Бизнес Рынок связи в ожидании 1 июля

Рынок связи в ожидании 1 июля

Для жителей российской глубинки исходящие звонки со стационарных телефонов на сотовые будут стоить намного больше, чем 1,5 рубля за минуту, утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Как пояснили эксперты...

" src=

Для жителей российской глубинки исходящие звонки со стационарных телефонов на сотовые будут стоить намного больше, чем 1,5 рубля за минуту, утвержденные Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Как пояснили эксперты, в полтора рубля выльется минута разговора между стационарным и сотовым телефонами, коммутаторы которых находятся в одном городе. В противном случае тариф составит от 1,9 до 8,7 рублей в зависимости от расстояния.

Такие и ряд других тонкостей скрывает за собой вступление в силу с первого июля изменений в закон «О связи» и введение принципа «платит звонящий». Кстати, обновленный закон нашел поддержку, а его введение – понимание не только у пользователей, но и у операторов мобильной связи. И это неудивительно. «Ведь работа по принципу «платит звонящий» (CPP) является общемировой практикой, – рассказывает генеральный директор компании «Скай Линк-Челябинск» Дмитрий Красков. – Поэтому введение такого механизма в России я нахожу правильным». Более того, большинство игроков рынка считают, что вводимые изменения помогут дать новый импульс развития отрасли и поставят большинство пользователей в более выгодные условия. «Мы полагаем, что в России новые правила, в том числе и принцип «платит звонящий», приживутся, – прогнозирует начальник отдела по связям с общественность «МегаФон-Урал» Ольга Сафаргалиева. – Как показывает опыт европейских операторов, абоненты воспринимают такие правила как справедливый подход к тарификации услуг сотовой связи».

Об этом же говорит и популярность тарифов с бесплатными входящими с городских телефонов, которые операторы мобильной связи начали предлагать еще с конца 2005 года. Именно эти тарифы после вступления в действие принципа СРР и станут базовыми. Несмотря на это, рост сотового трафика в нашей стране маловероятен. Причина в том, что уровень проникновения мобильной связи в России и так довольно высок, люди привыкли общаться по сотовому телефону. Поэтому доля входящих звонков с фиксированных номеров составляет у разных сотовых операторов всего 3-5% от общего объема трафика.

«Например, у абонентов сети «Билайн» объем входящих звонков с городских телефонов составляет порядка 5% от общего объема входящего трафика», – заявляет директор Челябинского филиала ОАО «ВымпелКом» Светлана Галилеева. Еще ниже этот показатель относительно всего трафика сети «Билайн» – всего 3%. Несмотря на это, после вступления в силу поправок к закону «О связи», сотовые операторы рискуют потерять до 10% сегодняшних доходов. А это порядка миллиарда долларов в год. В таком раскладе государство потеряет около 300–400 миллионов долларов, которые не будут отчислены в бюджет. Но если рассмотреть ситуацию поближе, становится понятно, что для операторов не все складывается так уж плохо. Ведь эти деньги, по крайней мере их часть, сотовым компаниям должны возместить операторы фиксированной связи.

И так оно и будет. 19 июня ФСТ определила, не только то, что цена минуты звонка, исходящего с городского на сотовый, должна быть равна 1,5 рубля, но и то, что 95 копеек из этой суммы пойдут оператору мобильной связи в качестве компенсации за завершение вызова в мобильных сетях. Стоит отметить, что такое решение для сотовых компаний явилось в какой-то мере неожиданным. По общему мнению их руководства, экономически обоснованная оптовая цена минуты такого разговора составляет примерно 2,2 рубля. Но, понимая, что таких тарифов не добиться, «сотовики» не стали настаивать. Более того, учитывая социальный аспект введения принципа «платит звонящий», они пошли на компромисс и предложили на целый год, начиная с 1 июля 2006, установить тариф на уровне 1,1 рубля с дальнейшим его повышением до 1,35 рубля. Аргументация при этом использовалась следующая: такой шаг смог бы обеспечить баланс интересов потребителей мобильной связи и фиксированных операторов. Неудивительно, что это предложение изначально было позитивно воспринято представителями регулирующих органов. Но, как мы увидели, все предварительные договоренности в результате канули в Лету. Наиболее вероятно, решающим для ФСТ оказался довод, что 1,1 рубля за минуту – планка, нерентабельная для операторов фиксированной связи.

Но говорить и о тарифе в 1,5 рубля за минуту нужно осторожно. Ведь цена эта останется неизменной только если фиксированный телефон, с которого совершается звонок, и коммутатор сотового оператора находятся в одном городе. Но такая ситуация характерна, в основном, для областных центров. Поэтому большинству жителей глубинки придется платить за вызов с фиксированного на сотовый по другим тарифам – тарифам внутризоновой телефонной связи, которые установлены ФСТ для каждого из региональных операторов фиксированной связи. К большому огорчению пользователей, их размер колеблется от 1,9 до 8,7 рублей за минуту. И это даже в том случае, если вызываемый абонент находится в соседней комнате.

«После введения в действие системы CРP, внутризоновые исходящие звонки для жителей области, чей населенный пункт находится на расстоянии до 100 километров от Челябинска, будут стоить 1,9 рубля, – заявила начальник службы по связям с общественностью компании «Уралсвязьинформ» Ольга Разнополова. – А для поселений, расположенных на расстоянии от 101 до 600 километров от областного центра, минута подорожает до 3,23 рублей. При этом соединения длительностью меньше 5 секунд тарифицироваться не будут».

Наряду с удивлением обнародованные 19 июня тарифы вызвали в рядах игроков рынка мобильной связи и некоторое замешательство. «Понимаете, отчисления от фиксированных операторов не будут покрывать затраты на организацию связи между абонентами фиксированных линий и нашей сетью, – заявила начальник отдела по связям с общественность «МегаФон-Урал» Ольга Сафаргалиева. – Поэтому нам придется искать рыночные методы компенсации убытков. При этом мы готовы предложить такие условия, которые позволят сохранить прежний уровень затрат абонентов на сотовую связь». Примерно то же говорят и другие операторы. Выход же, который они видят при этом, не может не радовать абонентов.

Для компенсации неизбежных потерь сотовые компании планируют увеличить количество неголосовых и дополнительных услуг для своих абонентов. При этом они обещают приложить максимум усилий, чтобы избежать повышения тарифов на эти услуги. Хотя верится в такое чудо с трудом. Да и опыт показывает, что, в любом случае, мобильные операторы не останутся в накладе. Уже сейчас они спокойно установили фиксированный курс условной единицы, который превышает официальный курс доллара примерно на 1,5 рубля. Популярным среди операторов становится и такая вещь, как плата за соединение. Все больше компаний предлагают ее как возмездную услугу. Так что рычагов, позволяющих им вернуть деньги, которые могли бы быть потеряны в ходе реформы, предостаточно. Все дело в том, насколько полно воспользуются ими операторы. Но уже сейчас ясно, все бремя восполнения потерь ляжет на рядовых абонентов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления