На Южном Урале намерены поднять с колен отрасль грузоподъемного оборудования и превратить наш регион в центр развития кранового производства. Для этого в ближайшее время планируется сформировать кластер кранового оборудования, а представителям этой отрасли уделить особое внимание, в том числе и в виде субсидий. Как будут развивать краностроительную отрасль в регионе и к чему, по мнению экспертов, это приведет – в тексте на Chel.ru.
Зачем нужен кластер
В минувший четверг, 6 августа, в региональном правительстве прошло совещание о формировании в Челябинской области кластера грузоподъемного (кранового) оборудования. В нем поучаствовали представители двух десятков крановых предприятий области.
Необходимость в проведении совещания назрела в июле, в рамках встречи министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, когда было подписано соглашение о взаимодействии между правительством области и Минпромторгом России.
По итогам той встречи было решено проработать возможность создания центра компетенции в Челябинской области по производству грузоподъемного (кранового) оборудования; сформировать дорожную карту создания в регионе такого кластера и организовать сбор заявок в Фонд развития промышленности на предоставление федеральной поддержки.
«Необходимо сохранить темпы стремительного развития данного проекта, установленные Минпромторгом России и губернатором области, – подчеркнул заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. – Наличие в регионе обширных компетенций в отрасли краностроения, соответствующей научной базы, высококвалифицированных кадров, производственных площадок создают предпосылки для становления Челябинской области как центра краностроения России».
Почему в нашем регионе
За последние 30 лет (1985–2015 годы) российская краностроительная отрасль претерпела серьезные негативные изменения. Согласно оценке экспертов ситуация в отрасли подъемно-транспортного оборудования была крайне запущенной: ликвидировались предприятия, закрывались профильные проектные институты и инженерно-технические центры, утрачен квалифицированный персонал и соответствующие компетенции. К 2000 году отмечен огромный спад производства – до 90–98 процентов – по всем сегментам отрасли.
Начиная с 2001 года происходит ежегодное восстановление отечественного производства грузоподъемного (кранового) оборудования в среднем от 20 до 70 процентов, однако его темпы сильно отстают от динамики развития других отраслей российской экономики. В настоящее время краностроение смогло вернуть только 25 процентов от объемов производства советского периода. Причина – существенное влияние негативных тенденций и факторов, в том числе нарастание импорта, вытесняющего продукцию отечественных производителей. К примеру, в 2014 году объем российского рынка грузоподъемного оборудования составил 35,8 млрд рублей, 62 процента которых пришлось на импорт.
Еще одной отрицательной тенденцией стала потеря российскими предприятиями системного подхода к формированию потребности в приобретении крановой техники.
Между тем Челябинская область сохранила уникальные компетенции в производстве такого оборудования. На действующих, в том числе модернизированных и вновь созданных предприятиях региона, удалось сохранить технологии краностроения советского периода, значительно нарастить соответствующие компетенции, сохранить собственные конструкторские бюро и создать современные инжиниринговые центры, используя лучший мировой опыт.
Помимо этого, в 2014 году челябинские предприятия инициировали создание отраслевой ассоциации производителей кранового оборудования «СоюзКран», которая представляет и защищает интересы российских производителей грузоподъемного оборудования. Ассоциация инициировала на федеральном уровне обсуждение актуальных вопросов краностроительной отрасли и организовала взаимодействие с Минпромторгом России.
Чем помогут крановщикам
Итогом совещания стало решение о формировании в Челябинской области кластера грузоподъемного (кранового) оборудования. Министерству поручено назначить ответственных за подготовку документации, необходимой для формирования кластера, а также создать постоянно действующую рабочую группу по сопровождению мероприятий, связанных с формированием кластера.
Объединив свои усилия и при поддержке правительства Челябинской области участники кластера грузоподьемного (кранового) оборудования могут получить ряд федеральных преференций, сообщила министр экономического развития Челябинской области Татьяна Кузнецова. А именно:
субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также на модернизацию основных производственных фондов предприятий;
компенсацию процентной ставки по кредитам;
освоение новых видов производств и возможность получения федеральной поддержки;
получение перспективных заказов российских государственных корпораций;
увеличение сбыта грузоподъемного (кранового) оборудования на российском рынке;
возможности выхода на высококонкурентные международные рынки.
Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» закреплено понятие промышленного кластера – это совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или на территориях нескольких субъектов РФ, указала министр.
