Ралли-марафон «Шёлковый путь» — это маршрут длиной в пять тысяч километров, 270 автомобилей и разные климатические условия. Каждый год он проходит по абсолютно новым трассам. И вот участники гонки приехали в Екатеринбург, чтобы жители Урала могли не только вживую посмотреть на боевые машины, но и посидеть в кабине пилота.
Через степи, копи, дюны и без навигатора
— Это не кольцо, не «Формула-1», где пилоты отыгрывают у самого себя секунды, каждый раз полируя одну и ту же трассу, — делится медиадиректор международного ралли «Шёлковый путь» Лина Арнаутова.
Уже в следующую субботу, 6 июля, 84 международных экипажа стартуют из Иркутска. Их 10-дневный маршрут пролегает по бездорожью Монголии и Китая. Перепады высот, русла рек, скальные породы — всё это спецучастки, которые участникам придётся преодолевать на предельной скорости.
— Мы начнём с Восточной Сибири: у нас будут и леса, и лесостепи. Дальше, двигаясь в сторону юга, мы пройдем через степи, полупустыни и выйдем к знаменитой пустыне Гоби, где гонщики любят застревать, копать. Там находятся самые высокие дюны в мире, поэтому все их с нетерпением ждут, — рассказывают организаторы.
Задача каждой команды — не просто быстро доехать из пункта А в пункт Б, а сделать это через контрольные точки. Пользоваться навигаторами экипажам категорически запрещено: они ориентируются исключительно по дорожной карте. Победителя ждёт увесистый приз — кубок с головой белого тигра.
Двухколёсные в команде
Кстати, помимо внедорожников и грузовиков, в этом году впервые пригласили участвовать мотоциклистов — смогли обеспечить им безопасность. Эта новость так обрадовала Международную мотоциклетную федерацию, что ралли-марафон сделали ещё и этапом чемпионата мира по кросс-кантри.
900 литров дизеля на каждого
Команда из Белоруссии поедет покорять трассу на МАЗах. В экипаже три человека: пилот, механик и штурман. Соревноваться, пусть и на бездорожье, многим хочется в комфортных условиях, поэтому гонщики установили у себя кондиционер. Говорят, так меньше пьешь воды, не потеешь и окна не открываешь, а значит, велика вероятность, что песок и грязь не залетят на скорости. И это ещё не всё.
— Это спортивный грузовик, созданный специально для таких ралли-рейдов, чтобы ездить быстро по бездорожью. Там, где ты на обычном грузовике едешь 20 км/ч и тебя вовсю трясёт, здесь ты едешь 140 км/ч, и тебя трясёт совсем чуть-чуть, — показывает механик боевого экипажа Андрей Жигулин.
Чтобы «прокормить» эту махину, нужно до 900 литров дизеля — столько составляет емкость бака. Но, как оказалось, заправка до полного в экстремальных условиях ралли
— не всегда хорошо.
— Сколько заливать — полный или неполный, — регулируется в зависимости от этапа, — объясняет механик по ремонту транспорта Антон Запорощенко. — Лишнее топливо на спецучастке не нужно, оно создает ненужную массу.
Экипажам на грузовиках дозаправка во время гонки запрещается, а вот за мотоциклами и квадроциклами, наоборот, ездят бензовозы, ведь объёмы их баков не позволяют преодолевать весь маршрут без остановок. Чтобы машина не заглохла на полпути или не перегрелась там, где только в тени +47 градусов, в бензине и дизеле участники должны быть уверены. Именно поэтому у ралли-марафона есть свой партнёр — топливо «ОПТИ» от сети АЗС «Газпромнефть».
Топливный тест-драйв
Чтобы ещё раз убедиться в качестве топлива «ОПТИ», которым будут заправляться участники «Шёлкового пути», эксперты решают провести экспресс-испытание.
Специалист из передвижной лаборатории готовится к отбору пробы. С собой — чистая тара и индивидуальные воронки — под дизель и бензин АИ-95. Топливо лаборант сливает прямо из колонки.
После того как пробы взяты, их несут в лабораторию на колёсах. Анализировать топливо будут на специальном оборудовании. У дизеля, например, смотрят температуру вспышки и цетановое число, у бензина — бензол, серу (вещества, которые вырабатываются при выхлопе) и октановое число.
— Что значит октановое число? Вот мы отобрали 95-й бензин, то есть у нас исследовательским методом не должно получиться меньше 95. Этот показатель у нас и получается, — поясняет лаборант мобильной испытательной лаборатории Анжела Никитина.
Кстати, такие внезапные проверки качества топлива на АЗС проводятся ежемесячно. Это система контроля, которая позволяет выяснить, какое топливо реализуется на АЗС. Ведь топливо привозят и сливают в резервуары каждые два-три дня.
— Сера — это, наверное, основной экологический параметр. При её сгорании образуется серная кислота, которая оказывает негативное влияние как на выхлопную систему автомобиля, так и в основном на окружающую среду, — разъясняет итоги руководитель программы «Нефтеконтроль» дирекции региональных продаж компании «Газпром нефть» Виктор Чуяков.
Топливо выдержало проверку: октановое и цетановые числа топлива соответствуют заявленным в паспорте, а количество серы и бензола с запасом укладываются в требования стандарта.
Лайфхак: как сэкономить обычному автолюбителю
Топливо «ОПТИ», которым заправляются участники ралли «Шёлковый путь», содержит моющие компоненты, которые способствуют очистке топливной системы от нагара и отложений. Это позволяет снизить расход топлива – об этом задумываются не только гонщики, но и автолюбители.
Эксперты объясняют: на на расход топлива влияет множество причин. Начиная с того, какая манера вождения у автолюбителя (ведь резкие ускорения и торможения увеличивают расход на 5%), заканчивая тем, какое у двигателя техническое состояние. Оказывается, отправляясь на озеро или на дачу, не стоит брать лишние вещи, размещать багажник на крыше и неправильно использовать кондиционер.
— Если вы летом в сильную жару включили кондиционер даже при закрытых окнах, у автомобиля расход топлива вырастет на 20%. Если вы при этом еще окно откроете, он вырастет вообще на 30%, — уверенно заявляет доцент кафедры химмотологии (применения нефтепродуктов) РГУ нефти и газа им. Губкина Леонид Багдасаров.
Советы специалиста, чтобы экономить на топливе и содержать машину в порядке, предельно просты:
Заправляться только на АЗС известных брендов, где следят за качеством топлива на пути от завода до бензобака.
Следить за своей манерой вождения.
Конечно, наличие или отсутствие пробок, а также качество самой дороги тоже влияют на расход топлива. Но эксперты уверяют: даже при таких факторах можно экономить.
27 июня команда ««МАЗ-СПОРТавто»» прибудет на АЗС «Газпромнефть» по адресу ул. Академика Макеева, 12, чтобы пополнить баки и встретиться с фанатами. Взять автограф и сфотографироваться с гонщиками можно будет с 17:30 до 19:00.
За помощь в организации интервью с гонщиками благодарим сеть АЗС «Газпромнефть».