Бизнес Медведев запретил рекламу вдоль дорог

Медведев запретил рекламу вдоль дорог

С марта 2016 года в России введут обязательный ГОСТ в наружной рекламе на автодорогах. По оценкам экспертов, в результате под угрозой окажутся от 70 до 90 процентов рекламных конструкций Челябинска. В чем суть ГОСТа, для чего он принят и ждать ли смягчения стандартов – подробности на Chel.ru.

Премьер РФ Дмитрий Медведев утвердил перечень обязательных с марта 2016 года национальных стандартов, обеспечивающих соблюдение техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Постановление подписано 29 сентября и опубликовано на сайте правительства. Среди таких стандартов – ГОСТ «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений». Этот ГОСТ запрещает размещать наружную рекламу на расстоянии менее пяти метров от края автодороги, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 100 метров от них, пишет «Ъ».

По оценкам компаний и чиновников, в Москве с нарушением этого ГОСТа установлено 90% рекламных конструкций, в Петербурге – почти все. Таким образом, в столице речь идет о контрактах города с рекламными операторами на 75 млрд рублей за 10 лет, а в Петербурге – о рынке с оборотом пять млрд рублей в год.

Напомним, ГОСТ принят в 2003 году. Считалось, что он носит рекомендательный характер, однако в августе 2014 года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым поручила региональным властям обеспечить его исполнение, а МВД – проконтролировать эту работу. Но тогда против ГОСТа выступили участники рынка, которых поддержали мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, предложившие пересмотреть его нормы. Для этого в марте господин Шувалов поручил правительству изучить европейские требования к наружной рекламе. Летом Росстандарт выпустил указание о рекомендательной силе ГОСТа, но ГИБДД по-прежнему штрафует операторов за нарушение его правил, а Верховный суд в августе и сентябре вынес четыре решения в пользу обязательности норм.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, затраты на наружную рекламу в первом полугодии 2015 года упали на 27%, до 15,4 млрд рублей.

«Решение правительства РФ вносит определенность в ситуацию: с 1 марта рынка наружной рекламы не будет ни в одном субъекте РФ», – категоричен глава комитета по печати Санкт-Петербурга Cергей Серезлеев. Но до 1 марта 2016 года власти субъектов и бизнес-сообщества еще могут инициировать внесение в ГОСТ изменений, добавляет он.

Обязательный ГОСТ – «очень плохое известие для рынка наружной рекламы», причем в тот момент, когда он на грани выживания, считают эксперты Chel.ru. Они также сомневаются, что ГОСТ в этот раз все-таки сделают обязательным.

«Я занимаюсь рекламой в Челябинске с 1997 года, был первым начальником управления наружной рекламы и информации города – с того времени меняли и ГОСТы, и правила размещения, вводили техрегламенты... – комментирует председатель Челябинской ассоциации наружной рекламы и информации (ЧОАНРИ) Александр Юдин. – Сам по себе ГОСТ с 2003 года не изменился. Буквально на предыдущей неделе Росстандарт опубликовал разъяснения о том, что ГОСТ "Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений" носит все-таки рекомендательный характер». 17 сентября этот ГОСТ был включен в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента Таможенного союза. Таким образом ГОСТ 520442003 может применяться также на добровольной основе, пояснил он.

«ГОСТ принят довольно давно, и это не первая попытка его реализовать. Каждый раз находились какие-то причины, по которым его исполнение приостанавливалось или же на неисполнение этих правил закрывали глаза, – комментирует генеральный директор рекламно-имиджевого агентства "Иероглиф" Дмитрий Довбня. – Дело в том, что при современном уровне урбанизации в городах-миллионниках выполнить этот ГОСТ просто невозможно. Но это если мы говорим о том насыщении рекламой, что сейчас есть».

Другое дело, если стоит задача плавного сокращения наружной рекламы, то, что наблюдалось в Европе в 70-е годы, когда там начали бороться с наружной рекламой, ее размещением и большим количеством в городах, напомнил эксперт.

