В Челябинске закрылось последнее кафе всемирно известного бренда булочек с корицей «Синнабон». Что стало причиной ликвидации бизнеса, почему условия покупки франшизы этой компании рестораторы считают драконовскими, а также о прогнозах развития рынка – в статье на Chel.ru.
В Челябинске кафе-пекарни «Синнабон» открылись примерно в одно и то же время – около трех лет назад в ТРК «Родник» и «Горки», на пешеходной части улицы Кирова, по соседству с кафе «Баскин Роббинс» на Свердловском проспекте и на улице Свободы в здании Уральского социально-экономического института (УрСЭИ). Все проекты пришли в город по франшизе.
«Синнабон» объединяет более 1200 кафе-пекарен в 60 странах мира. В России первое кафе-пекарня «Синнабон» открылось в 2009 году. Согласно информации, размещенной на официальном сайте российского «Синнабона», в нашей стране открыто более 120 таких заведений. На территории страны и нескольких республик СНГ мастер-франшизу продвигает группа компаний «МегаГрупп».
Ликвидация заведений началась летом 2014 года, с отказа «Баскин-Роббинса» от соседа-«Синнабона». На фуд-корте ТРК «Родник» кафе-пекарня «Синнабон» проработала чуть больше трех лет – с сентября 2011 года до конца октября 2014-го, уточнили Chel.ru в ТРК «Родник». С Кировки кафе-кондитерская «Синнабон» ушла в конце 2014 года. В ТРК «Горки» «Синнабон» прекратил работу в феврале 2015 года. В марте закрылось последнее заведение – в здании УрСЭИ. Площадки, на которых ранее располагались эти заведения, уже заняли другие арендаторы.
«Мы открыли «Синнабон» по франшизе на совмещенной с «Баскин Роббинс» площадке в декабре 2011 года, закрыли его в июне 2014 года, – рассказала Chel.ru исполнительный директор ресторана La Boucherie Людмила Солонина. – Отказались от франшизы, потому что дальнейшее сотрудничество стало невыгодно в экономическом плане. Требования очень жесткие, из всех франчайзи на российском рынке у «Синнабона» самые драконовские условия. Плюс не стоит забывать, что вся продукция оплачивалась в долларовом эквиваленте, а он с момента заключения договора значительно подрос». Госпожа Солонина отметила и еще один очень неприятный момент – необходимость работать с назначенными поставщиками: «С одной стороны, может быть, хорошо, что мы приобретали проверенную по качеству продукцию, с другой, по стоимости она была на порядок выше, чем можно приобрести здесь в Челябинске. Это касается и продуктов, и оборудования. Видимо, просто компания какой-то интерес с этого имела, и, судя по всему, хороший такой интерес был...»
По данным сайта Uvc.ru, стартовый взнос при покупке франшизы «Синнабона» – от 1,1 до 1,7 млн рублей. Роялти составляют – от 1,5 до 6,5 процентов общего оборота финансовых средств. Общая сумма капиталовложений – 3–6 млн рублей в помещение площадью 40–120 кв. м. Пекарня «Синнабон» окупается спустя 6–12 месяцев.
Бывший держатель франшизы «Синнабона» отметила также важность месторасположения кафе-кондитерских.
«Как показала наша практика, кафе-кондитерские «Синнабон» больше подходят для размещения в торгово-развлекательных комплексах, а как самостоятельные кафе они очень сложно выживают, вернее, не выживают вообще, – говорит Людмила Солонина. – А в торгово-развлекательных комплексах других городов, насколько мне известно, «Синнабоны» вполне успешно работают. В то же время не могу не отметить, что было очень много любителей булок с корицей. После закрытия у нас еще год–полтора спрашивали, где эти булки, куда убрали их из меню...».
По мнению экспертов Chel.ru, основной причиной закрытия заведений стали драконовские условия покупки франшизы, скачок стоимости доллара, повлиявший на стоимость сырья и снижение маржи, а также продукция, не пришедшаяся по вкусу южноуральцам.
«Формат «Синнабона» в Челябинске не вполне прижился, – считает генеральный директор компании «Артур Андреев и консалтинг» Артур Андреев. – На мой взгляд, он не очень подходит нам именно из-за приторного вкуса: булочки покрывались глазурью и получались избыточно сладкими. Это хорошо для Америки, но у нас привыкли несколько к иным вкусам. Количество гостей в челябинских «Синнабонах» показывало, что формат не очень востребован».
Второй важной причиной стал рост закупочных цен, указал эксперт. «Держателям франшиз пришлось поднимать рублевые цены при продаже готовой продукции в кафе, – продолжает Андреев. – Аренда, думаю, тоже была не из дешевых. Совокупность этих факторов привела к тому, что и без того не очень хороший поток гостей еще больше уменьшился, выручка и прибыль сократились».
«В кафе-кондитерских «Синнабон» было не совсем верное соотношение цены и качества, – считает управляющий пекарни Andrew Baker Никита Гожедрянов. – Плюс к этому ассортимент долгое время практически не менялся. Еще было не совсем удачное месторасположение – в торговых центрах. А кондитерка не приемлет большого скопления народа, нужно, чтобы была возможность насладиться вкусом тортов и пирожных, их послевкусием, а большое скопление народа в торговых центрах и суета это наслаждение разрушают».
Вообще качественную кондитерскую продукцию будут покупать всегда, уверены представители кондитерской отрасли. «Конечно, перед людьми сейчас острее стоит вопрос, что купить – обувь ребенку или тортик, но мы по неснижающемуся объему продаж отчетливо видим, что сладкого людям хочется всегда, а особенно в кризис, – продолжает Никита Гожедрянов. – Важно не снижать качество и регулярно радовать клиентов новинками, тогда и кризис не страшен».
Между тем представители рынка общепита города считают, что в скором времени еще некоторые южноуральские рестораторы откажутся и от части франшиз, особенно от тех, где расчеты происходят за валюту.
«Если ингредиенты приходят из-за рубежа и при их оплате есть привязка к доллару или евро, это напрямую влияет на себестоимость продукции, уменьшая маржу. И рестораторам в этих условиях сложнее выживать, – поясняет Артур Андреев. – Плюс наблюдается всеобщий спад на рынке. В данном случае несколько минусов подводят заведения к невозможности работать в принципе».
Рынок франшиз, думаю, успокоится примерно к осени, предрекает эксперт. «К тому времени уйдут проекты, которые были открыты в месте с небольшой посещаемостью, либо не очень востребованы на рынке, как «Синнабон», или же на которые ощутимо повлияла закупочная стоимость ингредиентов», – резюмирует Артур Андреев.