Приходите в «Элист» и спросите, как они чинят ноутбуки. Ах, как они их чинят! Инженер как тореадор – тремя движениями устанавливает причину неполадки, разбирает железяку и перепаивает виновный чип. Это опера, как они чинят ноутбуки! «Кармен»!
Но мы решили убедиться в этом лично. Прийти и посмотреть. И конечно, показать вам. Экскурсия в недра сервиса Elist Electronics объявляется открытой.
Любой сервис начинается с приемки, как театр – с вешалки. На приемке в сервисе Elist нас встречает устрашающего вида гражданин с длинными волосами и пламенем из ноздрей – чисто Мефистофель. Однако дьявольский внешний вид обманчив – Илья (оказалось, что так зовут Мефистофеля) оказался очень любезен и согласился пропустить нас в святая святых.
В большой лаборатории сидят сразу три инженера. Здесь ремонтируют системные блоки – осуществляют и гарантийный ремонт для магазина Elist, и платный – для всех желающих. Мы перекинулись парой слов с инженером Александром, который попросил звать его просто Шуриком.
– Шурик, скажи, сколько времени занимает ремонт? Есть ли разница в скорости работ по гарантийному ремонту и по платному?
– Сроки сильно зависят от сложности каждого конкретного случая. В среднем – от одного до трех дней. Бывает, прямо на месте можем починить, минут за пятнадцать. Разницы в скорости между гарантийным и платным ремонтом нет никакой – так уж нас финансово замотивировало руководство. Бывает, правда, что тесты после ремонта длятся дольше, чем сам ремонт. Пока протестируешь память и, например, поверхность жесткого диска – полдня пройдет. И никак этот процесс не ускорить.
– Бывают ли «неизлечимые» случаи?
– Среди системных блоков такого не бывает. Починить можно вообще всё, потому что системник – компонентное устройство. В крайнем случае, если нерабочая железка не подлежит ремонту, ее можно поменять на рабочую, и всё опять завертится. Сложнее всего с носителями информации, потому что поменять жесткий диск большого ума не надо, самое тоскливое в этом случае – потеря данных. Их можно, конечно, вытащить, но это совсем муторно. И очень, блин, дорого.
– Ты только системники ремонтируешь?
– Еще я духа тренирую. На правах бывшего десантника, который бывшим не бывает. Вон он сидит – Русланом его зовут.
Лаборатория взрывается дружным хохотом. Шурик продолжает:
– Смех смехом, но Руслан стал серьезным спецом быстрее меня. То, на что у меня ушло несколько лет, он за пару месяцев освоил.
– А как быть в случае, когда компьютер видал виды и его платформа морально устарела? Где брать старые комплектующие, если они уже не производятся? Например, AGP-видеокарты или материнские платы под старые процессоры?
– Если компьютер тех лет, когда люди еще в пещерах жили и на мамонтов охотились, то всегда можно заглянуть в наш отдел уцененных товаров. Там есть почти всё, и задёшево. Можно собрать полноценный компьютер из всякого старья, который будет стоить раз в пять дешевле нового. Он, конечно, будет медленным, но работать будет и стоить будет сущие копейки. Раньше вообще технику делали совсем не так, как сейчас. Сейчас победила концепция одноразового устройства. А тогда делали на совесть, даже если захочешь сломать – не всегда получится. В уценке у нас еще мониторы ЖК есть дешевые. Тоже качественные, хоть и бэушные.
– Расскажи о самом смешном случае в твоей работе.
– Однажды принесли системный блок в огромном корпусе Thermaltake Mozart с выбитым нижним окошком – в нем мыши жили. Вся округа сбежалась смотреть.
Шурик теряет интерес к беседе, сославшись на то, что работы много, и сама она не сделается. Идем дальше.
Через стенку от Шурика работает инженер, ремонтирующий ноутбуки, – Дима Егоров.
О себе Дима рассказывать постеснялся, но на несколько вопросов по работе ответил.
– Любой ли ноутбук можно починить?
– Чинится практически любой. Я бы сказал – 95 процентов.
– Как долго ремонтируется ноутбук?
– Все зависит от сложности ремонта. Что-то можно починить и за полчаса, а на какой-то может уйти целый день. Бывает, причину неисправности устанавливаю несколько часов, потом еще до клиента не всегда быстро дозваниваешься с вопросом, согласен ли он на стоимость ремонта. Но обычно не больше рабочего дня, с учетом тестов.
