В ближайшие годы Челябинск избавится от одного самых известных недостроев возле Первой школы на углу улиц Васенко и Коммуны. Каркас огромного многоярусного здания, которое в народе считают недостроенной парковкой, к саммиту ШОС станет гостинично-спортивным комплексом. Какое обещание помогло Артуру Никитину пройти публичные слушания, что думают о стройке местные жители, почему объект десять лет стоял в законсервированном состоянии – в материале Chel.ru.
Проект торгово-гостиничного комплекса прошел публичные слушания 23 июня. По плану предполагаются пять этажей, куда войдут подземная парковка, первый этаж под спортивные залы, часть из которых будет безвозмездно предоставляться под занятия учеников гимназии; два этажа – под оздоровительные организации – спа, косметические салоны, парикмахерские, а также рестораны; два этажа гостиницы 3,5 звезды на 70 номеров. В проекте также вертикальное озеленение стены, обращенной к гимназии, и кровли.
«Многие считают, что это недостроенная парковка, но такого и не планировалось. По первоначальному проекту это торгово-административное здание с подземной парковкой, – подчеркивает представитель застройщика, замдиректора ООО “Стройсвязьурал-1” по строительству Татьяна Ходаева. – Ранее предполагалось сделать здесь выставочный зал, музей, школу с углубленным изучением английского языка и технических дисциплин, однако администрация не шла навстречу. Теперь мы предлагаем построить гостинично-спортивный комплекс с подземной парковкой. Но площадь застройки превышает на 25% разрешенную, поэтому просим разрешить отклонение».
По словам Ходаевой, челябинцам не нравилась идея торгового объекта, поскольку он предполагает большое количество машино-мест. Для гостиницы большая парковка не нужна, поэтому компания рассчитывает на продолжение строительства.
«Хотелось бы и спортивное назначение тут добавить, тем более зная проблемы Первой школы, – отметила Татьяна Ходаева. – Мы, когда первоначально проектировали административное здание, площадку хотели благоустроить и оснастить новыми спортивными сооружениями. Но когда нас приостановили, проект реализовали другие люди. Когда мы получили эту землю в аренду, здесь была открытая парковка, а земельный участок был отведен Челябметрострою, и мы оформили переуступку, заплатив компенсацию предыдущему застройщику в 2001 году».
До 2004 года велось проектирование. Принадлежащая бизнесмену так называемого «тарасовского пула» Артуру Никитину компания «Стройсвязьурал-1» получала разрешения на ведение строительно-монтажных работ. Но в декабре 2006 года, спустя полтора года после того, как главой города стал Михаил Юревич, было принято решение о приостановке строительства. Началась консервация объекта, здание превратилось в известный долгострой.
Директор управляющей компании «Молния-Инвест» Кирилл Матвеев в беседе с корреспондентом Chel.ru подчеркнул, что вопрос строительства на углу улиц Коммуны и Васенко должен быть адресован скорее не ему, а компании «Стройсвязурал-1», но охотно прокомментировал проект: «Безусловно, инвестор планирует построить гостинично-спортивный комплекс, где цокольный этаж – парковка, два этажа – комплекс, два – гостиница. По расчетам и проектам там от 67 до 74 машино-мест. Любой инвестор, который готов вкладывать свои деньги, принимает решение на основе расчетов. В сегодняшних условиях строительство торгового комплекса в Челябинске вызывает большие опасения у всех потенциальных инвесторов – мы видим экономическую ситуацию в стране и городе, серьезное падение покупательной способности населения, потому вложение денег в торговый комплекс – это утопия. Тем более что это хорошо видно на примере Дома быта, у них всё очень плохо. Мое мнение как жителя, что это огромный плюс для города, который получает не торговый объект, как многие боятся».
Председательствовавший на публичных слушаниях депутат гордумы Александр Павлюченко также считает, что город будет в плюсе: «Мы посмотрели параметры, они сейчас сбалансированы. Первоначально комиссия отклонила этот вопрос с рассмотрения, так как параметры были завышены в два раза. Отправили на доработку, и вышел сбалансированный проект по отношению к нагрузкам, которые может понести, и самой прилегающей территории. Поэтому еще одна цель будет достигнута: от одного недостроя в центре города мы избавимся. Следующий – на углу улиц Труда и Красной возле гостиницы “Малахит”. Ведем активную дискуссию с инвесторами».
Возможно, отель напротив ФСБ не будет популярным, зато ситуация сдвинулась с мертвой точки, и у бизнеса теперь лучшие условия, отмечает Кирилл Матвеев: «Гостиниц много, и у каждой есть звездность и ценообразование. Спрос на номера будет продиктован предложением. В шаговой доступности от этого места – вполне востребованные отели. Так что всё будет зависеть от ценовой категории и классности, а также тех задач, которые ставит перед собой инвестор. Ситуация, которая развивалась в течение 15 лет, завершилась; политические моменты сошли на нет за счет понятной позиции главы города Евгения Тефтелева и депутатов гордумы. Она адресована всем бизнесменам Челябинска: если есть проект, который дает рабочие места, поддержим на всех уровнях. Нет уже деления на свой/чужой».
Директор по развитию риелторской компании «ООО Служба недвижимости» Денис Стукалов и вовсе сомневается, что новая гостиница будет популярна: «Если рассматривать сейчас, сфера фитнеса хорошо развивается, мы знаем владельцев, которые изучают помещения под спортзалы, но они не готовы идти на арендные ставки, только на проценты от выручки. С точки зрения местоположения, проект удачный, место хорошее. Но что касается гостиничных номеров, здесь под сомнением. На сегодняшний день Челябинск не притягивает достаточного потока туристов, а номерной фонд для деловых поездок в ценовой категории 3,5-6 тысяч достаточно широко представлен, более дешевых номеров почти нет, их заменяют хостелы. К саммиту ШОС предъявляются определенные требования к классности гостиниц – неизбежны достаточно высокие затраты в качестве отделки и меблировки. Должно быть не меньше 3-4 звезд».
Эксперт полагает, что после саммита ШОС гостиничные номера могут быть выставлены на продажу в виде аппартаментов, и в этом случае их стоимость должна быть не выше стандартных квартир, а то и ниже. По его словам, в других городах уже так было: гостиничные комплексы продавались как апартаменты, и ценник был несколько ниже.
Один из участников слушаний Валерий Ушкарев выступил резко против преобразования недостроя в гостинично-спортивный комплекс: по его мнению, публичные слушания – это профанация, а решение проблемы недостроя не снимает остальных вопросов. «Сидят три-четыре депутата, которые уже решили меж собой всё. Не должно быть такого, что очень серьезные вопросы обсуждаются двумя-тремя заинтересованными лицами. А если слушания носят рекомендательный характер, то вообще теряют смысл, – заявил Валерий Ушкарев. – Я смотрел эти законы о публичных слушаниях, их нужно менять на федеральном уровне. Должно быть градостроительство, и мы должны видеть концепцию развития города. А эти 70 машино-мест проблемы не решат – улица Красная постоянно забита автомобилями».
Представитель администрации района на это ответил, что площадка стояла пустая десять лет, ее нужно осваивать, а если застройщик выполнит взятые на себя социальные обязательства, то администрация считает проект оптимальным вариантом.
Зато жительница дома №62 по проспекту Ленина Лариса безоговорочно поддержала проект: «Да, парковки – это больной вопрос для нашего микрорайона, и нужно комплексное решение. У нас во дворе открыли DanceHouse без учета парковочных мест вообще. Но почему бы не пойти навстречу застройщику, тем более если будет реализована помощь гимназии?»
Фото: Фото Олега каргаполова