RU74
Погода

Сейчас+23°C

Сейчас в Челябинске

Погода+23°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +23

3 м/c,

зап.

744мм 61%
Подробнее
8 Пробки
USD 89,02
EUR 95,74
Реклама
Бизнес Сделано в России карточки «Думаем заполнить всю Россию»: уральский магазин Жизньмарт рекордными темпами покоряет рынок и покупателей

«Думаем заполнить всю Россию»: уральский магазин Жизньмарт рекордными темпами покоряет рынок и покупателей

10 бизнес-секретов от основателя нашумевшей франшизы продуктового магазина

В марте 2019 года Иван Зайченко открыл в Екатеринбурге первый магазин необычного формата

«Кушать надо вкусно и полезно, а не как сейчас в магазинах», — решил как-то уральский бизнесмен… и зарегистрировал эту жизненную фразу в качестве названия своей компании. Землякам его детище больше известно как торговая сеть Жизньмарт. В отличие от большинства привычных магазинов, полки здесь не ломятся от десятков однотипных продуктов «на любой кошелек»: в каждой категории — только избранные товары, в основном местного производства. Очередей на кассах, как, собственно, и кассиров, тоже нет. Покупатели пьют сваренный специально для них кофе или готовят свежевыжатый сок, выбирают продукты для ужина или порцию горячего на обед. Как такой формат восприняли в Челябинске? О закулисье бизнеса, конкуренции, импортозамещении, безумных идеях и ярких реакциях покупателей — от негодования до восторга — рассказал основатель и идейный вдохновитель Жизньмарт Иван Зайченко.

  1. Меняться, экспериментировать, рисковать
  2. Помнить: в ритейле чем ты масштабнее, тем эффективнее
  3. Не бояться конкуренции
  4. Выращивать руководителей самостоятельно
  5. Знать желания аудитории, чтобы попасть в самое сердечко
  6. Поддерживать местных производителей
  7. Не зависеть от импорта
  8. Ценить обратную связь. Любую
  9. Любить то, что делаешь
  10. Расти и «разливаться» постепенно
1

Меняться, экспериментировать, рисковать

С тех пор, как в марте 2019 года в Екатеринбурге открылся первый магазин, мы неоднократно меняли и дорабатывали формат. Пробовали самые странные и нестандартные идеи — каждый раз казалось, что вот-вот взлетит. Запустились с готовыми продуктовыми наборами для блюд: не нужно отдельно искать и взвешивать ингредиенты для борща, котлет или ризотто — покупаешь набор и готовишь. Звучало круто, но не выстрелило… Верил я и в шведский стол: мы оборудовали прилавок самообслуживания, как в буфете. Удобно ведь: подошел с большой тарелкой, набрал свежих салатов, горячего, пришел домой и съел — но вот вообще не «полетело».

Мы практически первыми запустили на Урале кассы самообслуживания — тогда они даже в Москве были редкостью. Поначалу люди возмущались. Помню, подошел мужчина с покупками, мол, а где кассир? Говорим: а нет кассира. Так он бросил упаковку в сторону и ушел. Сомневались тогда сильно, но от идеи не отказались. И скорость обслуживания ощутимо выросла, очередей не стало, сотрудники освободились — плюсы в итоге перевесили.

Без кассиров и очередей: магазин больше напоминает кафе или закусочную, чем обычный продуктовый
2

Помнить: в ритейле чем ты масштабнее, тем эффективнее

Невозможно быть эффективным магазином, если у тебя всего одна точка. Чем больше становишься, тем больше скидки, дешевле логистика и маркетинг, лояльнее поставщики оборудования. Сейчас у нас 65 магазинов в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Верхней Пышме, Нижнем Тагиле, Уфе, Санкт-Петербурге — из них собственных только два, остальные работают по франшизе. И если на старте у нас целевой срок окупаемости был примерно три с половиной года, то сейчас — года два, два с половиной. При этом цены остались невысокими, а рентабельность выросла.

«Мы одновременно и очень недорогой, и очень доходный формат»

Новые магазины в Тюмени и Челябинске приятно удивили: два вышли в прибыль уже на второй месяц работы, еще одному не хватило буквально нескольких тысяч. Это крутой показатель: ты только что открылся, а люди уже идут, мы процентов на 40 превысили план.

Торговая сеть растет каждый месяц, 30 магазинов строится прямо сейчас, еще два десятка — в поисках крутой локации
3

Не бояться конкуренции

Есть ли у нас конкуренты на рынке Челябинска? Конечно, иначе мы были бы первым продуктовым магазином в городе. Но если учесть, что с первых месяцев мы почти вдвое перевыполнили финмодель, конкуренция не такая уж и сверхсильная.

Свежая во всех смыслах концепция торговой сети обретает всё больше поклонников
4

Выращивать руководителей самостоятельно

У нас правило: никого из руководителей извне не привлекаем, выращиваем сами. Новых сотрудников обучаем всем тонкостям работы в магазине: как выкладывать товар, приходовать накладные, проводить инвентаризацию, варить кофе, доставлять заказы, наводить чистоту в зале, учить других людей. Зная бизнес изнутри, легко вырасти до старших продавцов, директоров — и даже уйти в партнеры. Несколько наших бывших продавцов уже стали совладельцами магазинов. Это и мотивация для сотрудников, и гарантия, что каждый магазин будет образцовым, ведь руководит им вовлеченный, знающий дело человек.

О качестве, свежести, чистоте и комфорте в каждом магазине заботятся увлеченные и неравнодушные люди
5

Знать желания аудитории, чтобы попасть в самое сердечко

Мы не позиционируем себя как магазин исключительно правильного питания. Да, у нас есть веганская линейка, безглютеновый хлеб, но есть и сало, и довольно калорийные сладкие десерты. Главное — мы стремимся сохранять чистый состав, максимально натуральный. И стараемся, чтобы продукт был в своей категории самый вкусный: покупаем аналоги, дегустируем, выбираем. И цены тоже сравниваем, ищем лучшее соотношение. Недавно видел обзор: парни пробовали наш энергетик из манго, типа прикольно, ну баночка так себе, а сколько стоит? 102 рубля? Да ладно, за такие деньги это реально крутой напиток!

Все товары проходят строгий кастинг, прежде чем попасть на прилавок
6

Поддерживать местных производителей

Когда крупный ритейл заходит в город, то обычно просто выжигает остальных: маленькие магазины закрываются, местные поставщики теряют каналы продаж, инфраструктура вымирает. Верим, что бизнес должен нести социальную составляющую, и считаем своей обязанностью поддержать местных производителей. В челябинских магазинах около 60 процентов ассортимента — местного производства.

Фермерские продукты, сыр из небольшой частной сыроварни, натуральный морс из местных ягод — в гипермаркетах отыскать подобное непросто
7

Не зависеть от импорта

У нас небольшая доля заграничных ингредиентов, и импортных товаров совсем немного, так что уход брендов не сильно сказался на ассортименте. Но в целом ситуация с импортозамещением печалит: конкуренция падает, иные крупные игроки перестают стараться. Например, известный поставщик сыров выпустил линейку с закосом «под Европу»: просто обновил упаковку, а качество как было, так и осталось. Прибыль-то у него, может, и выросла, а индустрия и покупатели от этого не выиграли. На наших полках таким продуктам не место.

Под собственной маркой Жизньмарт выпускают более 1500 товаров, и практически все ингредиенты — российского производства
8

Ценить обратную связь. Любую

Чтобы удерживать планку качества продукции, мы регулярно собираем обратную связь. На каждом продукте есть QR-код — покупатели могут перейти на сайт и оставить отзыв. Оценивать товары также удобно прямо в мобильном приложении, плюс сотрудники на кассах периодически спрашивают мнение о прошлых покупках. В месяц получаем около 64 тысяч оценок. Каждый вторник специальный комитет берет все продукты с низким рейтингом и проводит дегустацию. Такая вот тяжелая работа у них — пробовать «забракованное». Если подтвердим, что оценки заслуженны, можем попросить поставщика доработать состав, технологию — либо выводим такой продукт из ассортимента.

Шансы встретить на полках некачественный или невкусный продукт стремятся к нулю: не снискавшие народной любви товары здесь не задерживаются
9

Любить то, что делаешь

Продаем то, что любим и покупаем сами. Больше всего обожаю нашу деревенскую сметану, чесночный сыр с помидорами, сильно люблю сливочный чизкейк — когда вижу, сразу хочу съесть. А недавно появилась готовая еда в термоупаковке: домашние блюда типа борща, которые можно хранить при комнатной температуре по 3–4 месяца, потому что приготовлены они в автоклаве. Я живу сейчас на два города и набрал себе запас: достал, налил, разогрел и съел — очень удобно и вкусно.

Каждый продукт или блюдо сотрудники выбирают, создают, готовят и упаковывают с любовью
10

Расти и «разливаться» постепенно

Сейчас наша главная задача — выйти в новые регионы. Поначалу была идея открываться в самых богатых, где спрос выше. Но потом пересмотрели этот подход, ведь важна логистика — чтобы не было сложностей с управлением, поставкой товара. Расширяем сеть поступательно: это как плеснуть на карту стакан воды, и она разливается. Сперва — Челябинск и Тюмень, дальше — Уфа и Казань, в ближайшие 2–3 года думаем заполнить всю Россию.

У команды большие планы на будущее, здесь рады и открыты партнерам и единомышленникам

Жизньмарт планирует провести конференцию для потенциальных партнеров и поставщиков в декабре 2022 года. Для предварительной записи подписывайтесь на телеграм-канал по франшизе, там будет специальный анонс. Все подробности и ответы на вопросы о франшизе магазинов Жизньмарт можно узнать на сайте или позвонить по телефону +7 912 044-89-64.

Магазины-кафе Жизньмарт:
Челябинск,
Родионова, 17;
Сони Кривой, 83;
«ВКонтакте»;
«Телеграм»;
ассортимент и доставка по Челябинску.

ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах», lifemart.ru

Реклама.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Чудовищно неблагодарная профессия!»: врач-терапевт откровенно рассказал об ужасах работы в поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
«Отчетов, как в ФСБ»: библиотекарь — о бумагомарательстве, книгах иноагентов и рухляди
Анастасия Орлова
Выпускница психфака, бывший библиотекарь
Мнение
Пляжи, веломаршруты и европейские городки. Журналист рассказала, чем заняться в Калининграде и области
Серафима Путиева
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления