Челябинским продавцам разрешат обвешивать покупателей, но не более чем на 10 граммов. Минпромторг разработал постановление, устанавливающее, какие погрешности в весе и объеме товаров можно считать обманом покупателя, а какие – нет. В противном случае обвес покупателя станет дорогим удовольствием.
Чтобы оградить потребителей от обмана, Минпромторг предложил установить минимальную погрешность при взвешивании товара. Так, согласно проекту приказа максимальный недовес может составлять 10 г или 3,3 мл, если масса товара составляет от 2 до 10 кг (мл). Чем меньше вес, тем меньше допустимая погрешность: от 0,5 до 2 кг (мл) – обвес до 5 г (1,6 мл), от 100 до 500 г (мл) – до 2 г (0,6 мл), до 100 г (мл) – до 1 г (0,3 мл). В случае линейного размера товара допускается не более 0,6 мм обмера при номинальном количестве продукта от 2 до 3 метров, до 0,3 мм для товара от 1,5–2 метров, 0,25 мм для товара от 1–1,5 метра, 0,2 мм для товара 0,5–1 метр, 0,15 мм для товара 0,3–0,5 мм и 0,1 мм для товара до 0,3 метра.
Чем обоснована такая норма обвеса, не объясняется. Вероятнее всего, власти посчитали ее незначительной, но при этом позволяющей избежать споров за каждый грамм. Нарушителям придется заплатить штраф. Согласно действующему законодательству за «обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара» предусмотрено административное наказание: от 3 до 5 тыс. рублей – для физлиц, от 10 до 30 тыс. рублей – для должностных лиц и от 20 до 50 тыс. рублей – для юрлиц.
Тем временем челябинцы продолжают жаловаться на недобросовестных продавцов, которые в погоне за сверхприбылью не брезгуют обвешиванием. Согласно опросу сайта ChelFin.ru в социальной сети, чаще всего с такой уловкой сталкиваются на рынках. Об этом заявили 40% опрошенных жителей областного центра. Еще около 30% указали на недовесы в супермаркетах и столько же пожаловались на недобросовестных продавцов в небольших магазинах, торгующих через прилавок.
Очень много возмущений касается замороженных продуктов, на которых слишком много льда. «В «Рависе» на улице Шуменской повторно завешивают заморозку с проставленным весом на пакете», – рассказала жительница Челябинска Марина.
Казалось бы, различные уловки с магнитиками и гирями должны были уйти в прошлое вместе с механическими весами. Но, как показывает практика, такой способ открытого обвешивания не теряет своей популярности. «В рыбном отделе магазина «Андреевский» на улице Гагарина стрелка весов (ещё советских времён) стоит не на нуле, а на делении в 100 граммов. Они стоят боком к покупателю, и сразу это не заметишь, – поделилась жительница Челябинска Юлия. – Дома на весах проверили – что и требовалось доказать! Администрация отдела на жалобы не реагирует. Больше не ходим туда, хотя товар у них не плохой».
В крупных торговых сетях отрицают факты обвешивания, ссылаясь на то, что весы проходят обязательную поверку, а «умные» приборы не только показывают точный вес, но и не обсчитывают. «Сотрудникам, работающим на фасовке, тоже невыгодно делать недовес. Разницу в стоимости они никак не смогут обналичить, ведь покупатель расплачивается не с ними, а на кассе», – говорит директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов.
Правозащитники советуют челябинцам быть бдительными при совершении покупок. Необходимо внимательно следить за продавцом, который взвешивает товар, и в случае чего не постесняться сделать замечание. Второй совет – из серии «доверяй, но проверяй»: можно повторно взвесить товар на других весах. В крупных магазинах обычно установлено несколько измерительных приборов. Как показывает практика, иногда этот способ помогает вывести продавца на чистую воду. «Несколько раз проверяли вес купленных товаров в магазине «Солнечный» на улице Марченко. Разница может составлять 300 граммов! После нашей претензии они объяснили, что не сбросили прошлый вес! Потом эти контрольные весы убрали», – рассказала жительница Челябинска Гульнара.
При обнаружении обвеса необходимо попытаться урегулировать вопрос мирно. В случае отказа можно обратиться в надзорные органы. «Около 15% жалоб, обращенных в Роспотребнадзор, касаются обвешивания, – констатирует адвокат коллегии адвокатов «Филатов и партнёры» Юлия Желавская. – По факту обращения будет организована проверка, а для продавца в этом мало приятного, ведь выявятся и другие недочеты. Кроме того, штрафы, установленные за нарушения, являются значительной суммой для небольших торговых точек».
Пока одни покупатели борются за свои права, другие сами пытаются обмануть магазин. Сегодня во многих супермаркетах покупатель может самостоятельно положить нужное количество товара и взвесить его. Пользуясь такой возможностью, некоторые выбирают на весах другой продукт по более низкой цене или добавляют несколько единиц товара после взвешивания. «Так как товары на вес – овощи и фрукты – расположены в свободном доступе, клиент сам выбирает то количество товара, которое ему нужно. В свою очередь, если хозяйка касс (кассир. – Прим. авт.) сочтет необходимым проверить вес того или иного товара, то она может это сделать на весах, расположенных на кассах», – говорит директор по внешним коммуникациям «АШАН Россия» Мария Курносова. Подобные споры чаще всего решаются мирно: покупателю могут предложить еще раз взвесить товар, рассчитав новую стоимость, или убрать лишнее.
Фото: Фото Canon Boy с сайта Shutterstock.ru