Продление продовольственного эмбарго позволит сельскому хозяйству Челябинской области сохранить темпы развития, которые отрасль набрала в последние два года. Об этом сегодня, 21 июля, на пресс-конференции заявили южноуральские чиновники и производители продуктов питания. Они считают ответные меры на западные санкции благом для экономики региона. Между тем ритейлеры говорят о снижении конкуренции, от которой потребитель никогда не выигрывает.
Напомним, в конце июня президент России Владимир Путин подписал указ об очередном продлении продовольственного эмбарго, введенного в 2014 году в ответ на санкции, введенные рядом стран мира. В подписанном главой государства указе говорится, что контрсанкции продлеваются до 31 декабря 2017 года.
По словам заместителя министра сельского хозяйства Челябинской области Александра Раевского, продэмбарго стало стимулом для более активного развития сельского хозяйства в России и в Челябинской области в частности. Так, по его словам, в 2014 году объем регионального сельскохозяйственного рынка составлял 97 миллиардов рублей, в 2015-м – уже 105,2 миллиарда. В этом сезоне Минсельхоз предварительно фиксирует рост к аналогичному периоду прошлого года на 8,9%. «Это позволяет с большим оптимизмом оценивать перспективы в условиях продленного эмбарго», – отметил Раевский.
Регион занимает лидирующие позиции по нескольким направлениям пищевого производства. Например, по выпуску макарон область находится на первом месте среди регионов страны, по производству мяса птицы и яиц, а также по производству мяса в целом – на втором. Довольно сильные позиции у региона в сфере свиноводства. «Птицеводы области полностью обеспечили своей продукцией внутренний рынок, и сейчас идет работа по выходу на внешние рынки», – говорит Раевский.
По словам замминистра, сейчас регион активно продвигает продукцию южноуральских сельхозпроизводителей на рынок Казахстана и серьезно присматривается к Китаю. «Очень интересен сегодня рынок КНР, потому что это страна с миллиардным населением, и, конечно же, производителям хотелось бы туда попасть, – говорит Александр Раевский. – У этой страны есть определенные ограничения на ввоз продуктов, и сейчас мы работаем над их преодолением. Отмечу, что ограничения не касаются качества: в этом плане наша продукция их устраивает. У Китая есть требования по части реализации товара, например, им нужна другая фасовка». По словам чиновника, семь производителей Челябинской области уже поставляют свою продукцию в КНР – это «Макфа», «Сигма», «Союзпищепром» и другие.
Раевский добавил также, что за время действия продуктового эмбарго южноуральские производители продвинулись в плане замещения недостающей иностранной продукции зарубежного производства. В качестве примеров чиновник привел «Ариант», который производит мясные деликатесы «с итальянской ноткой», «Утиную ферму», которая заместила мясо утки, ранее поступавшее из-за рубежа, а также «Макфу», макароны которой, как отметил заммиинстра, вполне заменяет по качеству итальянскую пасту. «Безусловно, проблемы еще есть, но нужно акцентировать внимание на том, что нам уже удалось сделать, а не на том, чего мы пока не можем», – добавил Александр Раевский.
Заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский согласился с тем, что продэмбарго пошло региону на пользу. «Происходит диверсификация, – отметил он. – Доля сельского хозяйства в экономике региона растет ударными темпами, при этом предприятия производят хорошую продукцию. После введения ограничений на ввоз мы оказались “в собственном соку”, и хорошо, что этот “сок” стал качественным».
При этом Барановский указал на то, что сельхозпроизводители испытывают сложности в связи с теми же санкциями и с падением рубля: в отрасли сохраняется зависимость от импорта, что приводит к высоким ценам на сырье и технику. Кроме того, по определенным категориям продуктов питания регион пока не может заменить западную продукцию. «Например, есть проблема с сыром: нет опыта и нужных компонентов, необходимых для производства качественных сыров, – заметил Барановский. – Но наши производители ищут пути решения этой проблемы».
Генеральный директор челябинского мясоперерабатывающего комбината «Вюрст» Олег Бацан добавил, что увеличение потребности в продуктах питания местного производства дало региону новые рабочие места, а также серьезные налоговые отчисления. «Что касается импортозамещения, то, например, сырокопченые колбасы мы сегодня производим не хуже, чем зарубежные производители», – заявил он.
Гендиректор компании «Вюрст» добавил, что содействие банков позволило бы производителям продуктов питания развиваться еще активнее. «Мне как производителю хотелось бы видеть повернувшийся к нам лицом банковский сектор, возможность получить льготные кредиты, это позволило бы решить ряд проблем», – подчеркнул он.
Между тем ритейлеры отмечают, что для потребителя всегда лучше, когда у магазинов большой ассортимент, и от отсутствия импортной продукции покупатель никак не выигрывает. «Импортозамещение как таковое невозможно, – говорит коммерческий директор розничной сети “Проспект”Андрей Грибанов. – Можно сколько угодно говорить о том, чтобы выпустить в Челябинске или где-то еще в России моцареллу, но это будет не моцарелла. Это будет не лучше и не хуже, а вообще другой продукт. У него будет своя аудитория, а любители моцареллы будут по-прежнему любить сыр из Италии».
Как вы относитесь к продлению продовольственных контрсанкций еще на полтора года?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com