Идея «банка в погонах» была озвучена российским правительством в начале 2018 года. Такое решение возникло на фоне потребности ОПК в «едином окне», где отечественная оборонка могла бы получать все финансовые услуги оптом. Банком стратегического назначения для операций по гособоронзаказу и крупным госконтрактам с предприятиями военного профиля был выбран «Промсвязьбанк». Опорная финансовая организация особого статуса появилась впервые за всю историю российской банковской системы. Тогда эксперты строили прогнозы: если оборонный банк найдет свою нишу и построит рабочую бизнес-модель, то сможет повысить эффективность и прозрачность расчетов при исполнении гособоронзаказа. О том, как звание оборонного банка повлияло на общую стратегию компании, что произошло с продуктами для бизнеса и частных клиентов и как проходит «проверка боем», рассказывает региональный директор челябинского операционного офиса «Промсвязьбанка» Алексей Юхачев.
Тяжелая артиллерия
— Алексей Вячеславович, зачем оборонному комплексу понадобился опорный банк?
— Перед ОПК сегодня стоит важная масштабная задача — снизить зависимость от спроса со стороны государства, обеспечив при этом предельную загрузку уже имеющихся мощностей за счет диверсификации оборонных производств. Необходимо увеличить выпуск продукции гражданского и двойного назначения на предприятиях оборонного комплекса. Это важно и для финансовой стабильности самих предприятий, и для того, чтобы средства, в своё время направленные на переоснащение отрасли, сработали на рост всей российской экономики, способствовали развитию импортозамещения, а также наращиванию высокотехнологичного экспорта. Для реализации всех проектов нужен сильный финансовый партнер.
— Как раз такой, как «Промсвязьбанк»?
— По замыслу регулятора и правительства российской экономике нужен банк, который проводил бы большую часть операций со средствами гособоронзаказа и крупнейших инфраструктурных проектов страны. Такой банк должен в полной мере удовлетворить потребности в банковских услугах предприятий, которые задействованы в исполнении госзаказа.
«Промсвязьбанк» традиционно занимал лидирующие позиции в работе с крупным бизнесом. Нами грамотно выстроена инфраструктура, есть технологии, широкая филиальная сеть. Но, наверное, самое важное — у нашего банка есть качественная экспертиза, мы умеем работать с разными категориями корпоративных клиентов. Эти предпосылки и привели к тому, что банк был выбран для реализации столь ответственного проекта.
Мобилизовали ресурсы
— Каково работать в новом статусе опорного банка оборонно-промышленного комплекса? Что вам уже удалось реализовать?
— Сегодня предприятия ОПК получают доступ к недорогим ресурсам и специализированным продуктам, разработанным для комплексного обслуживания и предприятий, и сотрудников. Теперь им доступен совершенно новый уровень сервиса. Специально для оборонки создан отдельный ассортиментный ряд, который нужен и подходит непосредственно только предприятиям, связанным с госзаказом. Это и кредитные программы, и зарплатные проекты. Это те инструменты, которые другие банки в большинстве своем предоставить не могут. Да и, наверное, не должны.
— Урал — место дислокации внушительного количества предприятий военной промышленности. Выходит, на челябинский операционный офис «Промсвязьбанка» ложится двойная ответственность и нагрузка?
— Разумеется, это отражается на деятельности банка в целом и нашего операционного офиса — в частности. Добавление статуса опорного банка оборонно-промышленного комплекса и появление соответствующей специфики — это привлечение новых бизнес-клиентов. Мы к этому долго готовились, усиливали команду, совместно с головным офисом проработана продуктовая линейка, модернизирована банкоматная сеть. Мы уже оказываем им услуги кредитования, размещения средств, сопровождение счетов по гособоронзаказу, расчетно-кассового обслуживания, подключаем зарплатные проекты.
Мирные рельсы
— Алексей Вячеславович, мирная клиентская база не останется в стороне?
— «Промсвязьбанк» остался универсальным банком, на этом особый акцент сделал и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мы финансируем как Челябинск, так и муниципальные образования Челябинской области, и продолжим работать в этом направлении. Для сотрудников бюджетной сферы в «Промсвязьбанке» действуют специальные программы по кредитованию и обслуживанию в рамках зарплатных проектов.
— То есть вам удалось сформировать универсальную бизнес-модель, которая сможет эффективно работать с любым бизнесом?
— Да, мы продолжаем работать со всеми сегментами бизнеса. На данный момент, проведя подготовительную работу, банк выполняет стратегическую задачу — это взаимодействие с компаниями оборонно-промышленного комплекса. При этом наша главная задача, которую перед нами ставит государство как акционер, — получение прибыли, привлечение новых клиентов и увеличение доли бизнеса в регионах присутствия. И она по-прежнему реализуется. Мы так же активно работаем с коммерческими компаниям, реализуем нашу IT-стратегию, внедряем дистанционные сервисы для предпринимателей. В целом мы успешно сохраняем баланс работы и с клиентами ОПК, и с традиционным бизнесом.
