22 октября пятница
СЕЙЧАС +3°С

«ЛУКОЙЛ» наехал на конкурентов

Поделиться

Поделиться

Компания «ЛУКОЙЛ» пожаловалась в Челябинское УФАС России на недобросовестную конкуренцию со стороны копейских автозаправочных станций. В частности, на двух АЗС Копейска используются товарные знаки, логотипы и другие элементы, относящиеся к средствам индивидуализации нефтяного гиганта. На что именно посягнули владельцы копейских АЗС, какое наказание им за это грозит, с какой целью малый бизнес идет на подобные нарушения и другие подробности – в тексте на Chel.ru.

Антимонопольный орган региона рассматривает заявления нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» на недобросовестную конкуренцию продавцов топлива Копейска. Помимо этого, идет проверка по жалобе физического лица на одну из АЗС ООО «Регион», торгующую под брендом «Башнефти». Об этом корреспонденту Chel.ru сообщила заместитель руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России Татьяна Соболевская.

В частности, в региональное УФАС поступило два заявления ПАО «ЛУКОЙЛ» о недобросовестных конкурентных действиях организаций, выразившихся в незаконном использовании при оформлении мест реализации топлива в Копейске обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, правообладателем которых является нефтяная компания.

«Компания “ЛУКОЙЛ” пожаловалась в УФАС на ООО “Автоматическая АЗС”, расположенное на выезде из Копейска в сторону поселка Старокамышинск и на АЗС “Дельта-Транс”, расположенную в Копейске, севернее ГСК “Шахтер”, – рассказала Татьяна Соболевская. – Во время рассмотрения дела было привлечено также ООО “Алмаз”, которое реализует топливо на заправке “Автоматическая АЗС”. Причина жалобы в том, что компании использовали товарные знаки и цветовую гамму “ЛУКОЙЛА”. Этот факт недобросовестной конкуренции снижает количество прибыли у организаций, аффилированных с правообладателем, то есть, тех компаний, с которыми у “ЛУКОЙЛА” заключен договор. И на первом заседании комиссии УФАС уже московские представители “ЛУКОЙЛА” указали на недопустимость таких действий со стороны отдельных предпринимателей и юрлиц, осуществляющих деятельность в Челябинске по розничной реализации топлива».

Согласно ст.14.6 закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

«На сегодня Челябинским УФАС России возбуждено два дела по признакам нарушения ст. 14.6 закона “О защите конкуренции”, – продолжает Татьяна Соболевская. – Помимо этого, в наш адрес поступила жалоба от физического лица на одну из заправок ООО “Регион”, расположенную на Новоградском проспекте, 66, строение 1. Заявитель указал на необходимость проверить, на каких основаниях АЗС реализует топливо под маркой “Башнефти”. Идет проверка этих данных».

За незаконное использование чужой интеллектуальной собственности грозит оборотный штраф, который составляет от 0,01 до 0,15 суммы выручки за год, предшествующий году правонарушения, но не менее 100 тысяч рублей.

«И если по отдельным формам недобросовестной конкуренции мы перешли на институт предупреждений, то интеллектуальная собственность под это послабление закона не попала, – уточнила Татьяна Соболевская. – С учетом процессуальных сроков решение по этому делу постараемся вынести в конце сентября – начале октября».

Стоит отметить, что это не первая жалоба нефтяных компаний на то, что под их марками торгуют сторонние компании. К примеру, в январе 2016 года за недобросовестную конкуренцию ООО «Жемчужина-С» было оштрафовано на 100 тысяч рублей. Эта компания вводила в заблуждение покупателей тем, что три ее АЗС Salavat причастны к дилерской сети ОАО «Газпром нефтехим Салават». Директор «Жемчужина-С» оштрафован на 12 тысяч рублей.

Нельзя сказать, что использование чужого или подобного чужому товарного знака очень уж распространенное явление, однако время от времени это действительно встречается, указали эксперты Chel.ru.

«Используя чужой товарный знак или сходное наименование, такой “бизнес” как минимум экономит на стоимости его разработки и продвижения, – комментирует эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. – Учитывая, что речь идет об известном бренде, это немалые суммы».

Наличие бренда предполагает ответственность за высокое качество товара, в данном случае речь идет о гарантированно высоком качестве брендированного бензина от «ЛУКОЙЛА», которого на самом деле нет, указал аналитик. «Многие водители ориентированы на качество сети АЗС “ЛУКОЙЛ” и, видя более низкие цены, а у “левых” заправок цены, как правило, ниже, попадаются на удочку и покупают топливо сомнительного качества, – поясняет Алексей Калачев. – Понятно, что на заправку неизвестной сети многие из них бы не завернули. Выгода обманщиков очевидна».

Единственной доступной и достоверной статистикой в этой сфере является статистика арбитражных судов, указал аналитик «Финам». По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2015 году арбитражные суды России рассмотрели более полутора миллионов арбитражных дел, из них удовлетворили более одного миллиона.

«Из них споров об охране интеллектуальной собственности было рассмотрено 10 974 и удовлетворены требования по 7169 из них, – указал Алексей Калачев. – Споры по интеллектуальной собственности таким образом составили в прошлом году менее одного процента от общего числа разбирательств в арбитражных судах. Решения в пользу истцов выносились в среднем в 60% дел».

Схожего мнения придерживается и представитель автозаправочного бизнеса. «Делается это, конечно же, для привлечения клиентов по той причине, что на малоизвестный бренд люди меньше идут, чем на большую раскрученную нефтяную компанию, – комментирует руководитель розничного направления группы компаний «Жемчужина-С» Виталис Григс. – И у “ЛУКОЙЛА” эта проблема существует по всей России. Есть всякие заправки “Лук-ойл” и просто “Ойл” в красно-белой цветовой гамме. Но в большей степени эта проблема именно “ЛУКОЙЛА”, потому что в 90-е годы эта компания занимала лидирующие позиции на рынке нефтепродуктов и, когда началось становление рынка, этот игрок был почти единственным. В общем, подделывать на тот момент больше некого было».

С тех пор и тянется этот шлейф недобросовестной конкуренции, указал собеседник. «Плюс у “ЛУКОЙЛА” качество топлива хорошее, на уровне, люди к ним едут, и потому предприниматели используют составляющие бренда этой компании, надеясь, что в похожую заправку тоже будут заезжать. И понятно, что если бы качество было плохое, недобросовестные игроки рынка даже не подумали бы работать под этим брендом. Кстати, до недавнего времени на улице Победы в Копейске стояла красно-белая заправка “ЛУКОЙЛА”, которая настоящей сети не принадлежала. Но точно знаю, что “ЛУКОЙЛ” постоянно ведет работы с ФАС, отслеживает деятельность конкурентов и периодически чистит свои ряды, прикрывая эти АЗС».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...