Резкое осложнение отношений с Турцией после событий 24 ноября, когда российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем над территорией Сирии, может сказаться на всех сферах сотрудничества наших стран. С чем простится торговля Южного Урала, как эта ситуация повлияет на экономику России и региона, какие прогнозы дают эксперты – в тексте делового сайта Chel.ru.
Еще вчера, 25 ноября, сообщения российских СМИ запестрели информацией: Россия ограничивает импорт товаров из Турции. Депутаты и сенаторы наперебой озвучивали всевозможные предложения – от заморозки межгосударственных отношений до введения продуктового эмбарго. У поставщиков на таможенных постах начались проблемы: оформление грузов, утверждают импортеры, фактически остановлено.
Сегодня утром, 26 ноября, предполагалось, что официально может быть объявлено об ограничении ввоза продовольствия из Турции, объем которого только за 10 месяцев этого года составил $1 млрд. Под угрозой и импорт турецких автокомпонентов ($0,44 млрд по итогам 2014 года), и текстиль, и другие виды продукции.
К примеру, в мясе птицы одного из крупнейших турецких производителей нашлась листерия – бактерия, которая может быть опасна для человека. На поставки этой продукции Россельхознадзор наложил временные ограничения.
Сотрудники управления Россельхознадзора по Калининградской области задержали в порту Балтийск 162 тонны куриного мяса из Турции. Появились подозрения, что груз доставлен в Россию с нарушением ветеринарных требований.
Но Челябинской области последствия «куриных» запретов не страшны.
«Южноуральские производители вполне способны прокормить население региона, по крайней мере, удовлетворить потребность в основных продуктах, – неоднократно подчеркивал министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. – Область на 200% обеспечена мясом птицы, на 210% – картофелем, на 160% – куриным яйцом, на 136% – мясом всех видов, на 128% – овощами и на 110% – хлебом и хлебобулочными изделиями».
Похолодание отношений с Турцией заставляет ритейлеров пересматривать деловые связи с поставщиками. К примеру, обувная сеть Zenden изучает возможности минимизации последствий закрытия импорта.
«Турция выпала из наших приоритетов, мы планируем заменить импорт товаров из этой страны на поставки из стран, с которыми уже работаем, так сказать нарастим объем импорта из дружественных государств – увеличим поставки из Китая, Бразилии и Индии, а также нарастим производство на нашем заводе в Крыму», – цитирует газета РБК владельца сети Zenden Андрея Павлова.
А Ассоциация текстильщиков России призвала жителей страны отказаться от покупок турецкой продукции, по крайней мере, пока расследуется инцидент на турецкой границе. Более того, правительству РФ озвучено предложение ограничить импорт турецкого текстиля, сообщает Retail.ru.
«Сегодня импорт из Турции достиг $7 млрд, – говорится в сообщении Ассоциации текстильщиков. – Простая арифметика подтверждает: около $2,5 млрд из них идет на зарплату граждан Турции, порядка $400 млн ежегодно идет в бюджет страны в качестве налогов, один млн человек трудоустраивается. В условиях, когда промышленность России требует поддержки, а граждане ищут работу, непозволительно трудоустраивать до трех процентов населения Турции».
Параллельно, как сообщал Chel.ru ранее, продолжается обсуждение рекомендации Федерального агентства по туризму российским туроператорам и турагентам: приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турцию, в том числе через третьи страны, «в связи с заявлением главы МИД России Сергея Лаврова от 24 ноября 2015 года о наличии угрозы терроризма в Турецкой Республике, а также в целях обеспечения безопасности российских туристов, находящихся в настоящее время в Турецкой Республике», говорится на сайте ведомства.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству срочно разработать комплекс ограничительных мер в отношении турецких компаний, которые ведут бизнес в России. Конкретные предложения планируется обсудить на совещании у премьера уже в понедельник. Больше всего могут пострадать застройщики, производители автокомпонентов и ритейлеры. Могут пересмотреть и планы по строительству газопровода «Турецкий поток», и атомной электростанции «Аккую».
«Импортозаместить» турецкие шторы нечем
Чтобы развивать экономику, с соседями нужно торговать, а не воевать, уверены эксперты Chel.ru.
«Если запретят весь турецкий текстиль, будет ужасно, наступит коллапс в текстильной отрасли России, – считает генеральный директор компании ТД «Леди Прима» Денис Силин. – Сейчас очень часто звучат различные лозунги. Сначала хотели перекрыть поставки текстиля из Европы, теперь – из Турции. Говорят, что это обернется импортозамещением, все будет замечательно. Но на самом деле я не знаю ни одного комбината в России, который производит такой текстиль, как в Турции – имею в виду именно шторы, профиль работы нашей компании. А если скажут наверху: «Перекрыть поставки текстиля» – перекроют весь поток. И никто не обратит внимания, что на сегодняшний день даже в Челябинской области около 70 процентов штор шьют из продукции турецких фабрик. Тканей китайского производства очень мало, потому что они пока очень низкого качества. Совсем немного европейских тканей – высокий ценовой сегмент».
Из Турции на Южный Урал поставляют шторы, тюль, кисти, драпировочные ленты – весь специализированный текстиль, указал Денис Силин. «И если введут запрет на их ввоз, то цены взлетят в разы, – уверен он. – В России нет ни одного комбината, который делает ткань для портьер, чтобы он смог бы сейчас быстренько «импортозаместить» турецкую продукцию. А поскольку нашу легкую промышленность в стране не поддерживали и до сих пор не поддерживают, не развивают, то новые комбинаты, которые могли бы выпускать хорошие жаккардовые ткани, еще долго не построят. Это огромные инвестиции, а таких дешевых и длинных денег просто нет, делать это в наших экономических условиях абсолютно не рентабельно».
Поэтому решение о полном прекращении сотрудничества с Турцией по текстильному направлению, если оно будет принято, очень сильно ударит по работе швейных компаний России, уверен эксперт.
Вместе с тем некоторые направления поставок из Турции, например контрафактной одежды, можно регулировать постоянно, а не вдруг после обострения политических отношений, уверены респонденты.
«Из Турции везут много одежды, иногда контрафактной – такие серые нелегальные поставки нужно перекрывать всегда, вне зависимости от политики и других трендов, – уверен Денис Силин. – Что касается постельного белья, то здесь турецкие позиции на российском рынке не очень высокие – около 10–15%, и этот импорт местные компании смогут легко заменить».
Кто подвинет турецкую еду
Если Россия введет в отношении Турции продуктовое эмбарго или какие-то иные ограничения поставок продовольствия, то замена турецким томатам и мандаринам найдется, но опять же неполная, уверены ритейлеры Челябинска.
«Из Турции к нам в страну везут в основном овощи и фрукты – в частности, мандарины и томаты, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Мандарины в общих продажах этого фрукта в нашей сети занимают чуть меньше 20%, томаты – около 15%. Все остальное – лукум, печенье и прочее – минимальные объемы».
Заменить можно все это, но с одним но, указывает эксперт. «Дело в том, что есть определенные сорта чего бы то ни было, которые в разном климате вырастают с разными вкусами, – поясняет Андрей Грибанов. – Если говорить о помидорах или мандаринах в принципе, то какая разница, что будет на полках. Но если же говорить о предпочтениях того или иного покупателя, то все это имеет большое значение. К тому же этот достаточно приличный объем с 15–20 процентов продаж заменить бесследно невозможно: наверняка будет дефицит товара и рост цен на него. Рынок реагирует на такие вмешательства сразу же».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com