«В таком случае мы придем к тому, что главным носителем рекламы или визуальных коммуникаций в городах будут красивые витрины – и я это только приветствую, потому что огромное количество рекламного шума на самом деле ведет к ухудшению, – продолжает Дмитрий Довбня. – Например, в середине 90-х годов, когда начали развиваться рекламные щиты 6х3, для проведения рекламной кампании в таком городе, как Челябинск, достаточно было порядка 10 щитов. И это считалось хорошей, полномасштабной рекламной кампанией, которую действительно увидит практически вся целевая аудитория. Сейчас же, чтобы забить рекламный шум и "докричаться" до целевой аудитории, нужно 40-50 щитов. А с 10 щитами рекламу просто никто не увидит, она будет "размазана" по городу».

Количество рекламных носителей нужно уменьшать, но важно не просто исполнять ГОСТ, а изменить саму идеологию размещения рекламы в городе, уверены респонденты сайта.

«На улицах Кирова и Сони Кривой правила размещения рекламных конструкций должны работать совершенно иначе, чем на Комсомольском проспекте, – уверяет Дмитрий Довбня. – Нужно учитывать множество параметров – ширину улиц, плотность движения, наличие общественного транспорта. А у нас принят один ГОСТ для всех, который не отражает этих вещей».

В Челябинске, согласно отчету за 2013 год, управление рекламы собрало 168 млн рублей, соседний Екатеринбург – порядка миллиарда рублей, указал Александр Юдин.

С 1997 по 2003 годы каждую установку рекламной конструкции в городе утверждали согласно ГОСТу, рассказал Александр Юдин. Была выстроена работа, которая позволяла отслеживать, чтобы вся реклама повышала привлекательность города. Все проекты проходили согласование с ГИБДД с учетом того, что расстояние между рекламными конструкциями должно быть не менее 100 м, высота опор – не менее 4,5 м, около перекрестков и светофорных знаков конструкций быть не должно – это как раз требования обсуждаемого ГОСТа.

«Но если ГОСТ действительно перестанет носить рекомендательный характер, и его соблюдение станет обязательным, то, наверное, около 80 процентов рекламы с рынка Челябинска уйдет, – предполагает он. – Причем, уйдет не та реклама, которую мы делали в 1997-2003 годах, а та, что была установлена позже, поскольку она не учитывает требования ни техрегламента, ни ГОСТа, ни пожеланий ГИБДД, ни размещения кабелей, теплотрасс и водоводов».

Схожие прогнозы дает и Дмитрий Довбня. «Произойдет уменьшение количества рекламных носителей в Челябинске на 70-90 процентов – у нас огромное количество конструкций не соответствует ГОСТу, – говорит он, отмечая, что новый-старый стандарт очень жесткий. – К примеру, даже если щит находится на расстоянии пяти метров от проезжей части, то он расположен в зоне знака и так далее. При такой плотности городского визуального ландшафта невозможно соблюсти все правила и ГОСТы. Реклама пройдет только на очень больших магистралях, например, на Комсомольском проспекте и улице Братьев Кашириных. Даже на развязке около дворца спорта «Юность» практически все щиты убирать нужно».

Однако очистка городских улиц от рекламы произойдет не быстро, уверены эксперты. «Сейчас Медведев утвердил перечень, потом его спустят на региональный, муниципальный уровни, какое-то министерство обяжут блюсти соблюдение, все это – дело не одного дня, – уверен Довбня. – А незаконные щиты убирают и сейчас: если собственник щита не убрал его по предписанию, то щит выставляется на тендер, в котором участвуют монтажные организации, занимающиеся демонтажем, а счета за работу выставляют нарушителям».

«Реклама – такая отрасль, которая приносит деньги бюджету из воздуха, а с учетом этого, думаю, что этот строгий ГОСТ все же не станет обязательным, городские власти этого не допустят», – заключает Александр Юдин.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
134
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Чем раздражают китайские автомобили. Подытоживаем опыт тест-драйвов в 2024 году
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления