В честь старейшего жителя Копейска и болельщика футбольного «Спартака» 102-летнего Отто Константиновича Фишера, недавно ушедшего из жизни, в Челябинске откроют бар «Фишер 102». Заявка на регистрацию товарного знака уже подана в Роспатент. Способно ли имя объединить болельщиков футбола, дать яркий старт заведению общепита и помочь ему стать успешным в кризис – в комментариях экспертов на Chel.ru.
Челябинский предприниматель Виталий Березин подал в Федеральную службу по интеллектуальной собственности «заявку на государственную регистрацию обозначения в качестве товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака в Российской Федерации» наименования «Фишер 102». Об этом корреспонденту Chel.ru сообщил президент «Первой патентной компании» (Москва) Анатолий Аронов.
«Заявка на регистрацию товарного знака "Фишер 102" подана 25 ноября, – уточнил Анатолий Аронов. – Под этим брендом заявитель планирует запустить бар для футбольных фанатов сначала в Челябинске, а затем и в Москве. Мы проанализировали ситуацию на рынке – использование этого товарного знака может привести к коммерческому успеху, потому что это интересно и патриотично. При этом наша компания намерена помочь не только в оформлении бренда, но и в его развитии. Мы уже договорились о съемке документального фильма, посвященного Отто Фишеру, нашли спонсора».
Начать продвигать проект заявитель намерен в ближайшее время, сразу, как только будет зарегистрирован товарный знак.
«Это будет мой первый опыт в запуске проектов общепита, поэтому намерен обратиться за консультацией к друзьям, успешно работающим в данном направлении, – рассказал Chel.ru в телефонном разговоре челябинский бизнесмен Виталий Березин. – Отто Фишер был известным человеком в кругах футбольных фанатов, в 102 года ходил на футбол, болел за любимую команду, вел здоровый образ жизни. Считаю, что его имя способно стать серьезным брендом и объединить болельщиков этого вида спорта, причем фанатов не только «Спартака», но и «Динамо», «Локомотива», «ЦСКА» и других футбольных клубов».
Концепция будущего заведения еще не проработана. В целом будущий ресторатор предполагает объединить людей в возрасте трансляцией на больших экранах футбольных игр и других спортивных мероприятий.
«Это спонтанная идея, которая, надеюсь, в ближайшие месяцы не просто обретет явные очертания, но и дойдет до логического завершения – открытия, – продолжает Виталий Березин. – Сейчас в основном работают бары для молодежи, я же хочу собрать в своем заведении в том числе и более взрослую аудиторию. Кроме просмотра игр, возможно, будем вести какую-то просветительскую деятельность для младшего поколения, организовывать встречи с известными футболистами, чтобы работа этого заведения приносила еще и какую-то пользу. Если проект хорошо себя покажет в Челябинске, планирую запустить нечто подобное и в Москве. Развивать бар в Челябинске планирую за счет собственных средств. Считаю, что он должен "выстрелить"».
На днях в Роспатент поступила заявка на регистрацию товарного знака «Мутко бар». Заведение будет открыто в столице недалеко от офиса Российского футбольного союза (РФС), который в сентябре этого года возглавил министр спорта России Виталий Мутко. В баре планируются обсуждения игр, тенденций в разных видах спорта, возможно, лекции. Какое отношение чиновник имеет к открывающемуся заведению, не сообщается.
Этический вопрос
Эксперты Chel.ru указали на неэтичность использования в названии имени человека, недавно ушедшего в мир иной.
«Это очень тонкая штука – обращение к именам ушедших из жизни людей, тем более не личностей исторических, которых больше воспринимают как символ, а именно буквально недавно ушедших из жизни, – считает соучредитель ООО «Пиццамания» Алексей Носков. – Какой-то привкус дискомфорта, неэтичности».
В пример он привел недавно открывшийся центр Бориса Ельцина, когда было очень много шума и неприятных моментов вокруг названия. «Так это был бизнес-центр, а в случае с Отто Фишером мы говорим о развлекательном заведении, – продолжает собеседник. – Назвали бы бар именем какого-то известного футболиста или тренера, которые жили при СССР – куда ни шло. В таком случае теряется привязка к конкретному человеку, имя становится символом. А здесь – был бы я родственником – категорически запретил бы. Разве увековечит светлую память человека то, что после очередной победы "бухие" товарищи вывалятся из этого бара и похвалятся, где они пили?».
Мнение юриста
«Вопрос этот на самом деле очень сложный, поскольку речь идет о конкуренции двух направлений права интеллектуальной собственности – это защита товарных знаков и права обладания, – комментирует управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин. – Обладание правом на имя относится больше к авторскому праву. Поэтому, в принципе, любой бизнесмен, который хочет зарегистрировать это наименование в качестве товарного знака, ничего не нарушает и не должен спрашивать согласия родственников. Такого основания для отказа в регистрации в Гражданском кодексе нет».
Существует интересная судебная практика, связанная с торговым домом «Гагаринский». Родственники первого советского космонавта Юрия Гагарина также предъявляли иск к владельцу торгового комплекса, и суд им отказал, рассказал Гаврюшкин.
«Если предприниматели будут от имени Отто Фишера или, пользуясь его именем, писать какие-то произведения, или же его имя в спорт-баре будет каким-либо образом использоваться помимо товарного знака – фотографии, моменты из жизни и так далее, то тогда, я считаю, будет нарушено право на имя. В таком случае родственникам Отто Фишера нужно будет обратиться в суд и защищать свои права там. Тогда бизнесменам грозит иск о запрете использования всего этого, и законом предусмотрена компенсация в размере от 10 тысяч до пяти миллионов рублей».
Не имя красит...
Рестораторы Челябинска считают, что не название красит заведение, а его концепция и качество услуг в комплексе.
«Открыть бар, конечно, можно, но на сегодняшний день – это сомнительная затея, – считает генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов. – Сколько в Челябинске было различных спорт-баров и фанатских заведений? По-моему, ни одно не заработало. Мы, к примеру, пытались в пабе Kings Cross разрабатывать спортивную тему – иногда, во время масштабных событий, это срабатывало, чаще – нет. У нас не то что спорт-бары, вообще пивные заведения сейчас находятся в трансе. Достойно работают только, пожалуй, «Максимилианс», но он в первую очередь за счет развлекательной программы, у «Бочки» удачный концепт и, пожалуй, всё. Остальные пивные заведения звезд с неба не хватают и работают в вялотекущем режиме. Поэтому, на мой взгляд, запускать такой бар рискованно, и дело не в названии».
В 2013 году в Челябинске открылся спортбар «КХЛ-бар» группы рестораторов «Якушевский и К» – по франшизе латвийской компании, развивающей аналогичный бар в Риге. Но проработал он мало – чуть больше года.
Схожего мнения придерживается и соучредитель «Пиццамании».
«Привлечение посетителей за счет имени? У нас бар "Руки Вверх" имени живой легенды попсы 90-х открылся – и не факт, что заведение выживет. В Питере такой бар уже закрыли, хотя там Сергей Жуков гораздо ближе, чем здесь, – комментирует Алексей Носков. – Да, на открытии они собрали хорошую выручку. А как дальше с этим жить?».
Уже прошла эпоха, когда благодаря хлесткому, звучному неймингу происходило чудо. Работать и зарабатывать в ресторанной индустрии можно лишь методом того, что в заведении делают и как это преподносят, уверен Носков.
«Было огромное количество заведений с красивыми названиями, о которых уже никто и не вспомнит, а есть заведения с названиями, которые идут вразрез с канонами маркетинга и нейминга, которые успешны и по сей день, – продолжает Алексей Носков. – К примеру, есть "Титаник 2000" группы «Рестостар»: само название "Титаник", который утонул и это трагедия, "2000", когда давно не модно выносить в название год открытия, плюс к этому заведение находится в подвале. Но ресторан успешно работает и работать будет, потому что дело далеко не в имени».
Фото: Фото с сайтов Spartak.com и Shutterstock.com