— Вписываются ли в новую бизнес-концепцию банковские продукты для частных лиц?
— Это еще одна особенность нашей новой модели. Мы сохраняем наработанные компетенции в обслуживании различных категорий клиентов, в том числе и физических лиц. Сотрудникам предприятий ОПК и Министерства обороны мы подготовили индивидуальные предложения. Для этих клиентов разработаны зарплатные проекты с абсолютно уникальными тарифами и условиями. Недавно мы стали выдавать военную ипотеку, ставка по ней 8,9%. Большой спрос на рефинансирование военной ипотеки, по которой заемщик может улучшить условия уже обслуживаемого кредита и существенно сэкономить на процентной переплате.
— Какие выгоды «Промсвязьбанк» предлагает клиентам, не относящимся к ОПК и госзаказу?
— Кредитные условия и зарплатные проекты для всех категорий клиентов соответствуют рыночным. Ставки по ипотечным продуктам у нас достаточно конкурентные. Большое внимание уделяется цифровой составляющей. Мы полностью перевели все повседневные потребности клиента в онлайн: оплату коммунальных платежей, детских садов, госуслуг. Это можно сделать через наше мобильное приложение или в интернет-банке. Клиенты могут совершать практически все операции дистанционно.
Ползти по-пластунски равносильно смерти
— Насколько востребованы диджитал-продукты жителями Челябинской области?
— Как раз в этом году мы сфокусировались на развитии удаленных сервисов для частных и корпоративных клиентов. Диджитал-продукты значительно сокращают время оформления кредитов, депозитов и открытия счетов. Бизнесу это позволяет уделять больше времени развитию собственного дела. Расчетные операции уже почти все совершаются дистанционно, и сейчас мы работаем над тем, чтобы минимизировать затраты клиента на получение кредитных ресурсов.
В этом году мы запустили онлайн-кредитование МСБ. В рамках этого продукта клиенты в течение пяти минут могут взять кредит в интернет- или мобильном банке, банк заранее проводит анализ клиента с помощью открытых данных, и клиент в моменте получает одобренное решение.
— Частных клиентов тоже коснулась цифровизация?
— Как я уже говорил, жители региона сегодня могут провести любой платеж через «Промсвязьбанк» в режиме онлайн. Все можно сделать через наше мобильное приложение или в интернет-банке. В октябре мы интегрировали в наши онлайн-сервисы возможность оплаты различных услуг через систему «Город». Если у вас есть информационная карта системы «Город», вы сможете в нашем интернет-банке посмотреть задолженность по услугам, привязанным к этой карте, и при необходимости оплатить их.
— Есть ли у вас есть какие-то дополнительные сервисы для клиентов?
— Не так давно Промсвязьбанк и фирма «1С» заключили соглашение об интеграции облачного сервиса «1С: БизнесСтарт» с интернет-банком «Мой бизнес». Создание этого совместного продукта позволит клиентам малого и среднего бизнеса вести бухгалтерский учет непосредственно в интернет-банке «Мой бизнес», своевременно сдавать отчетность и следить за ключевыми финансовыми показателями организации.
Еще один проект в этом направлении — регистрация бизнеса и открытие счета в режиме онлайн. Новые клиенты «Промсвязьбанка» могут зарегистрировать свой бизнес, открыть счет в банке и подключить мобильный и интернет-банк без посещения офиса в режиме онлайн всего за 15 минут. Теперь услуги будут доступны без какого-либо специального технического обеспечения: для регистрации бизнеса и открытия счета нужен только доступ в интернет с любого компьютера.
Выдержит проверку боем
— Каковы планы развития банка в регионе? Планируете расширять сеть офисов? Как повлияет на географию оборонный профиль?
— Сейчас «Промсвязьбанк» представлен 12 точками продаж в Челябинской области. Ситуация будет меняться с учетом того, что мы теперь начали тесную работу с ОПК и Минобороны, в частности, с предприятиями ОПК. Сейчас мы определяем основные направления, где мы должны быть представлены. В ближайшее время в планах открытие нового офиса в Чебаркуле.
Промсвязьбанк открыт для всех. Если фокусироваться только на одной отрасли, то это чревато рисками, ограничением возможностей и перспектив. Чтобы обладать полным набором компетенций, быть для российских предприятий не только посредником в проведении платежей, но и партнером, заинтересованным во всестороннем развитии отрасли, повышении ее эффективности, нужно оставаться универсальным. Основная стратегия банка останется прежней: работать для малого, среднего и крупного корпоративного бизнеса, работать с физическими лицами, оказывая высокотехнологичные расчетные услуги, предлагая удобные сервисы и программы кредитования. «Промсвязьбанк» всегда был силен, и мы будем стремиться удерживать свои лидирующие позиции по всем фронтам
ПАО «Промсвязьбанк». Генеральная лицензия Банка России № 3251