Бизнес Инвесторы потеряли интерес к Челябинску

Инвесторы потеряли интерес к Челябинску

Челябинская область опустилась с 28 на 32 место в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов, составленном Агентством стратегических инициатив по итогам 2015 года. Эксперты отмечают, что проблемными для Южного Урала являются несколько аспектов, среди которых отсутствие регионального законодательства, направленного на защиту интересов инвестора, недостаток инфраструктуры, способствующей реализации новых проектов, а также административное давление на бизнес.

Уровень инвестиционной привлекательности региона обсуждали в минувшую пятницу участники экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Челябинской области.

Как сообщил на заседании рабочей группы председатель регионального отделения организации «Деловая Россия» Константин Захаров, в этом году Челябинская область в рейтинге инвестклимата регионов, составленном АСИ, заняла 32 место, потеряв четыре позиции с прошлого года. «В первую очередь, это связано с тем, что ухудшились настроения бизнеса», – отметил он. Захаров уточнил, что оценка региона предпринимателями влияла на позиции в рейтинге наряду с опросами экспертов и статистическими данными.

Напомним, двадцатку регионов-лидеров Национального инвестиционного рейтинга АСИ назвало на Петербургском международном экономическом форуме. Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям. Помимо Челябинской области, Константин Захаров на заседании рабочей группы озвучил также результаты некоторых соседних регионов. Так, Свердловская область поднялась с 47 на 35 место, Курганская – опустилась с 67 на 77 строчку, Пермский край скакнул с 56 на 30 позицию, а Тюменская область вырвалась с 15 на 5 место.

Константин Захаров отметил, что по большинству из пунктов «дорожной карты», по которой оценивались регионы, Челябинская область отвечает принятым на момент оценки стандартам. Однако есть ряд пунктов, где есть определенные проблемы. Один из них – отсутствие законодательной гарантии безопасности инвестиций. «Региональное законодательство не в полной мере обеспечивает защиту инвесторов, – сказал он. – Компании, которые рассчитывают проекты на пять и более лет, не могут быть уверены в неизменности условий на весь этот период».

Второй пункт, по которому Челябинская область была оценена не лучшим образом, – это работа специализированного интернет-портала. «Этот портал так и не заработал в том виде, в котором его ожидали увидеть, – отметил Захаров. – Там есть ряд технических недоработок, в том числе ошибки при переводе на английский язык».

Речь шла об инвестиционном портале Челябинской области, где представлены действующие и реализуемые в регионе проекты, а также площадки для потенциальных инвесторов. В англоязычной версии этого сайта на английский переведена лишь небольшая часть размещенной на портале информации.

Еще один проблемный момент связан с наличием доступной инфраструктуры для инвестпроектов. Эксперты отметили, что индустриальные парки в области есть, однако по факту они обеспечивают не настолько комфортные условия, чтобы инвесторы проявляли к ним реальный интерес. Ведется работа по новым площадкам, которые де-факто уже существуют, но де-юре еще не оформлены.

По словам председателя комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской думы Дмитрия Довженко, снижение позиции региона в рейтинге не обязательно говорит о том, что показатели области ухудшились. «Возможно, другие регионы приложили больше усилий и показали больший рост, поэтому мы и сместились назад».

По словам Дмитрия Довженко, одной из главных проблем, о которых сегодня говорит южноуральский бизнес, является усиление административного давления. «Это понятно, потому что налоговая база маленькая, и приходится усиливать давление, – отметил председатель правления ОАО «Челябинвестбанк» Сергей Бурцев. – Поэтому нужно улучшать инвестклимат, чтобы расширить налоговую базу».

Бурцев добавил, что даже просто войти в бизнес не только в Челябинской области, но и вообще в России – довольно сложное дело. «На Западе, чтобы открыть бизнес, нужно выйти в Интернет и пройти довольно простую регистрацию, – отметил он. – После этого начинающего предпринимателя год-два не трогают никакие проверяющие органы, а потом его спрашивают, не нужно ли чем-то помочь. У нас человек открыл бизнес и еще работать не успел начать, а ему уже приходят уведомления, что куда платить. Если предприниматель хочет расширить бизнес, и это связано с земельным вопросом, у него на это может уйти пять-семь лет. А бизнес-идею нужно реализовывать, пока она актуальна, через пять лет то производство, которое человек хочет открыть на этом участке, будет уже никому не нужно».

Эксперт также отметил, что количество субъектов малого бизнеса в Челябинской области за последние два года снизилось почти в два раза. Рост отмечается лишь в сегменте микробизнеса, и, возможно, это связано с тем, что предприниматели «ужимаются» и экономят.

Что касается рейтинга инвестиционной привлекательности, то, по словам Константина Захарова, увеличение позиции в нем не является самоцелью. Гораздо более важными показателями являются появление рабочих мест, налоговые отчисления, выход компаний на экспорт и другие реальные достижения. «Единственный настоящий результат – это когда мы увидим, что инвесторы пошли в регион», – добавил генеральный директор ООО «Сантех-Урал» Сергей Ермаков.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления