Бизнес Шесть причин (не) делать бизнес в Крыму

Шесть причин (не) делать бизнес в Крыму

Уральские предприниматели посетили несколько муниципалитетов в Крыму, побывали на производственных площадках и обсудили возможности сотрудничества с руководителями местных предприятий и компаний. Какие соглашения уже удалось подписать, как будет развиваться сотрудничество между нашими регионами и к чему надо быть готовым бизнесу, решившему работать в Крыму? Подробности – в материале Chel.ru.

Место для отпуска

Бледнолицыми вернулись уральские бизнесмены из Крыма. Говорят, что загорать было некогда – с раннего утра до позднего вечера ездили по городам и предприятиям. Хотя всей остальной курортной атрибутики хватало: солнце жаркое, море чистейшее, вино отличное! Из-за нынешнего наплыва российских туристов возникли было проблемы со снабжением продуктами, но тамошние бизнесмены все исправили быстро, хотя и не дешево.

По нашим меркам, утверждают участники поездки, в Крыму все еще «смешные» цены на санаторно-курортный отдых. Глава Аши Юрий Данилов, например, благодаря этому привез домой договоренности об обмене большими группами отпускников между регионами. «Мы договорились с главами муниципалитетов организовывать летние поездки ашинцев в Крым, а крымчан – на наши зимние туристические площадки, – рассказал Данилов. – Кроме того, обсудили проведение Дней Феодосии и Евпатории в Аше и наоборот ашинские презентации в крымских муниципалитетах». Также со спокойной душой готовы отпустить своих работников в крымский отпуск представители Миасского машиностроительного завода и организовать встречные поездки южан по горам и озерам Южного Урала.

Регион для жизни

«Курортные места выглядят симпатично, но остальная территория производит впечатление выжатого лимона, – признается организатор поездки, глава «Уральского экономического союза», генеральный директор предприятия «Маркер-ирушка» Олег Витковский. – Мы как будто вернулись в Россию на 20 лет назад. Сегодня даже Курган выглядит лучше Симферополя. Надо быть готовым к этому. Работает симферопольский аэропорт, принимает по 100 рейсов в день. Дороги плохие, но начинают их строить, ремонтировать. Настроения людей нормальные. Первый год они, действительно, ходили с шариками и были в эйфории. Потом ждали улучшений сразу и во всем. Сейчас понимают, что чудес не бывает, и надо самим тоже серьезно перестраиваться. Соотношение российских зарплат и российских цен оказалось даже менее выгодным, но они не ропщут и ни о чем не жалеют».

«Я второй раз за последние два года в Крыму побывала, и нынешние настроения жителей мне показались более взвешенными, – говорит о своих впечатлениях генеральный директор оружейной компании «Златдекор» Светлана Негребецких. – Люди с большим пониманием относятся к тому, куда они пришли и на что могут рассчитывать в будущем».

«Да, южный человек столкнулся воочию с суровой российской действительностью, – шутит Юрий Данилов. – Но, возможно, это поможет взбодриться, стать обязательнее и дисциплинированнее».

Генеральный директор ООО «Южуралавтотехнологии» Анатолий Быстров знакомился в Крыму со строительным сектором. «Пока состояние отрасли таково, что себестоимость строительства одного квадратного метра жилья там составляет не менее 60 тысяч рублей, – рассказывает руководитель. – На ближайшую перспективу нет возможностей строить дешевле. Поэтому рыночная стоимость жилой недвижимости начинается от 80 тысяч рублей за кв. м и выше, составляя в среднем 100-120 тысяч рублей за метр. При этом качество вторичного жилья , по нашему мнению, конечно, далеко не соответствует его цене».

Южноуральские гости – люди юридически подкованные. Но даже они не рискнули бы сегодня выходить на сделки по недвижимости. Украина полностью закрыла все сведения своего кадастрового реестра. «Возможно, в течение ближайшего полугодия ситуация станет понятнее, и тогда покупатель будет чувствовать себя увереннее», – надеются эксперты Chel.ru.

Плацдарм для работы

Главный интерес уральских бизнесменов – поиск направлений сотрудничества. Производственники рассматривали возможности кооперации, коммерсанты анализировали, что можно продать в Крыму или купить там для нашего рынка. В целом, все остались довольны результатами.

Встреча в Севастополе с руководителями АО «Завод «Фиолент» оказалась наиболее продуктивной. «Мы заключили договор о продажах электроинструмента», – сообщил генеральный директор компании «Маркер-игрушка» Олег Витковский. Руководитель группы АО «Миасский машиностроительный завод» Владимир Лунев добавил, что на их производственной площадке решено изготавливать некоторые виды инструмента для промышленных предприятий по договору с «Фиолентом». Кроме того, ММЗ заключил соглашения с Севастопольским университетом, известным своими сильными специалистами в электронике и наноэлектронике.

Генеральный директор ООО «Завод «Прайд» Дмитрий Нестеров признался, что работа его предприятия с Крымом началась еще до этой поездки, дела продвигаются, но не быстро: «Когда мы начали в апреле 2014 года сотрудничать с Крымом, то столкнулись со сплошной эйфорией южных коллег. Сейчас они более адекватно оценивают обстановку: оформляют ООО, получают все необходимые лицензии, технические документы, допуски и т.д. Таким образом постепенно встраиваются в российскую систему государственного и технического регулирования. Для нашего предприятия, занимающегося производством строительного, дорожно-строительного оборудования, спецтехники, важна полная легитимность партнеров». Руководитель говорит, что готов ждать, пока крымчане пройдут все необходимые процедуры, потому что там для его предприятия перспективно работать и на экспорт, и на импорт. «Кто сейчас займет место в Крыму, тот и будет на коне, – уверен Дмитрий Нестеров. – Пока же мы начали совместный проект с одним из крымских предприятий по строительству хранилищ битума».

