Должники, планирующие банкротство, столкнулись с проблемой – на рынке появились сомнительные фирмы, которые пытаются нажиться на разоряющихся россиянах. Одни, выдавая себя за финансовых управляющих, «выжимают» за свои услуги немалые деньги, другие – обещают полное избавление от нагрузки, но еще сильнее толкают в долговую яму.
В Интернете и на уличных столбах начали появляться объявления с предложениями обанкротить быстро и недорого, даже при небольшой сумме задолженности. Как пишет «ВестиФМ», ссылаясь на депутата Госдумы Виктора Климова, такие «помощники» убеждают должников «добить» долг до нужной суммы, взяв еще один кредит, а затем начать процедуру банкротства.
Россияне также жалуются, что новый закон породил сомнительные фирмы, которые предлагают помощь за определенную сумму с условием, что больше платить никому не нужно, но никаких гарантий не дают. Некоторые из них просят за свои услуги баснословные суммы – в сотнях тысяч. Эксперты утверждают, что, даже воспользовавшись услугами таких компаний, придется платить еще. Тому же финансовому управляющему. Но искать его заранее не стоит, уверяют эксперты. «Те, кто сейчас занимается активным поиском, впустую тратят деньги и время, – поясняет зампредседателя региональной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин. – По закону должник не вправе выбирать управляющего, он может лишь указать СРО (саморегулируемая организация), член которой будет назначен судом. Конечно, челябинцам лучше выбирать Челябинск или Екатеринбург».
Управляющий – хозяин жизни
Напомним, банкротство невозможно без тесного взаимодействия с арбитражным управляющим. «Когда начнется процедура банкротства, он фактически становится хозяином жизни должника. На какое-то время потенциальный банкрот лишится всех своих доходов. Например, должник, устроившийся на работу, по закону весь свой заработок обязан отправлять финансовому управляющему. Даже на то, что ему необходимо оплачивать коммунальные услуги, содержать двоих детей, никто не обратит внимания. Здесь речь идет о частичной потере правоспособности или дееспособности гражданина», – комментирует финансовый консультант ЧРОО по защите прав заемщиков «Союз» Сергей Паук. Но на практике, по его словам, финансовые управляющие довольно лояльны и делают некоторые послабления: так, часть денег позволяют тратить на лечение, коммунальные услуги.
От финансового управляющего также напрямую зависит и срок проведения процедуры банкротства. По данным экспертов, в случае, если достигнута договоренность физлица с арбитражным управляющим, человек может стать банкротом за восемь месяцев. Но эта процедура может затянуться и на полтора, и на два-три года. Управляющий, действуя в рамках закона, может намеренно выдерживать максимальные сроки: например, имея возможность написать какое-либо письмо за три дня, делать это целый месяц. Но при этом, отметил Сергей Паук, не стоит преувеличивать роль финансового управляющего. «Финансовый управляющий – как кофеварка, которая просто мелет и варит кофе. Не имея возможности влиять ни на исходные, ни на выходные данные, он только берет всю имеющуюся информацию и в рамках закона делает какие-либо заключения, подводит итоги, выдает документы». Вячеслав Курилин обращает внимание на то, что финансовый управляющий в рамках своих полномочий может заниматься только имущественными вопросами. «Если он пытается влезть в личные, семейные дела, то, конечно, нарушает закон. И гражданин, желающий пресечь это, может подать жалобу».
Банкрот уже не тот
При этом встает вопрос о мотивации финансового управляющего. По мнению Сергея Паука, берясь за дело по банкротству физлица, «он сталкивается с огромным объемом работ и туманными финансовыми перспективами». Предусмотренная законом сумма вознаграждения составляет 30 тысяч рублей за три процедуры (по 10 тысяч за каждую), что значительно ниже чем, например, при банкротстве юридических лиц, когда такую сумму управляющий получает каждый месяц. «Законом предусмотрена только минимальная сумма вознаграждения, – подчеркивает управляющий партнер правового холдинга «Лекс групп» Евгений Коротовский. – На самом деле, финансовый управляющий в силах поставить определенные условия и, в случае если вознаграждение его не устраивает, отказать потенциальному банкроту. Насильно заставить вести дело никто не может». Профессионалы утверждают, что есть достаточно много механизмов, позволяющих управляющему снять с себя обязанность вести дело. «В связи с отказами может возникнуть довольно серьезная проволочка, а должнику это крайне невыгодно. В его интересах суметь как-то договориться с управляющим, – отмечает Евгений Короковский. – И, насколько мне известно, специалисты за проведение процедуры банкротства требуют не меньше 150 тысяч».
Сергей Паук в свою очередь утверждает, что отказ от проведения процедуры банкротства не выгоден управляющим: «Если он получает указание от СРО, в котором состоит, то обязан его выполнять. Уклониться, конечно, можно, но это, скорее всего, скажется на репутации управляющего, что для него крайне нежелательно».
Юрист поможет?
Эксперты обращают внимание, что защитить должника от противоправных действий финансового управляющего способен юрист. Он может оценить, насколько законны действия управляющего, и в случае выявления нарушений подготовить иск, жалобу. Кроме того, помощь юриста может понадобиться и на самом первом этапе, при сборе документов и подаче заявления на признание банкротства. При этом гражданин, обращающийся к юристу, идет на некоторый риск: он может столкнуться с недобросовестными специалистами.
Евгений Коротовский дает несколько советов, как избежать этого. Первое, на что нужно обращать внимание – стоимость услуг юриста. «Все добросовестные специалисты сегодня готовы работать приблизительно за одну сумму – это от 20 до 30 тысяч рублей. Заявлениям вроде "Мы обанкротим вас всего за пять тысяч рублей!" доверять не стоит, также лучше не прибегать к услугам юристов, запрашивающих баснословные суммы в 100–150 тысяч». Помимо этого лучше проверить опыт работы с делами о банкротстве – чаще всего надежные компании размещают информацию о завершенных делах на сайте компании. И последнее – прежде чем доверять свои дела юристу, необходимо лично поговорить с ним, задать вопросы по процедуре банкротства. «Если юрист отвечает расплывчато, путается в деталях, – это серьезный признак того, что перед вами спекулянт, он не компетентен. Единственная цель такого "специалиста" – не помочь клиенту, а получить деньги».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com