«Создание промышленных кластеров может стать инструментом вовлечения в хозяйственный оборот существующей промышленной и инновационной инфраструктуры с целью организации кооперации и производства промышленной продукции», – отметила Татьяна Кузнецова.
Чего ждут краностроители
Краностроительные предприятия Южного Урала при наличии необходимой поддержки готовы не просто увеличить производство в разы, но и начать создавать при этом импортозамещающую продукцию, отмечают эксперты Chel.ru.
«При наличии благоприятных условий мы готовы нарастить объемы производства в кратчайшие сроки в два и более раза, но речь сейчас идет не столько об увеличении объемов, сколько о создании импортозамещающей продукции, – комментирует генеральный директор группы компаний «Уралкран» Сергей Кравчук. – И в этом в силах помочь краностроительный кластер». Но чтобы он оказался действенным, необходима активная организационная поддержка, а также поддержка на уровне региональной и федеральной власти – финансовая помощь на НИОКРы, субсидирование ставки по кредитам при создании новых предприятий и инвестировании в уже существующие производства, уверен Кравчук.
«Еще мы рассчитываем на помощь региональных властей в организации поддержки федеральной власти в том числе от Фонда развития промышленности, а также на то, что наше краностроение попадет в региональные программы поддержки промышленности, – продолжает он. – При наличии всего этого активное и плодотворное развитие крановой отрасли региона идет не на годы, а на месяцы. Уже в следующем году мы сможем получить заметный результат».
Кравчук отметил, что в решении этого вопроса региональные власти заняли активную позицию. «Темпы работы региональных властей вселяют уверенность, что краностроители получат реальную поддержку и в дальнейшем прославят наш регион как Российский центр краностроения», – указал он.
Участники рынка краностроения опасаются, что инициатива, несмотря на ее актуальность, спустя время сойдет на нет.
«Самое главное, что произошло на этом совещании – правительство обратило внимание на краностроительную отрасль, что она есть, люди что-то делают стараются развиваться, невзирая на кризисные и предкризисные условия, – комментирует директор Кременкульского редукторного завода «Европривод» Азат Бикбулатов. – И вот вокруг этих «ростков производства» стараются создать какие-то ограждения, и это здорово. Но настораживает то, что зачастую хорошие начинания примерно через год спускаются до бюрократического уровня, и инициатива, какой бы она хорошей ни была в начале, какие бы выгоды не сулила, через год просто саботируется, или когда цена нефти подрастет до 80$, станет неактуальной. Важно не дать этой инициативе заглохнуть».
Крановое производство нуждается в поддержке не более, чем все остальные производства, уверяют эксперты.
«Это экономическая и курсовая стабильность, предсказуемость условий работы сроком минимум в год, – уверен Азат Бикбулатов. – Ведь когда все это начинает скакать, бизнес нервничает и отказывается от покупок и от развития. Еще нужно прекратить закручивать гайки бизнесу, создавать дополнительные налоговые и законодательные нагрузки – это тоже пугает. Жизненно необходимо ввести мораторий на любые изменения законов, касающихся бизнеса, и дать бизнесу год-другой отдышаться и адаптироваться». А следующие изменения вводить не каждый квартал, как сейчас, а раз в два-три года. Ведь помимо того, что экономическая обстановка нестабильна, мучает еще и законодательная нестабильность, дополнил респондент.
«Все, что сейчас происходит – создание всевозможных объединений – происходит от отчаяния, – уверен Бикбулатов. – Сейчас по одиночке предприятию сложно не только продвигать свои интересы, но даже банально защитить себя. Минус в том, что объединение происходит административным способом. Обычно, когда предприятия объединяются на добровольной основе, результат намного значимее. Хочется верить, что это «клуб по интересам», а потому инициатива правительства приживется».
Заинтересованность в создании кластера грузоподъемного (кранового) оборудования высказывают и поставщики запчастей и комплектующих.
«В рамках мероприятия в областном правительстве присутствовали все наши потенциальные партнеры, – рассказывает директор Кременкульского редукторного завода «Европривод», производящего редукторы для кранов. – Если при объединении крановых предприятий нас, поставщиков комплектующих, пригласят туда, то мы непременно в объединение войдем. Это очень хороший шанс закрепиться на их рынке и увеличить сбыт. Тем более, что одно из условий прозвучало так: 50 процентов комплектующих должно приобретаться внутри создаваемого объединения».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com