Бизнес Машиностроители заходят на атомные рынки

Машиностроители заходят на атомные рынки

Накануне Дня машиностроителя в прошлом году южноуральские предприниматели признали, что их отрасль давно перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке. Нехватка кадров, устаревшее оборудование и экономически нестабильная ситуация в стране подкосили даже те предприятия, которые долгие годы держались на плаву. Как изменилась ситуация за текущий год, какие перспективы развития видят сегодня челябинские машиностроители, и кто сумел зайти в атомный и оборонный комплекс, читайте в материале Chel.ru.

Кто виноват в падении объемов?

Сегодня, 16 сентября, в преддверии профессионального праздника южноуральские машиностроители и эксперты экономики встретились на пресс-конференции, чтобы обсудить проблемы и перспективы развития отрасли. Как отметил начальник управления секторов экономики Министерства экономического развития Челябинской области Константин Пыханов, в настоящее время ситуация у машиностроителей достаточно сложная, но отчасти стабильная.

«Отмечается проблема в кадрах, нехватка оборотных средств, связанная с дорогими кредитными ресурсами, – говорит Константин Пыханов. – С 1 июля на федеральном и региональном уровнях появились законы о промышленной политике, в соответствии с которыми мы делаем нормативную базу условий игры для предприятий, чтобы понимать в каком направлении двигаться дальше».

На Южном Урале более ста предприятий в отрасли машиностроения, в числе которых крупный и средний бизнес. Однако одной из тенденций сегодня является переориентация крупного бизнеса на средний.

Исполнительный директор ПАО ЧКПЗ Олег Прокин отметил, что в последний год наблюдается колоссальное снижение объемов производства. «По производству грузовых магистральных объемов снижение составляет 47%, по грузовым автомобилям – до 77%, – говорит эксперт. – В частности, автомобильный завод "КАМАЗ" снизил объемы в два-три раза. Аналогичная ситуация наблюдается и в одном из самых крупных для нас рынков сбыта – нефтегазовом комплексе. Объемы здесь снизились до 20%».

Мероприятия, которые ЧКПЗ проводит для сохранения стабильной ситуации – это расширение наименований продукции, освоение уникальных технологий, обучение сотрудников, автоматизация труда и освоение новых рынков.

«Сегодня мы заходим в атомную энергетику, аэрокосмическую отрасль, – говорит Олег Прокин. – Увеличение объема поставок идет на предприятия дорожно-строительного комплекса. Это компенсирует потери и позволяет нам оставаться на прежнем уровне».

Уральские заводы погрязли в долгах

Основными проблемами производственной отрасли эксперты назвали отсутствие платежей, рост ключевой ставки в банках и отсутствие высококвалифицированных кадров.

«К примеру, долг УВЗ сегодня составляет 18 млн рублей, и это далеко не единственный пример, – говорит Олег Прокин. – На росте ключевой ставки мы также потеряли более 100 млн рублей. Но несмотря на все проблемы, ЧКПЗ активно участвует в госпрограммах, сегодня нам одобрено предоставление субсидий, и реальные деньги уже начали поступать на завод».

Министерством промышленности и торговли РФ запущен глобальный проект в виде фонда развития промышленности, который представляет предприятиям льготные заемные средства по процентной ставке 5%.

Между тем государство готово активно помогать южноуральским машиностроителям на федеральном и региональном уровнях. «На региональном уровне принята программа по импортозамещению: планируется, что с 2016 года начнется субсидирование процентных ставок предприятием, которые будут заниматься модернизацией и нацелены на импортозамещение продукции, – говорит Константин Пыханов. – Также сегодня реализуется достаточное количество федеральных масштабных проектов: это и строительство космодрома "Восточный", и нефтегазовый поток "Сила Сибири". Наши предприятия могут поучаствовать в тендерах, выйти на министерства и получить содействие. Уже есть конкретные примеры: "Копейский машиностроительный завод" и ЧКПЗ, которые получили реальные финансовые средства, а также предприятия, которым на настоящий момент одобрена заявка на финансирование».

Перспективы – на атомном «Маяке»

Несмотря на сложности многие южноуральские машиностроители смотрят в будущее с позитивом. К примеру, «Уралкран» за прошедший год сумел удержать объемы реализации за счет выхода на новые рынки и оптимизации процессов.

«Мы оптимизировали процессы продаж и снабжения, что позволило сохранить уровень маржинальной прибыли, который позволяет обрабатывать налоговые нагрузки, – говорит директор ООО ТД "Уралкран" Егор Горюнов. – Также мы начали развивать новые сервисные продукты. Очень позитивно министерство экономического развития в этом году отработало с нами, всегда реагируя на наши запросы, – с их помощью мы попали в ряд федеральных проектов. После развала СССР были утеряны компетенции в отрасли, и сейчас есть проблемы импортных площадок. Но шаг за шагом мы заходим в эти программы, пытаемся вернуть компетенции и оставить их в России. Это позволяет нам с оптимизмом взглянуть на 2016 год. Заключили договор на поставку оборудования на "Маяк" в Озерске. Для нас заход в атомную промышленность – прорыв. Поэтому кризис я рассматриваю как точку для развития, которая делает нас сильнее и мобильнее».

Директор по общим вопросам АО НПО «Электромашина» Владимир Решетников отметил, что предприятия оборонного комплекса также не потеряют объемы производства. «Заказы есть, активно ведется модернизация техники, – говорит он. – Мы участвуем во всех программах, пытаемся по максимуму внедрить новые продукты. Так, по состоянию за первые полгода объемы новой техники составили около 30% в общем объеме выпуска предприятия. Ставка идет на модернизацию оборонной продукции, и в этой части нам удалось войти в целевую программу развития оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года. По данной программе мы получаем денежные средства. За прошлый год запущено 25 единиц современного оборудования».

Владимир Решетников посетовал на проблему импортозамещения: «Мы потребители элементной базы, но в России достаточно слабо развита данная промышленность».

Науку столкнут с производством

В целом, ситуация в отрасли складывается позитивно, заключили эксперты. «Нужно осваивать новые грани и верить в лучшее, – говорит директор по развитию ООО "Завод Прайд" Владимир Романов. – В этом году нашему предприятию удалось локализовать по программе импортозамещения производство современных асфальтобетонных заводов и произвести поставку. Сейчас такой завод монтируется в Волгограде, также произведены отгрузки в Крым».

По мнению директора АНО «Центр промышленных инноваций» Станислава Твердохлеба, год назад произошел огромный дисбаланс на территории всей страны. «Те, кто готов работать по импортозамещению, не знают, кому отдать заказы, а те, кто готов делать, не знают где эти заказы взять, – говорит эксперт. – Этот межотраслевой дисбаланс стал толчком к нашей инициативе – создания выставочной коммуникационной площадки. Мы все понимаем, насколько она нужна. Наука встретится с производством, новаторы – с инвесторами, финансисты – с проектами. Наша задача сегодня – быстро активизировать этот проект».

Запуск выставочной коммуникационной площадки, как ранее сообщал Chel.ru, намечен на 2016 год.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления