С 2016 года пиво вырастет в цене как минимум в два раза. Такой прогноз пивовары Южного Урала дают на случай, если законопроект о запрете розлива слабоалкогольных напитков в пластиковую упаковку, активно обсуждаемый в Госдуме РФ, все же будет принят. Какие цели преследуют инициаторы законопроектов и как их оценивают эксперты – в статье на Chel.ru.

Законотворческая «пластиковая» инициатива

Законопроект об ограничении продажи алкоголя в пластиковой таре должен заработать с 2016 года. Такое мнение высказал вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, пишет ТАСС. «В связи с активизировавшимся в последнее время натиском со стороны пивного нероссийского лобби мы еще раз подтверждаем нашу решимость добиться того, чтобы этот закон был принят и заработал 1 января 2016 года», – подчеркнул парламентарий.

По его словам, на сегодняшний день дискуссия при подготовке поправок разворачивается вокруг двух основных моментов – максимальный объем и ограничение по крепости.

«Наши оппоненты пытаются добиться установления полутора литров в качестве максимального объема, против чего мы категорически выступаем, – пояснил Исаев. – Мы выступаем за то, чтобы было пол-литра. Помимо этого, мы за то, чтобы ограничить крепость напитков, разливаемых в ПЭТ-тару, крепостью пива». По словам вице-спикера, 90 процентов так называемых напитков на основе пива льются в ПЭТ-тару, и это наиболее вредные с точки зрения здоровья человека напитки.

Исаев указал, что три страны ЕС – Бельгия, Дания и Нидерланды – лоббируют сохранение продажи алкоголя в РФ в пластиковой таре, но именно четыре компании этих стран являются производителями 90 процентов пива в России. Он также отметил, что «критическим» моментом для принятия документа является осенняя сессия 2015 года.

Куда разливать

Между тем эксперты Chel.ru указали, что законопроект приведет к ликвидации мелкого и среднего пивоваренного бизнеса в России, а производства именно этих иностранных компаний значительно пострадают, но выживут, так как они наиболее приспособлены к грядущим изменениям.

«С 1 января 2016 года законотворцы намерены полностью запретить ПЭТ-бутылки для розлива слабого алкоголя. Причем не так, как в Казахстане, где под запрет попало только производство в ПЭТ-бутылках. У нас намерены запретить даже разливать в ПЭТ-бутылки в розничных магазинах из кег, – комментирует председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Илья Ройтенберг. – Это нанесет серьезнейший удар по пивоварению, прежде всего, отечественному, потому что мини-производства – это именно отечественные производители, малый бизнес». Крупные же иностранные предприятия, которые занимают львиную долю рынка, выживут как минимум потому, что у них уже есть линии розлива в стеклянные бутылки и алюминиевые банки, уверен Ройтенберг.

«У нас же пока нет ни одной альтернативы, – продолжает он. – Если, допустим, переходить на розлив в стеклянные бутылки, то могу абсолютно точно сказать: в стране нет такого количества стеклодувных заводов, которые могли бы обеспечить стеклянной тарой даже крупных производителей. А нужно понимать, что такие гиганты, как «Балтика», «Хайнекен» и так далее, разливают 50-60 процентов продукции в ПЭТ-бутылки, и объем стекла им потребуется немалый».

«Перейдем на стекло – пиво сразу вырастет в цене как минимум в два раза, – прогнозирует директор ООО «Магистр-Пивовар» Константин Яковлев. – Этого и добиваются «водочники». Ведь потребление пива в пересчете на алкоголь падает, но потребление водки падает еще больше. Но если пиво вырастет в цене, люди вновь перейдут на водку. Вот вам и забота о здоровье нации и стремление прекратить в стране глобальную алкоголизацию!»

Пивовары не видят возможным и переход на алюминиевые банки, несмотря на то, что в регионе даже есть производитель такой тары. «Я специально позвонил на этот завод и выяснил, что, оказывается, минимальная партия банок соответствует количеству пива, равному десяти годам моего непрерывного производства! – рассказывает Илья Ройтенберг. – Если нам скажут наливать по старинке в трехлитровые банки покупателей – это будет антисанитария: мы не знаем, кто и как эту банку мыл, а при возникновении проблем со здоровьем покупателей виноватым будет наш продукт. В полиэтиленовые пакеты пиво наливать что ли?»

Легально пить стали меньше

В последнее время в РФ устойчиво снижаются объемы потребления и производства практически всех видов алкогольных напитков, указал финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. Например, только за прошлый год производство столового вина снизилось на 5,3 процента – до 32,1 миллиона декалитров. Производство водки сократилось на 22,3 процента, игристого вина и шампанского – на 9,4 процента. Выпуск коньяка снизился за год на семь процентов до 6,9 млн декалитров, а пива – на 8,6 процента – до 816 млн декалитров.

«Можно перечислить целый ряд факторов, которые обусловили подобную динамику, – считает Тимур Нигматуллин. – Так, сказываются достаточно высокие акцизные отчисления, явно чрезмерное госрегулирование отрасли, негативная экономическая конъюнктура и растущие продажи нелегальной продукции».

Респонденты сайта высказали опасения, что обсуждаемый законопроект приведет к снижению качества продукции.

«Этот закон испортит наш продукт, – уверяет главный пивовар пивоварни «Спиридонов» Алексей Кривоногих. – Дело в том, что срок хранения живого пива очень маленький. Если разливать его в стекло и алюминий, будет невыгодно менять товарные остатки каждые три пять-дней, и мы будем вынуждены покупать фильтры, делать пастеризацию... В конечном итоге, к сожалению, будет страдать потребитель».

По данным «Союза пивоваров Южного Урала» в Челябинске работает 15 мини-пивоварен, город находится на втором месте по количеству пивоварен на число жителей, на первом – Санкт-Петербург (47 пивоварен).

Пивовары сетуют, что этот законопроект – далеко не единственный в своем роде и высказывают надежду, что он будет принят в более «адекватном» виде.

«Четыре года занимаюсь пивом – и не было ни одного года, чтобы не возникало проблем от законодательства: то со счетчиками что-то придумают, то еще что-то, – комментирует Константин Яковлев. – И что удивительно, абсурдность этих законов понимают практически все, но отменяют их, только основательно нас напугав и подождав, когда мы потратим существенные суммы. К примеру, закон о пивных счетчиках отменили спустя всего лишь полмесяца после его вступления! Не удивлюсь, если что-то подобное будет и с ЕГАИС или планируемым запретом ПЭТ-бутылок: приняв законы, спустя время их отменят, но к тому времени уже будет нанесен колоссальный урон отрасли – часть пивоваров просто разорится».

«Само собой, запрет ПЭТ усугубит ситуацию на рынке пива, – соглашается финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. – На мой взгляд, пострадают наиболее крупные производители, ориентированные на массовый рынок. Как правило, здесь розничная стоимость продукции сильнее всего зависит от стоимости тары. При этом я не думаю, что запрет ПЭТ приведет к существенному снижению «алкоголизации». Скорее всего, возрастет потребление крепких алкогольных напитков и в том числе нелегального производства».

ЕГАИС пересчитает прибыль?

Как сообщал Chel.ru, с 1 июня 2015 года вступили в силу поправки в закон о регулировании алкогольного рынка. Согласно изменениям, пороговое содержание этилового спирта в продуктах, подлежащих государственному учету производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, снизилось с 1,5 до 0,5 процента. С этого же момента в течение года внедрить на своих предприятиях Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) должны пивовары.

«Нас уже приучают к ЕГАИСУ – дали год, в течение которого нужно установить это оборудование, которое стоит от 700 тысяч рублей на каждую точку, – комментирует Илья Ройтенберг. – Для многих малых и средних предприятий это неподъемные деньги. Но самое обидное то, что ЕГАИС вообще никак не меняет отчетность. У нас уже «переучетность» – Росалькогольрегулирование, налоговая и иные службы получают от нас самый полный пакет документов. Поэтому иначе как плановым сбором огромных денег сначала с производителя, затем с оптовиков и каждой розничной точки назвать это не могу».

Около 40 процентов водочной продукции в Челябинске – контрафакт, указал Ройтенберг со ссылкой на официальные статистические данные. При этом с водочным контрафактом уже несколько лет борются при помощи ЕГАИС. «Пивовары с ЕГАИС не работают – контрафакта в отрасли по статистике только десять процентов, – рассуждает он. – Так спасет ли нас, пивоваров и россиян, этот ЕГАИС от пивного контрафакта, если он даже водку посчитать не может?»

Фото: Фото grynold с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter