повторять ошибки прошлых лет, связанные с узким пониманием конкурсного законодательства, при котором выбор победителя обуславливался только заявленной ценой. Кадастровая оценка требует высочайшего профессионализма исполнителя, при этом предполагает определенный размер стоимости, и любое ее существенное снижение изначально закладывает низкое качество исполнения.
Из положительных нововведений последних лет участники отметили публичность промежуточных итогов оценки за счет публикации этих данных на интернет-сайтах. Это дает возможность профессионально подготовить возражения и более эффективно подготовиться к процедурам оспаривания кадастровой стоимости.
В итоговой резолюции участники Первой Челябинской областной конференции по актуальным вопросам налогообложения бизнеса рекомендовали региональным чиновникам следующие действия: при переходе к расчету налогов на имущество организаций и имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов, обеспечить экономическую обоснованность ставок налога, а также предусмотреть льготы для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, которые ранее не являлись плательщиками налога на имущество организаций.