Генеральный директор НПП «Мехатроника» Владимир Анфалов так и не назвал конкретные виды продукции, по которым предприятие намерено сотрудничать с симферопольским заводом «Пневматика». Сказал лишь, что это будут «высокотехнологичные изделия и изделия для оборонки». «На "Пневматике" работают около двух тысяч высококвалифицированных инженеров-конструкторов. Их продукция конкурентоспособна на мировом уровне, – лишь приоткрыл завесу тайны директор. – Наша совместная работа вполне реальна, так как все лицензии на выпуск оборонной продукции крымскими коллегами уже получены».

Златоустовское оружие и сувенирку в Крыму не знают. Год назад это поняли в оружейной компании «Златдекор» и в нынешнюю поездку уже приготовили несколько договоров поставки оружия для моряков и сувенирной продукции. Генеральный директор «Златдекора» Светлана Негребецких говорит, что более 40 предприятий будут задействованы в исполнении договоров. «Кроме поставок продукции, мы договорились о проведении выставки "Златоустовские мастера" в Феодосии, – рассказала директор. – Думаем и дальше там расширять выставочную деятельность».

Если в партнерах – государство

Делать бизнес по госзаказам сложно и на материковой России, а в Крыму – подавно. Но возможно, утверждают южноуральцы. «С администрацией Феодосии мы договорились, что поможем для них подготовить необходимые документы теруправления, программы и стратегии развития, терпланирования и другие, – рассказал глава Аши Юрий Данилов. – Тогда возможно будет разработать региональные программы, а также участвовать в федеральных. В том числе в главной из них – федеральной программе развития Крыма, принятой до 2020 года и предусматривающей финансирование объемом 700 млрд рублей в течение пяти лет».

Представители Миасского машиностроительного завода предложили администрации Евпатории бесплатно установить светодиодные светильники собственного производства, надеясь на то, что энергосбережение в Крыму начнется с их почина. В Миассе такой ход заводчан сработал: установив в 2008 году тестовые светильники на территории у администрации, предприятие получило муниципальный заказ на них в последующие годы. Кстати, большой интерес к освещению своих территорий проявляют директора санаториев.

Когда минус переходит в плюс

Конечно, для развития бизнеса в Крыму есть сегодня серьезные препятствия, не скрывают участники поездки. Но они же могут стать и новыми возможностями.

1. Логистика. Она настолько дорогая, что делает неконкурентоспособными многие товары из Крыма, а поставки сырья с материка – бессмысленными. «Если туда металл везти, он по цене золота обойдется, – говорят бизнесмены. – Зато есть возможность поставлять готовые изделия с большей долей прибавочной стоимости, а, значит, и собственной прибыли».

2. Санкции. Любому бизнесу, имеющему в обороте иностранные комплектующие, нужно быть готовым к запрету их ввоза на территорию Крыма. Оборотная сторона медали – возможность переориентироваться на российских поставщиков или наладить собственное производство.

3. Слабая интеграция в правовое поле РФ. Если действовать по примеру южноуральцев и вместе с будущими партнерами пройти все необходимые процедуры с разрешительной документацией, то как раз хватит времени для разработки совместного проекта и мощного его старта буквально через полгода-год.

4. Неразвитая финансовая система. Пока на территории Крыма действует всего два банка, и кредиты получить местным бизнесменам практически невозможно. Однако многие финансовые операции возможно заменить старым верным бартерным способом, например, оплатой за летний отдых своих сотрудников.

5. Ресурсы. Проблемы с водоснабжением практически решены уже в этом году. Энергосбережением там никто серьезно не занимался, поэтому отраслевым компаниям – все карты в руки.

6. Кадры. С одной стороны, большинство населения «кормится» только от туристического сезона, незадействуя свой потенциал остальные семь-восемь месяцев в году. С другой стороны, в таксистах там можно встретить какого-нибудь крутого инженера-оборонщика или электронщика, который был бы рад заниматься своим делом. Станочников отсюда везти не надо, самим не хватает. Тамошние мозги и руки схватывают все на лету и скучают по настоящему делу. «Красные директора» – также уникальный человеческий ресурс Крыма, на котором и держатся ведущие предприятия. Например, на каждого работника «Фиолента» приходится более одного миллиона рублей продукции в год и 15-20% прироста этой суммы ежегодно. При этом обед в столовой («на убой») стоит 40 руб. Эта особая директорская порода радеет прежде всего за производство, мзды не берет, потому что ей за державу обидно.

P.S.: Кстати, еще о людях Крыма... Как рассказал глава уральской делегации Олег Витковский, вынашиваемый им план о производстве детских колясок обрел реальные очертания прямо во время очередной поездки в микроавтобусе с представителями крымских предприятий. Кто-то взял на себя изготовление резины, кто-то – верха, станины и прочих деталей. «Так, буквально за час-полтора проект совместного изготовления детских колясок был исполнен», – то ли шутит, то ли всерьез говорит крымский гость.

Фото: Фото Dmitrydesign с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
211
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления