Крупные российские кинопрокатчики обратились к президенту с просьбой отменить введение НДС на зарубежные фильмы. Последние, кстати, занимают львиную долю сборов, а значит, и потери в размере 18% будут существенными. В противном случае киносети будут вынуждены повышать цены, чтобы компенсировать издержки. Как челябинские кинотеатры чувствуют себя в условиях кризиса, насколько для них критично введение НДС и кому придется выкручиваться при увеличении налоговой нагрузки – читайте в материале Chel.ru.
Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс» (объединяет девять крупнейших кинопрокатных сетей, в том числе «Каро-Фильм», «Формула кино», «Синема Парк») написали письмо Владимиру Путину, в котором просят не допустить введения нового налога на иностранное кино. Руководители киносетей подчеркивают, что дистрибьюторы зарубежных кинолент уже платят НДС за их прокат. Введение налога на билеты никаких не повлияет на доходы западных режиссеров, но зато серьезно подкосит работу отечественных кинотеатров – вынудит повысить цены на билеты или закрыть часть из них.
Напомним, это уже не первая попытка обложить кинобилеты налогом на добавленную стоимость – в 2011 году были отменены льготы по НДС для коммерческих кинотеатров, однако благодаря протестам крупных игроков рынка все вернулось на круги своя. Инициатива этого года, прозвучавшая на фоне продления западных санкций, носит скорее политический мотив. «Мы должны льготировать свои фильмы, потому что они у нас сняты, но не факт, что мы должны давать льготы иностранным продуктам, это очевидная история», – цитировал ТАСС заявление Дмитрия Медведева на встрече с кинематографистами. Разницей в цене планируется привлечь зрителя на отечественные картины, а собранные деньги направить на поддержание российского кинопрома. Обдумать возможность нововведения в течение месяца поручено Минкультуры совместно с Минэкономики.
Исторически сложилось так, что около 80% проката – зарубежные фильмы, соответственно, сборы с них намного больше. Но выбор зрителя не зависит ни от патриотических настроений, ни от разницы в цене между отечественными и зарубежными. «Есть неплохие российские блокбастеры – на них ходят хорошо. Наши комедии зрители приравнивают к юмору популярных телеканалов, и на них идут все. Хотя есть хорошие, но недооцененные комедии, например «Бармен», – говорит заместитель директора кинотеатра «Знамя» Артем Созыкин.
«В кино ходит молодежь, на зарубежные фильмы, как правило, раскрученные франшизы – «Терминатор» или «Гарри Поттер», – и рекламные кампании в сотни раз больше», – говорит генеральный директор холдинга «Мегаполис» Александр Одольский. А вот поддержание отечественного кино за счет налогов, по мнению собеседника, идея плохая. «За российские фильмы голосуют зрители. Все зависит от самого продукта – кто и с каким бюджетом его снял. Можно закопать миллиарды государственных денег и провалиться в прокате, а можно потратить в 10 раз меньше и завоевать зрителей», – добавил он.
Игроки рынка отмечают, что кинотеатры и так несут большие затраты после повышения курса доллара, ведь никакого импортозамещения по части оборудования у нас нет. Добавляются еще и сезонные трудности. «Май и начало июня были провальные. Сейчас шикарно – народ идет, и фильмы себя оправдывают. Ожидаем, что август и сентябрь будет хорошим, а потом – только Новый год», – отмечает Артем Созыкин.
На фоне всего этого НДС в размере 18% – это не та сумма, которую можно будет запросто отдать. «Отмена льготы по НДС рентабельна для кинотеатров только с точки зрения системы налогообложения: кинотеатры будут терять меньше возмещаемого НДС, причем по зарубежным фильмам, а не по российским. Это означает, что прокат зарубежных фильмов будет рентабельнее, правда, при условии повышения цены билета», – говорит заместитель генерального директора по финансам национальной сети кинотеатров «Синема Парк» Ирина Голоушкина.
Министра культуры Владимира Мединского удивило такое обращение к президенту. По его словам, идея находится в процессе разработки. «Нет ни законопроекта, ни даже предложения к нему еще не опубликованы, но уже Баба Яга против», – цитирует главу Минкультуры РБК.
Нетрудно догадаться, что следствием повышения цены билета станет отток зрителей, которым будет проще подождать несколько недель и скачать долгожданное кино в Интернете. А поскольку в кризисное время посещаемость кинотеатров и так упала на 40%, введение НДС оставит кинопрокатный бизнес и все, что с ним связано, за гранью рентабельности. «Вследствие уменьшения посещаемости пострадают и все сопутствующие услуги, в том числе продажа попкорна, на которых кинотеатры также делают большую прибыль. Если с под одной крышей с кинотеатрами соседствуют кафе, бильярд и другие развлечения – все арендаторы почувствуют это», – предполагает налоговый адвокат коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» Юлия Желавская.
Как гласит старая мудрость, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и в случае введения НДС кинопрокатной индустрии придется изыскивать способы привлечения клиентов. «Работа кинотеатра будет зависеть от того, как он будет позиционироваться себя, какие акции делать. Например, дни студентов, – говорит Артем Созыкин. – На мультики детей точно поведут – неважно, сколько стоит билет. Так, «Миньоны» за два часа в российском прокате собрали 28 млн рублей».
Тем, кто не сможет привлечь зрителей собственными силами, придется закрыться. Подобные примеры уже были в Челябинске. «Кинотеатр «Победа» проработал 30 лет и закрылся на клюшку. А все потому, что арендатор не справился», – вспоминает Александр Одольский.
Фото: Фото BlueSkyImage с сайта Shutterstock.com