Женщины меняют Челябинск, и это очевидный факт. Они — это и есть город будущего: они модернизируют архитектуру, строят медицинские империи, производят известь и гофрокартон, запускают пельменные фабрики и гастрономические концепции, изобретают умную косметику и продают мотоциклы. Движущая сила южноуральской экономики попала в кадр — самые яркие девушки-предпринимательницы стали героинями фотопроекта ПСБ «Бизнес в объективе». С 2014 года банк показывает миру реальные истории успеха, чтобы повысить узнаваемость самых разных компаний. В этом году галерея женских портретов открыла межрегиональный форум «В бизнес на шпильках» — проект, который исследует выдающиеся достижения челябинок в сфере МСБ, дает шанс перенять друг у друга интересный опыт и узнать о новых инструментах поддержки — как финансовых, так и образовательных. В этом сезоне более 300 участниц форума узнали, что банк может стать лучшим бизнес-помощником, и услышали полезные кейсы, чтобы реализовать себя в профессиональном плане.
Организатором делового форума выступил Комитет по развитию женского предпринимательства Челябинского областного отделения «Опоры России». Генеральный партнер форума «В бизнес на шпильках» — ПСБ. Приоритетным направлением для банка является развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе и женского. ПСБ является оператором программ государственной поддержки и предлагает собственные финансовые и образовательные продукты для бизнеса.
К миллионным оборотам — в режиме дефиле
В Челябинске в мегазале «Мегаполиса» состоялось одно из самых красивых бизнес-мероприятий — женский деловой форум «В бизнес на шпильках» для представительниц прекрасного пола. На одной площадке для обмена опытом, участия в обучающих и развлекательных мероприятиях встретились начинающие и состоявшиеся женщины-предпринимательницы из различных городов и бизнес-сфер. Деловая часть программы включала в себя самые разные активности. Во время неформального общения основательницы компаний находили полезные для развития своих навыков и карьеры знакомства. Главной целью организаторов и партнеров проекта стало составление некой глобальной бизнес-шпаргалки — каждая леди должна знать, куда обращаться за поддержкой в ситуации кризиса, дефицита информации или масштабирования своего дела.
— Отрадно, что у малого и среднего бизнеса Челябинской области наполовину «женское лицо», — подчеркнула министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева. Если говорить об ИП — это более 37 тыс. Относительно самозанятых — это свыше 95 тыс. Сферы присутствия женщин-предпринимателей абсолютно разные — от дизайна и IT-технологий до архитектуры и градостроения. И это здорово, что женщины становятся активными участниками экономических отношений. Они не боятся, они верят в поддержку государства. И государство много для этого делает. Минэкономразвития региона предлагает также форматы поддержки, созданные исключительно для женщин: это такие проекты, как «Мама-предприниматель», когда можно учиться основам бизнеса и получать гранты на реализацию своих проектов. Проводятся бизнес-девичники, женские форумы. Действует большой набор инструментов поддержки в рамках мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Челябинская область стала пионером, запустив в свое время проект «Территория бизнеса», который стал главным инструментом исполнения нацпроекта, а сегодня известен всем как федеральная сеть центров «Мой бизнес». Из новых инструментов у нас появилась такая форма поддержки, как гранты на научно-исследовательские и конструкторские разработки. Уже два года реализуются гранты для социальных предпринимателей. В эпоху IT активно развивается цифровая торговля, помогаем предпринимателям выходить на маркетплейсы, регистрировать страницы, продвигать социальные сети, снимать видеоролики — по многим вопросам предпринимательства легко получить помощь. И, конечно, традиционная форма поддержки — это участие в деловых и бизнес-миссиях, когда наши предприниматели могут представлять свою продукцию за рубежом, на выставках и популяризировать бренд «Сделано в Челябинске».
— Этот форум стал межрегиональным, на мероприятие в Челябинск приехали делегации из Башкирии и Курганской области — всё это члены комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», — отметила вице-председатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Ульяна Гаитова. — Всё больше представительниц бизнеса в стране присоединяются к нашему движению. Женщина-предприниматель — всегда очень активная и целеустремленная. Я всегда говорю, что это многорукий многоног, который успевает сделать всё и весьма благополучно: и заниматься детьми, и уделять внимание семье, и вести бизнес. Проект «В бизнес на шпильках» — как раз об этом. Он существует с 2018 года и каждый сезон объединяет вокруг себя единомышленниц. Мартовский форум «В бизнес на шпильках» мы проводим в нестандартном формате, совместив образовательную и развлекательную части. Наверняка девушки получили много полезной информации и контактов. Уже осенью запускается образовательный проект «В бизнес на шпильках» с вручением премий финалистам и возможностью воплотить в реальность собственный стартап.
В объективе — цветные пельмени
Генеральный партнер форума ПСБ видит своей целью поддержку предпринимательства, предлагая финансовые и нефинансовые инструменты для малого и среднего бизнеса. Именно этот сегмент является драйвером развития экономики. Фотовыставка «Бизнес в объективе», прославляющая предпринимательство, успела зарекомендовать себя как один из наиболее ярких проектов. В этот раз экспозиция приурочена к женскому форуму. Фотопроект «Бизнес в объективе» является частью программы поддержки бизнеса ПСБ, имеет многолетнюю историю и проводится по всей России, давая предпринимателям дополнительные возможности для привлечения клиентов.
На протяжении десяти лет фотопроект, организуемый ПСБ совместно с «Опорой России» только расширяет свою географию. Состоялось более 900 презентаций фоторабот на территории всей России — от Москвы до Калининграда.
Одна из героинь фотопроекта «Бизнес в объективе» в Челябинске — клиент ПСБ Анна Мецлер. Основатель компании по производству замороженных полуфабрикатов «Счастье» считает себя революционеркой. Девушка восьмой год меняет пельменный мир, занимая своей продукцией всё больше места в холодильниках жителей страны. Сейчас цветные пельмени под брендом «Счастье» расходятся по Уралу и Сибири. Каждый месяц Россия съедает по семь тонн «Счастья». Традиционного: со свининой, говядиной, курицей, индейкой, картошкой, творогом. Или авторского: в эксклюзивной линейке — пельмени «Тигровые» с мраморной говядиной, сербской брынзой и розмарином. Тесто становится полосатым за счет куркумы и чернил каракатицы. После 8 Марта запускается пикантная новинка для женщин — пельмени с курицей, перцем и имбирем. Всего фабрика Анны производит около 70 позиций «Счастья». Оно продается в том числе в «Жизньмарте», кроме того, у производителя контракты с десятью ресторанами Челябинска. Предпринимательница — эксперт не только по искусству заворачивания начинки в цветное тесто, но и по рецептам успешного ведения бизнеса.
— Форумы, обучающие проекты и бизнес-премии — это возможность заявить о себе, рассказать о том продукте, который мы делаем, о его уникальных свойствах. Конкретно мы производим цветные пельмени и уже уверенно чувствуем себя на рынке. Мы можем делиться опытом с теми, кто только начинает — это важно, потому что ошибки иногда очень дорого стоят. Мне кажется, что женский бизнес все-таки вести чуть легче, чем мужской. Нам позволительно чуть больше, чем сильному полу — мягкая сила женщины на деловых переговорах помогает достигать более выгодных контрактов. В нашем случае в процесс может вмешиваться женская интуиция, право на риск и сумасшедший эксперимент. У мужчин же всегда всё четко и логично, — рассказывает Анна Мецлер. — Мы одними из первых в регионе начали выпускать крафтовые пельмени. В линейках фабрики вы не найдете пельменей с одинаковой защипкой — свой цвет, свой узор. Нашему женскому бизнесу удалось сохранить объемы производства, и сейчас мы стремимся автоматизировать часть процессов, сохранив при этом ручную лепку, вкус и качество.
— ПСБ на протяжении многих лет способствует популяризации малого и среднего бизнеса в регионах России, помогает открывать и развивать перспективные бизнес-проекты, расширяя и укрепляя экономику России, — рассказал вице-президент — региональный директор ПСБ в Челябинске Алексей Юхачёв. — Представленный на форуме фотопроект «Бизнес в объективе» показывает предпринимательство через объектив фотокамеры. Таким, какое оно есть — с трудностями и победами, буднями и яркими моментами. «Бизнес в объективе» наглядно демонстрирует: малые предприятия приносят прибыль, создают рабочие места и задают тренды экономики. Не зря развитие малого предпринимательства в стране — это приоритет на уровне государства. Рассказывать истории успеха российского бизнеса, заряжать и вдохновлять молодых предпринимателей, мотивировать их к открытию новых горизонтов — цель ПСБ в рамках этого проекта.
ПАО «Промсвязьбанк». www.psbank.ru.