С 1 января 2016 года в России запрещены закупки госорганами иностранного софта при наличии отечественных аналогов. Однако путь отечественного ПО на рынок по-прежнему долог и тернист. Облегчить его призван экспертный совет по применению законодательства о контрактной системе (по 44-ФЗ), который будет создан при Челябинском УФАС России. Решение об этом принято на круглом столе по проблемам приобретения программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд, проходившем в рамках III Недели конкуренции в Челябинской области.
Отечественный софт споткнулся об аукцион
Компания «Вэлл-Сервис» не смогла принять участие в аукционе на поставку средств защиты информации от несанкционированного доступа из-за того, что предлагала продукт, отсутствующий в реестре российских программ. Аукцион с начальной ценой контракта 6,7 млн рублей проходил в конце июля – начале августа 2016 года, его организатором выступало министерство информационных технологий и связи Челябинской области.
ООО «Вэлл-Сервис», предложившее к поставке программное обеспечение российского производства, было отстранено от участия в аукционе по итогам рассмотрения первых частей заявок участников. Министерство указало на несоответствие продукта постановлению правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом в заявке ООО «Вэлл-Сервис» было указано, что страной происхождения предлагаемого к поставке ПО является Россия.
Челябинское УФАС России рассмотрело жалобу ООО «Вэлл-Сервис» и указало, что в вышеназванном постановлении отсутствуют требования об обязательном нахождении программного обеспечения в реестре для подтверждения страны происхождения предлагаемого товара.
Кроме того, законодательством о контрактной системе не предусмотрено подтверждение в составе первых частей заявок страны происхождения товара. Указанные характеристики в случае установления такого требования в документации могут быть проверены заказчиком во время рассмотрения вторых частей заявок участников. Также соответствие поставляемого товара должно быть проверено заказчиком в ходе приемки товара. На указанной стадии несоответствие заявленных требований может обернуться для поставщика расторжением контракта и включением в Реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания комиссии компанией было представлено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, выданное ООО «Вэлл-Сервис» Федеральной службой по интеллектуальной собственности, то есть российского производства.
В итоге антимонопольная служба предписала министерству отменить протоколы рассмотрения заявок и продолжить работу по выбору победителя с учетом решения и предписания Челябинского УФАС России, в том числе рассмотреть заявку ООО «Вэлл-Сервис». Предписание исполнено.
В 2015 году закупки софта госорганами, по данным Минэкономики, составили 93,9 млрд руб., из которых 77% пришлось на импортное ПО. В настоящее время доля отечественного ПО в госзакупках регионов и муниципалитетов составляет выше 70%, приводит «Коммерсант» данные Минкомсвязи.
Заказчики запутались в программном обеспечении
Это лишь один из ярких примеров из практики, касающийся госзакупок в сфере ПО. В Челябинское УФАС поступают и другие жалобы на действия заказчиков от участников проведения закупок по разработке нового программного продукта, сообщила заместитель руководителя регионального антимонопольного ведомства Наталья Сапрыкина. Так, в практике Челябинского УФАС России отсутствуют примеры указания заказчиком в документации требований о передаче ему исключительных прав на приобретаемое новое программное обеспечение. Впоследствии при потребностях заказчика по доработке данного продукта в связи с отсутствием у него исключительных прав в такой закупке не могут принять участие другие компании.
Министр информационных технологий и связи Челябинской области Александр Козлов указал, что приобретение программного обеспечения с исключительными правами предполагает значительные затраты бюджета и длительную процедуру постановки полученного продукта на баланс. «Заказчик может потребовать передачу от победителя торгов по разработке нового ПО неисключительных прав на пользование и доработку программы. При проведении закупок по доработке продукта коды программы должны передаваться только победителю таких торгов, – уточнил Александр Козлов. – Однако, компании-разработчики ПО неохотно идут на передачу указанных неисключительных прав». Кроме того, министр указал на наличие проблем, связанных с импортозамещением в сфере программного обеспечения.
По мнению начальника управления муниципального заказа администрации Челябинска Натальи Гутовой, выбор хозяйствующего субъекта по разработке нового программного обеспечения должен производиться на конкурентной основе, а закупка доработки продукта – происходить у единственного поставщика. Также она указала на необходимость выработки методических рекомендаций для региональных заказчиков, в том числе по закупкам программного обеспечения, Главным контрольным управлением Челябинской области.
В свою очередь, первый заместитель начальника Главного контрольного управления Челябинской области Александр Гусейнов сообщил, что при Главном контрольном управлении действует рабочая группа по законодательству о контрактной системе, и ведомство продолжит разъяснительную и консультационную работу для заказчиков Челябинской области.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com