Пальмовое масло выведут на чистую воду

Поделиться

Власти озаботились вопросом использования пальмового масла в молочных и кондитерских изделиях. В настоящее время ведомство работает над изменением правил маркировки молочной продукции. Как нарекут технические сорта «пальмы», повлияет ли новая маркировка на объемы производства и продаж, а также по карману ли среднестатистическому потребителю натуральный продукт, читайте в материале Chel.ru.

Молоко или «пальма»?

Отечественный рынок завален фальсифицированным продовольствием. Серьезную проблему, по мнению властей, представляет пальмое масло, в частности, его технические сорта, которые сегодня присутствует во многих молочных и кондитерских изделиях.

«Правительство обсуждает различные варианты ограничения этого ингредиента, – сообщил СМИ вице-премьер Аркадий Дворкович. – Могут даже запретить его использовать в товарах для детей, ввести наказание для производителей за скрытое использование пальмового масла».

В минсельхозе сообщили, что сейчас ведомство работает над изменением правил маркировки молочной продукции, пишет «Российская газета». «Мы хотим уйти от таких определений, как "сметанный", "творожный", – рассказал директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Владимир Лабинов. – Это молокосодержащие продукты, но в их производстве допускается использование немолочного жира. Предлагаем эти продукты маркировать общетехническими терминами, которые характеризуют структуру продукта – крем, суфле, паста, соус и так далее».

Сегодня термином "творожный" маркируется как натуральный продукт, так и товар с содержанием растительных жиров, а это неправильно, пояснил Лабинов. Минсельхоз также предлагает изменить шрифт на этикетах молочной продукции. Сейчас наличие растительных жиров указывается, как правило, на оборотной стороне товара и мелким шрифтом, что вводит в заблуждение потребителей и развязывает руки фальсификаторам.

«Страну наводнили продукты из пальмового масла, постоянно растет доля молочного фальсификата, – отмечал в интервью 74.ru председатель Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Еремин. – В магазинах-дискаунтерах продается масло, творог, сыр, которые в два раза дешевле натурального. Производство молока в сельхозхозяйствах России осталось на уровне прошлого года, а выпуск молочных продуктов увеличился примерно на 40%, особенно сыров, творога и сливочного масла. Парадокс, не правда ли? То есть сырья столько же, а продуктов из него намного больше. Естественно, это связано с активным применением пальмового масла».

Россия стала крупнейшим в мире импортером пальмового масла: в 2014 году его закуплено на 50% больше, чем в 2013-ом.

Минсельхоз уже оформил свою инициативу в виде предложений по изменению техрегламента Таможенного союза на молочную продукцию и получил поддержку минпромторга. «Однако наша позиция по новой маркировке молочных продуктов отвергается Роспотребнадзором. Я рад, что появилось поручение вице-премьера Аркадия Дворковича навести порядок в этом сегменте», – рассказал Лабинов.

Кто ответит за состав продукта?

По мнению Россельхознадзора, не все «пальмовые» продукты опасны для здоровья. Однако потребитель должен знать, что именно он покупает.

«Многие производители любят пальмовое масло за его высокие технологические свойства, – говорит официальный представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко. – Печенье, содержащее этот ингредиент, долго не черствеет, мороженое не тает. Значительно увеличивается срок годности продукта. И, конечно,"пальма" удешевляет себестоимость продукции».

Как отметил Дмитрий Еремин, норма использования данного ингредиента в России существенно превышает европейские показатели: «В Европе допустимо использовать не более 0,9% пальмового масла в продукте, а в России, к сожалению, нормой считается до 10%. При этом определить его наличие в продукте органолептически очень сложно».

Несмотря на то, что закон обязывает производителя указывать состав продукта, эта норма исполняется не всегда, добавляет Еремин. «Строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения, – говорит эксперт. – Если производитель использовал пальмовое масло, то результат должен называться молочным напитком, сырным, сметанным или творожным продуктом, спредом, но не молоком, сыром, сметаной, творогом и маслом. Нельзя вводить в заблуждение покупателя. Выявить недобросовестных производителей продукции легко: приходишь в любой магазин, берешь дешевые продукты и – на экспертизу в Роспотребнадзор. Если обнаружены нарушения, то продукты должны убрать с прилавков, выписать штраф, провести проверку на производстве. Это прямая обязанность Роспотребнадзора. Но что-то я не помню объявлений о том, что в продукции какого-то крупного производителя нашли пальмовое масло, что сняли эти продукты с продажи».

Впрочем, южноуральские производители считают, что паника относительно состава весьма преувеличена. «Мы работаем в соответствии с законом, весь состав продукта всегда указываем на этикетке. Что касается пальмового масла, то наша кондитерская фабрика «Колос» его не использует, – говорит начальник отдела маркетинга ГК «Руслада» Ольга Сергина. – В то же время если добросовестные производители и так указывают состав продукта на этикетке, то есть ли смысл акцентировать внимание на этом еще и в названии?».

Запрет добавит проблем

В то же время радикальные предложения – полностью запретить ввоз пальмового масла в Россию – могут привести к резкому повышению цен на продукты, считает Дмитрий Еремин.

«Думаю, нужно искать золотую середину, но при этом без ограничения фальсификации не обойтись, ведь это угроза здоровью нации, особенно детей, – говорит он. – Нужно строго контролировать наличие пальмового масла в продуктах и его обозначение на упаковке».

«Таких продуктов на рынке достаточно много, и тенденция только усиливается. С учетом той ситуации, которая сегодня сложилась, производители максимально пытаются удешевить продукт, – отмечает коммерческий директор сети «Проспект» Андрей Грибанов. – А вообще натуральное молоко – это когда корову подоили, а все остальное сложно назвать таковым. В любом случае людям нужно что-то кушать. Поэтому новая маркировка никак не повлияет на объемы продаж и покупательский спрос. Человек не может отказаться от молочной продукции вообще, и неважно, под каким это идет названием. Натуральный продукт будут покупать те, кто может себе это позволить, также как и более дорогую квартиру или автомобиль. Те, кто не могут этого сделать, будут покупать продукт более дешевый. Полный запрет на использование пальмового масла – это просто абсурд. Что тогда кушать пенсионерам или многим другим людям, которые получают низкую зарплату?»

Право выбора тех или иных продуктов в любом случае должно оставаться за потребителем, исходя из его финансовых возможностей и предпочтений, добавляет Андрей Грибанов.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter