Судя по всему, многие челябинцы в новогоднюю ночь подарят своим близким китайские вещи. Количество покупок, совершенных российскими покупателями в китайских интернет-магазинах, в декабре выросло в 50 раз по сравнению с последним месяцем прошлого года. Такие данные приводит платежный сервис «Яндекс.Деньги» в опубликованных результатах исследования. Одни эксперты отмечают, что после того, как такие гиганты, как Alibaba Group и JD.com открыли представительства в РФ, онлайн-площадки из Поднебесной стали ближе к российскому покупателю, другие уверены, что данные «Яндекса» далеки от реального положения дел.
«Яндекс.Деньги» изучили, как пользователи оплачивают покупки в Интернете перед Новым годом, на какие товары и услуги спрос вырос, а на какие, наоборот, упал. При этом, как сообщают специалисты платежного сервиса, в исследовании учитывались данные о переводе средств через «Яндекс.Кассу» – решение, которое используют более 75 тысяч интернет-магазинов и онлайн-сервисов.
Впрочем, пик спроса на китайские товары в Интернете пришелся на ноябрь. Покупатели заказывали подарки в Новому году заранее, чтобы их успели доставить. «Во время ноябрьских распродаж и в начале декабря россияне часто заказывали товары в китайских магазинах, – говорится в отчете «Яндекса». – С середины декабря число таких покупок стало сокращаться: сейчас пользователи выбирают магазины с коротким сроком доставки, чтобы успеть купить подарки к Новому году. В итоге в декабре покупатели сделали в два раза меньше заказов в Китае, чем в ноябре. Зато по сравнению с прошлым декабрем количество покупок в китайских интернет-магазинах, оплаченных через «Яндекс.Кассу», выросло в 50 раз».
Прошлый декабрь, напомним, ознаменовался резким скачком курсов валют, спровоцировавших резкий всплеск покупательской активности: потребители скупали товары, опасаясь дальнейшего роста цен. При этом предпочтение отдавалось офлайновым покупкам, которые можно получить сразу на месте.
В годовом выражении популярность китайских интернет-магазинов по сравнению с 2014-ым выросла почти на треть. По данным исследования, проведенного «Яндексом» совместно с компанией GfK Rus, покупки в онлайн-магазинах КНР хотя бы раз совершали более половины опрошенных, в Челябинске этот показатель чуть ниже, чем в среднем по России – 44,5%. При этом авторы исследования отмечают, что спрос на услуги зарубежных интернет-магазинов почти полностью удовлетворяют несколько популярных сайтов.
При этом в отчете говорится, что рост популярности интернет-магазинов Поднебесной повлек за собой увеличение числа жалоб на проблемы с доставкой. «За прошедший год среди россиян, которые делали покупки за границей, 26% хотя бы раз получили некачественный товар (21% в 2014 году), 12% – не то, что заказывали (9% – в прошлом году), 7% вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% в 2014 году)», – сообщают авторы исследования.
О проблемах с некачественной и контрафактной продукцией известно и самим владельцам китайских торговых площадок. Напомним, та же Alibaba Group лишь предоставляет ресурс для торговли своим партнерам, и иногда они оказываются недобросовестными. За последний год компания безвозвратно закрыла десятки онлайн-магазинов на своих платформах за попытки подкупа сотрудников компании и нечестные методы получения прибыли. Основатель Alibaba Джек Ма пообещал бороться с контрафактной продукцией, однако аналитики отметили, что при действующей системе бизнеса компании возможны лишь точечные меры.
Эксперты отмечают, что популярность китайских интернет-магазинов и сопутствующие проблемы с качеством товара связаны не только с экономичной ценовой политикой, но и с действующим российским законодательством, которое фактически ставит иностранных онлайн-ритейлеров в более выгодное положение, чем российских.
«Сейчас иностранные интернет-магазины пользуются пробелом в регулировании трансграничной торговли и имеют возможность продавать товары российским потребителям, не платя в России ни НДС, ни таможенные пошлины, – говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Сергей Румянцев. – Эти товары не проходят таможенную очистку, сертификацию, валютный контроль, а российский потребитель никак не защищен с точки зрения законодательства о защите прав потребителей. Иностранные игроки должны не просто создавать русскоязычные странички своих сайтов, но и платить здесь налоги, создавать инфраструктуру, логистические центры, а также рабочие места в нашей стране».
Также стоит отметить, что, судя по всему, далеко не все товары в китайских магазинах заказываются как подарки – кто-то их перепродает по более высоким ценам. По словам Сергея Румянцева, вышеупомянутым пробелом в регулировании трансграничной торговли пользуются и российские недобросовестные предприниматели, оформляющие покупки на подставных физических лиц для ввоза товаров из-за рубежа с целью последующей перепродажи их на территории РФ. «Эти товары, соответственно, также не проходят ни таможенную очистку, ни сертификацию, ни валютный контроль, не платятся налоги, а права потребителя в части обязательного подтверждения качества товара, его гарантийного обслуживания, потребительских свойств, а также возврата и обмена товара в большинстве случаев не защищены».
А участники рынка потребительской электроники вообще не верят в то, что данные отчета объективно отражают рыночную ситуацию. «Я абсолютно уверен, что это полная ерунда, такого скачка быть не может, – считает директор сервисного центра «Рембыттехника» Сергей Логиновских. – Сейчас многие товары в китайских интернет-магазинах стоят дороже, чем в наших, и нет никакого смысла неделями ждать доставки. В последнее время доллар рос, а цены на китайских площадках в рубли переводятся по текущему курсу. У нас же продавцы часто продают товар, купленный еще по старым ценам. Так что китайские магазины сегодня не так привлекательны, чтобы так росла их популярность. Возможно, динамика объясняется какими-нибудь изменениями в работе самого «Яндекса».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com