Три базовых направления в развитии импортозамещения на Южном Урале обозначил губернатор Челябинской области Борис Дубровский на совещании с крупными предпринимателями и представителями оборонно-промышленного комплекса. Упор в постепенном переходе на отечественную продукцию планируется делать на развитии продукции, востребованной оборонзаказом. О том, как изменилась специфика импорта и экспорта в условиях западных санкций, что готовы предложить власти региона для развития импортозамещения и как к этому относится бизнес, читайте в материале Chel.ru.
Вооружения послужат на «гражданке»
По словам Бориса Дубровского, тема импортозамещения в настоящее время является одной из ключевых задач в развитии экономики страны и Челябинской области. «Она проходит красной нитью через послание президента, национальный и областной антикризисные планы, региональные госпрограммы и, безусловно, нашу Стратегию развития, – открыл заседание губернатор. – Мы в области поставили эту задачу сразу же после введения санкций. Состоялись конструктивные встречи с промышленниками, проведен первый станкостроительный форум. Многие предложения учтены в Плане содействия импортозамещению в Челябинской области до 2020 года».
Трудности, с которыми столкнулся Южный Урал, могут стать катализатором позитивных процессов в экономике региона. Задача властей состоит в том, чтобы понять, в каком направлении будет развиваться система импортозамещения региона. В рамках этой задачи губернатор назвал три базовых направления. В частности, первым пунктом программы станет замещение узлов, компонентов и инженерной базы для вооружения и военной техники.
«Южный Урал – оборонный край, и мы должны сохранить эти компетенции для выполнения самых сложных задач, – констатировал губернатор. – Многое из того, что получала страна по импорту, морально и технически устарело. Очевидно, что мы не только должны делать аналогичную продукцию, но и делать ее конкурентнее и качественнее».
Вторым направлением в развитии импортозамещения станет применение технологий двойного назначения. Областные власти видят в этом большие возможности для взаимодействия с крупными предприятиями, небольшими узкопрофильными компаниями и научными центрами. Спектр производства такой продукции достаточно широк – от композиционных материалов до элементов микроэлектроники и специального оборудования. Третье направление – гражданская продукция, замещение иностранных аналогов.
«Мы пытаемся превратить в рабочий механизм наши наработки, чтобы локально, а если получится, то и глобально, решить вопросы поддержки малого и среднего бизнеса и импортозамещения, – поддержала губернатора министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. – Пытаемся через биржи субконтрактации наладить связи между предприятиями, восстановить систему территориального заказа и тем самым сформировать программу, которая будет представлена в июле этого года губернатору. Также работаем плотно с вузами области в сфере импортозамещения».
Руководитель регионального Центра субконтрактации Станислав Твердохлеб уверен, что Южный Урал должен сделать ставку на станкостроение.
Таможня дает добро
Как объяснил начальник Челябинской таможни Андрей Максимов, в прошлом году сумма взысканных от ввоза импортных товаров средств в пользу бюджета государства составила 12 миллиардов рублей, еще около двух миллиардов добавила магнитогорская таможня. Это на 11% больше, чем за аналогичный период 2013 года. Внешнеторговый оборот составил 1,1 миллиарда долларов, физический объем импорта достиг 400 тысяч тонн товаров и изделий, большая часть из которых прибыла на Южный Урал из стран дальнего зарубежья и только 34% – из СНГ
Импортные поставки на Южный Урал держатся на продукции Китая, Германии, Италии, Финляндии и Украины. По номенклатуре самые популярные товары – машины, оборудование и транспортные средства. На втором месте находятся металлы и изделия из него.
Физический объем экспорта на Челябинской таможне в 2014 году составил 1,5 миллиона тонн. Около 60% товаров были отправлены в дальнее зарубежье, 40% – в страны СНГ. Треть поставок от общего объема экспорта осуществлялась в Бельгию, 12% – в Нидерланды и Азербайджан, 6% – в Туркменистан, 4% – в Италию и Украину. В номенклатуре товаров также присутствуют химическая продукция, продтовары и сырье для их изготовления, минералы, текстиль, древесина, изделия из бамбука и кожевенного сырья». В сравнении с 2013 годом стоимостный объем импорта из стран дальнего зарубежья упал на 15%, из СНГ – на 59%.
«После осложнения политической обстановки поставки металлов из Украины заменила продукция японского производства», – отметил Александр Максимов. Начальник таможни был вынужден констатировать, что на фоне увеличения поступления средств в казну в январе–феврале текущего года наблюдается снижение количества деклараций как на импортные, так и на экспортные товары, на 20% и 9% соответственно. Рост взысканных платежей происходит в основном за счет изменения курса иностранной валюты.
Ставка на оборонзаказ
На совещании в администрации губернатора прозвучала мысль о том, что главным и самым стабильным рынком реализации южноуральской продукции в рамках программы по импортозамещению должен стать оборонный комплекс страны. Государство в этом плане полностью поддерживает такие меры и усиливает нагрузку на предприятия рособоронзаказа. По словам президента Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области, директора ФГУП «Завод "Прибор"» Рустама Мухаметшина, работу по импортозамещению в данной отрасли следует вести в двух направлениях, как это и делалось раньше.
«Первое – это изменение логистики поставок. Там, где страны попали под санкции, мы изменяем цепочку поставок, – рассказал Мухаметшин. – Второе – замена комплектующих на отечественные аналоги. Эти меры намного сложнее, поскольку они связаны с технологическим процессом и требуют большего времени для реализации».
Вместе с тем существует и ряд проблем, ограничивающих процесс импортозамещения в оборонном комплексе. «Очень часто одно предприятие, находящееся на территории области, не понимает возможности другого. Есть технологии, а руководитель соседнего завода не знает об этом. Необходима информационная открытость, которая позволит стать участниками процесса не только «оборонщикам», но и другим предприятиям, – считает эксперт. – Сфера ОПК не может жить «натуральным хозяйством», мы не покроем все потребности только своими силами. Поэтому задача производственников и бизнеса – стать более открытыми, а задача власти – формировать меры поддержки и стимулирования спроса для компаний, которые реализуют политику импортозамещения».
Подводя итоги проведенной работы, Борис Дубровский выдвинул тезис о том, что в теме импортозамещения существует ряд проблем, которые необходимо понять и четко обозначить. Например, длительная процедура согласования документации между заказчиком и поставщиком. «Правительство Челябинской области готово выступить модератором в налаживании кооперационных связей. В полную силу, а не в бумажном формате должны заработать Региональный центр субконтрактации и Центр промышленных инноваций. Импортозамещение – питательная среда для таких организаций», – заявил глава региона.
Как отметил ректор ЮУрГУ Александр Шестаков, предложенные мероприятия являются крайне своевременными. «По-другому мы сейчас просто не сможем, – сказал он. – У нашей области есть очень большие возможности, огромный научный и кадровый потенциал, уверен, что под руководством губернатора, когда вся работа будет структурирована, мы добьемся поставленных целей. У нас нет другого выхода в нынешних экономических условиях».
Что касается ситуации с импортозамещением в сфере продовольствия, то здесь еще предстоит много работы, считает директор Центрального рынка Максим Дворецков.
Фото: Видео Сергей Гульбинович, монтаж Евгений Синицын