В Челябинске резко пустеют ТК

Поделиться

Рынок торговой недвижимости на Южном Урале за последние полгода упал на 12% и нуждается в срочной реконцепции. Эту проблему эксперты в сегменте ритейла и девелопмента, выступавшие на конференции «Торговый центр будущего на Южном Урале», считают самой насущной. Какие недостатки выявили эксперты у челябинских торговых комплексов и почему 80% объектов сегодня имеют пустующие торговые площади – в материале Chel.ru.

Основные проблемы торговых центров

23 октября в Челябинске состоялась федеральная конференция «Торговый центр будущего на Южном Урале» с участием ведущих экспертов в сегменте ритейла и девелопмента. Событие проводится в городе второй раз и входит в серию специализированных бизнес-конференций по торговой недвижимости, которые проводятся в 11 крупных городах России.

Как отметили эксперты, рынок торговых центров (ТЦ) Челябинска в настоящее время конкурентоспособен, однако кризис обнажил ранее малозаметные недостатки ТЦ, что может привести к критическим проблемам.

«Рынок торговых центров Челябинска активно развивается более 10-12 лет и в настоящее время уже достаточно сильно конкурентен, – говорит директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» (Екатеринбург) Александр Засухин. – Начиная с 2010 года рынок начинает постепенно переходить из количественного развития в качественное. Однако в кризис проблемы накапливаются, и в этих условиях первостепенное значение приобретают стратегии, повышающие конкурентоспособность объекта, включая стратегии, связанные с проведением реконцепции торговых центров».

Среди основных недостатков ТЦ Челябинска, нуждающихся в реконцепции, Засухин выделил недостатки инженерной инфраструктуры, однотипность развлекательных зон, недостаточно сбалансированную ассортиментную матрицу товаров и услуг, слабый пул арендаторов, отсутствие уникальных брендов, запутанную логистику покупательских и товарных потоков, наличие мертвых зон, а также недостаточно эффективное продвижение объекта на рынке и нехватку парковок.

По словам директора по развитию РК «Служба Недвижимости» Дениса Стукалова, почти 80% торговых комплексов в Челябинске на сегодняшний день имеют пустующие площади.

«Из 74 торговых комплексов Челябинска 59 имеют свободные площади, и только в 15 свободных площадей нет, – говорит Денис Стукалов. – Наибольшее количество неиспользованных площадей наблюдается в Советском, Ленинском и Центральном районах. Меньше всего вакантных мест мы наблюдаем на первых и вторых этажах – именно туда мечтает попасть большинство арендаторов. Большинство комплексов в нашем городе (69%) не имеют специализации, а те, кто заявляют о ней, представлены в основном мебелью, отделочными материалами и одеждой».

По данным РК «Служба недвижимости», объем базы данных ТК в Челябинске на сегодняшний день составляет 74 объекта или 981 626 кв. м. Средняя арендная ставка – около 1400 руб/кв.м. в месяц. Большинство комплексов сосредоточены в Центральном (23%) и Калининском (22%) районах. Остальные объекты распределены: 15% – Курчатовский район, 12% – Тракторозаводской, 12% – Советский, 7% – Ленинский, 5% – Металлургический. Хорошая обеспеченность торговыми комплексами в расчете на 1000 человек наблюдается в Центральном, Калининском и Советском районах.

Челябинск «скатился» до Москвы

Именно экономический кризис послужил причиной сильного упадка на рынке торговой недвижимости. «Часть международных сетей, таких как Victoria’s Secret, MEXX, American Eagle, полностью остановили развитие на рынке России, другие ритейлеры существенно сократили планы развития, – говорит генеральный директор девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг» (Москва) Мария Гурова. – Снижение покупательской активности привело к образованию самой большой доли вакантных арендных площадей за последние 10 лет – 400 000 кв. м. Это 8,5% от общего объема арендных площадей по России».

В Уральском регионе резкое падение рынка начало прослеживаться лишь во втором полугодии 2015 года, в то время как столичный рынок торговой недвижимости начал снижать свои показатели еще в 2014 году.

«Согласно сравнительной динамике макрорегиона Урал-Сибирь и московского локального рынка, в 2014-м и первом полугодии 2015 года рынок Урала сократился всего на 5%, в то время как московский показатель составлял уже минус 6,4%, – говорит директор по развитию ООО «ВатКом» (Москва) Татьяна Полякова. – Однако с 31-й по 41-ю неделю текущего года наблюдается резкое падение уральского рынка торговой недвижимости – минус 12%, по сравнению с московскими 7,5%».

Как отметил Александр Засухин, кризис также оказал существенное влияние на перераспределение существующего покупательского трафика. «Сильные ТЦ сегодня становятся еще сильнее, слабые – еще слабее, – говорит он. – Показателями успешности ТЦ являются высокий трафик покупателей, высокий уровень арендных ставок, низкий уровень вакантных площадей, высокий уровень лояльности покупателей и арендаторов, а также высокий уровень рентабельности».

Проблему точечных свободных площадей, которая является одним из основных недостатков челябинского рынка недвижимости, эксперты предложили решить путем их объединения и оптимизации уже имеющихся арендаторов.

«Если в ТЦ нет арендатора на большой объем арендной площади, но есть множество мелких арендаторов, необходимо использовать площади под организацию совместного пространства, – считает Мария Гурова. – Также необходима разработка эффективной маркетинговой стратегии, которой в кризис, к сожалению, многие пренебрегают. Не стоит забывать, что сегодня потребитель меняет привычки в отношении качественно-ценовых предпочтений, уходит «вниз» в отношении набора приобретаемых продуктов и брендов. Если торговый центр открылся в кризисных условиях, когда покупательская способность и активность людей снижается, на первый план выходит привлечение и удержание целевой аудитории. В данном случае именно разработка маркетинговой стратегии с применением различных инструментов рекламы, PR, интернет-маркетинга и программ лояльности станет эффективным решением проблемы».

Для Челябинска предотвращение последствий открытия торгового центра в кризисных условиях сегодня как никогда актуально. «Мы ждем открытия в ноябре суперрегионального ТК «Алмаз», – отметил Денис Стукалов. – Это 220 000 кв. м торговых площадей, которые добавятся к уже имеющимся в Челябинске 981 626 кв. м».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter