За последние три года административная нагрузка на бизнес существенно увеличилась, считает больше половины южноуральских предпринимателей – таковы данные опроса «Административный климат в России». Эта цифра была озвучена 17 марта на заседании Общественного экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области. О том, какие проблемы мешают развитию бизнеса на Урале, кто и как пытается устранить административные барьеры – в материале делового сайта Chel.ru.
Кто ставит палки в колеса?
Больше всего обращений в 2014 году поступило по вопросам нарушений в сфере земельных и муниципальных отношений, а также о превышении полномочий и необоснованных отказов должностными лицами по заявлениям предпринимателей, сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. «Выявлены нарушения прав предпринимателей в сфере выдаче разрешений на строительство, нарушения в сфере торговой деятельности, в сфере исполнения требований ФЗ №159 и в сфере налогообложения. Пути решения данных проблем мы ищем с помощью общественного экспертного совета, института общественных представителей по отраслям, а также была продолжена работа в штабе по ликвидации административных барьеров», – отметил бизнес-омбудсмен.
Представители предпринимательского сообщества согласны с тем, что проблема неисполнения своих обязанностей должностными лицами действительно ключевая. «С точки зрения разговоров о предпринимательском климате работа чиновников очень важна, – говорит вице-председатель совета челябинского регионального отделения «Опоры России» Денис Константинов. – Однако в том, что чиновник не исполняет свои должностные инструкции, нет ничего удивительного, поскольку сегодня он не несет практически никакой ответственности. Об этом свидетельствует отсутствие практики возбуждения уголовных дел по ст. 169 УК РФ. И сегодня механизмы не работают именно потому, что ответственность за нарушение прав предпринимателей с вероятностью 99,9% не наступит».
По словам заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области Семена Мительмана, наибольшее количество жалоб наблюдается в Миассе и Коркино. «Сегодня Миасс входит в восьмерку городов, где социально-экономическая ситуация оставляет желать лучшего, – говорит он. – И, на мой взгляд, необходимо обратить внимание губернатора на предпринимательский климат в данных городах».
Александр Гончаров отметил, что оперативное и качественное решение поставленных задач было бы невозможно без тесного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и другими заинтересованными структурами.
«Достучаться» до власти
Структура института уполномоченного в прошедшем году дополнилась научно-консультативным советом по налогам при уполномоченном по защите прав предпринимателей, а также корпусом экспертов муниципалитета.
«Работа нашего института заключается в том, что мы вырабатываем определенные рекомендации по новому законодательству в налоговой сфере, а также по применению этого законодательства, разрабатываем материалы, брошюры и отсылаем их, – говорит Александр Гончаров. – Например, при вопросе по выплате НДС при продаже государственного или муниципального имущества мы сработали вместе с нашими коллегами из налоговой инспекции и контрольно-счетной палатой. Что касается наших экспертов, там есть представители всех общественных предпринимательских объединений. Этот опыт пока уникален для института уполномоченного, и в данной работе заинтересовано и наше местное региональное правительство, и администрации президента».
Корпус экспертов при муниципалитетах включает 137 человек. В каждом муниципалитете Челябинской области действуют пять-семь экспертов, включая представителей «Деловой России», «Опоры России» и торгово-промышленной палаты.
Подписание соглашений о взаимодействии и сотрудничестве с различными структурами и ведомствами является также важным этапом работы института – уже подписано 17 соглашений.
Александр Гончаров отметил, что за 2014 год в адрес уполномоченного поступило 170 обращений от 426 субъектов предпринимательства.
«По сравнению с 2013 годом этот показатель вырос на 70%, – говорит он. – В текущем году за неполные три месяца поступило уже 50 обращений. Но показатель успешности работы уполномоченного – это количество жалоб с успешным финалом – 81,2% от всех обращений. В условиях кризиса одной из важнейших мер является поддержка малого и среднего бизнеса. Сегодня мы начали выступать третьим лицом в судах – по делам против Челябинского областного фонда имущества. Также приняли участие в выездной проверке в рамках государственного контроля, провели 12 экспертиз, по результатам которых подготовлено заключение на проекты нормативно-правовых актов в рамках процедур оценки регулирующего воздействия, затрагивающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности».
По всем фактам выявленных нарушений председателем Общественного экспертного совета были направлены заключения в адрес органов власти местного самоуправления, а также разработаны предложения по решению системных проблем предпринимательства для региональных властей. Благодаря совместной работе аппарата уполномоченного и общественных представителей были реализованы законы относительно налога на имущество и снижена стоимость патента.
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова отметила, что наиболее важными направлениями сегодня являются внедрение стандарта развития конкуренции в области и разработка дорожной карты. «Нам бы хотелось совместно приступить к внедрению данного стандарта, – говорит она. – Настоящая проблема заключается в том, что даже те пилотные проекты, которые сегодня работают или должны были быть приняты, не привели к значительным результатам. А это означает, что перенять опыт от пилотных проектов трудно, и нам необходимо изготовить свой документ, который будет иметь результат».
На Южном Урале проверили «административный климат»
На заседании Общественного экспертного совета были озвучены результаты опроса «Административный климат в России». Эксперты провели работу по анкетированию предпринимателей Южного Урала по методике, утвержденной общественным советом, в части оценки эффективности органов местного самоуправления.
По результатам опроса 56,14% респондентов отметили, что за последние три года административная нагрузка на бизнес существенно увеличилась. 40% опрошенных считают, что наиболее обременительно для бизнеса административное регулирование ФНС, 15% респондентов назвали губительной деятельность Роспотребнадзора, 12,5% – трудовой инспекции. 80% респондентов оценили работу института уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей положительно.
«Опрос предпринимателей, проведенный в 2015 году, выявил факторы административной среды, оказывающие влияние на развитие бизнеса, – отмечает заместитель руководителя аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Ольга Милицына. – Совершенствование законодательной базы, программы привлечения инвестиций, устранение административных барьеров – это те меры, которые сегодня необходимы».
«Абсолютно согласна, что именно необоснованные отказы местных органов являются камнем преткновения для бизнеса, – говорит председатель НП «Профсоюз» Ирина Плещева. – У меня сейчас в производстве есть два иска по защите прав предпринимателей. Мы столкнулись с ситуацией, когда бизнесменам предложили оплатить все долги за десять с лишним лет, хотя по закону срок давности составляет три года. Однако при погашении задолженности им все равно отказали. Здесь органы явно вышли за рамки, поскольку оснований для отказа нет ни у области, ни у РФ, это проделки исключительно местных органов власти».
В то же время Ирина Плещева надеется, что подобная тактика в нашем регионе будет меняться. «Если раньше суд всегда был на стороне администрации, то сейчас давление недопустимо, и отказы должны быть обоснованы», – отмечает председатель НП «Профсоюз».