– Что сложнее всего чинить?
– Сложнее всего переделывать за народными умельцами. Такого, бывает, насмотришься – и смех, и грех. И «залитики» трудно чинить.
В комнате напротив восседает Михаил Шаров, который специализируется на сотовых телефонах и планшетах.
– Расскажи о себе.
– С детства имел склонность всё разбирать. В итоге практически всё было разобрано, в первую очередь – предметы, которые в этом не нуждались. Лет в 12 внезапно подумалось – а что если попробовать их собрать? Как ни странно, собирать оказалось значительно сложнее, чем разбирать, и получаться стало не сразу. Но зато когда получилось, результат настолько меня поразил, что других вариантов, чем мне в жизни заниматься, не осталось.
– Как долго починяется телефон?
– В течение дня. Но лучше бы его, конечно, не ломать. Это ведь довольно просто – достаточно им не кидаться в супруга, не давать собаке его грызть и не топить его в пиве. Хотя не топить – это уже сложно, согласен. Лучшее средство, конечно, – держать его подальше от пользователя. Но с другой стороны, если их не ломать – то на что я буду жить?
– Давно телефонами занимаешься?
– Дай бог памяти – с 2003 года. Сначала CDMA, потом обычные GSM-звонилки, а теперь вот смартфоны. Хотя ноуты я люблю ремонтировать не меньше, чем телефоны.
В соседней комнате работает Иван Поливанов – ведущий инженер фирмы Elist, руководитель сервиса. Как человек скромный, увидев нас, Ваня попытался скрыться, но был изловлен и допрошен с пристрастием.
Иван специализируется на ремонте ноутбуков. Также он чинит разную экзотику, вроде очков виртуальной реальности или цифровых алкотестеров.
– Ваня, расскажи о себе.
– Да чего тут рассказывать. (Пытается убежать.) Я вообще-то простой парень совсем, 33 года мне. 10 лет работаю в сервисе, увлекаюсь, как ни странно, ремонтом ноутбуков. Рыбачить еще люблю, но вы это все равно не напишете. В общем, хобби полностью совпадает с работой.
– Бывают ли ноутбуки, которые нельзя починить?
– Бывают, но редко. В основном это ноутбуки, которые залили пивом, а в сервис принесли не сразу. Еще бывает тяжко чинить ноуты после сильных ударов или падения. Вы там напишите, что починить-то можно вообще всё, но тут уже вопрос другой – целесообразен ли ремонт. Грубо говоря, если цена ремонта ноутбука превышает 10 тысяч рублей, то ясен пень, что лучше продать этот убитый ноутбук на запчасти и покупать новый. Но это очень редкий случай, конечно. Обычно ремонт стоит гораздо дешевле.
– А какие ноутбуки тебе труднее всего чинить?
– Наверное, те, которые пытались чинить «знакомые программисты» и сервисы низкого уровня. Переделывать гораздо сложнее, чем ремонтировать «с нуля».
– Расскажи какой-нибудь смешной случай из своей практики.
– Таких было много. Запомнилось, как однажды принесли большой кулер (вентилятор для процессора. – Прим. ред.), реально очень мощный, совсем новый, вчера купленный. Со сломанным «крылышком». Присмотрелся – а на кулере капельки темные такие. И у парня, который его принес, палец забинтован. Но чего-то он не признался, что попробовал пальцем вертушок затормозить. Застеснялся, наверное.
Наша экскурсия заканчивается. Сервис, безусловно, произвел на нас впечатление. И масштабами, и отношением к качеству работ. Все необходимое оборудование для любого ремонта какой угодно электроники.
Любая форма оплаты, любой вид отчетных документов. И что самое главное – здесь относятся к людям по-человечески. Не станут «тянуть» из клиента деньги при заведомо мертвом случае. Не будут диагностировать оборудование в течение недели – сделают всё быстро. И поговорить по душам ребята совсем не прочь.
Сервисный центр «Элист»,
Челябинск, улица Монакова, д. 31;
тел.: (351) 729-88-44 (многоканальный).
Магазин «Элист»,
Челябинск, улица Цвиллинга, 66а;
тел.: (351) 729-88-44 (магазин и сервисный центр, многоканальный), (351) 750-65-55 (корпоративный отдел, безналичные расчеты);
Elist.ru.