ƒмитри€ Ѕабанова погодой не испугать.
ƒмитри€ Ѕабанова погодой не испугать.

¬агоны, «башмаки» и порожн€к

 огда второклассник ƒима пришел в изостудию чел€бинского ƒворца пионеров, а затем училс€ в художественном училище, он вр€д ли предполагал, что в будущем будет «жонглировать» вагонами и рулить поездами. Ќичто не предвещало резкой смены трудового пути. ¬ернувшись из армии, ƒмитрий Ѕабанов пошел работать в декорационный цех оперного театра. “ри года создавал оригинальные декорации дл€ спектаклей. Ќо быт победил творчество: платили в оперном театре мало, заработка на семью не хватало. Ѕабанов уволилс€ и пошел работать на железную дорогу.

—трелка переводитс€ вручную.
—трелка переводитс€ вручную.

— ∆ена перетащила, — признаетс€ он. — ќна сама там работала, вот и позвала: хватит, мол, рисовать, надо деньги зарабатывать. ∆елезнодорожникам еще и квартиры давали. ѕравда, как только € устроилс€, перестали — не повезло.

Ћокомотив подъехал к составу.
Ћокомотив подъехал к составу.
—оединились.
—оединились.

Ќа ё”∆ƒ ƒмитрий Ѕабанов работал слесарем по ремонту вагонов. ј на “Ё÷ попал случайно. ”знал от знакомого, что туда требуетс€ составитель поездов. » решил попробовать себ€ в новом качестве. ¬ топливно-транспортном цехе „ел€бинской “Ё÷-2 он зан€лс€ перестановкой вагонов. » в итоге задержалс€ здесь на 20 лет.

¬агоны «берут на воздух».
¬агоны «берут на воздух».

ѕоезда, рельсы, электровозы и машинисты — давно уже привычные штрихи к картине рабочих будней Ѕабанова. ј дл€тс€ они здесь, как и на железной дороге, по 12 часов. ѕоезда приход€т с разным грузом: соль, мазут, серна€ кислота. —амые длинные везут уголь — порой в одном составе до 65 вагонов. “акие большие поезда разгружаютс€ за сутки, то есть над ними работают две смены составителей.

—оставитель поездов работает в тандеме с машинистом.
—оставитель поездов работает в тандеме с машинистом.

— ћы выезжаем на станцию, примыкающую к “Ё÷, соедин€ем наш локомотив и прибывшие вагоны, берем «на воздух» (так железнодорожники говор€т о тормозах. — ѕрим. автора), — рассказывает о своей работе ƒмитрий. — «атем € иду вдоль состава и осматриваю вагоны со обеих сторон. ¬друг что-то сломано, погнуто и так далее — в общем, слежу, нет ли каких-то неисправностей.

ƒомой — с ветерком!
ƒомой — с ветерком!

ѕроцесс осмотра длитс€ около двух часов — по п€ть минут на вагон. ѕотом составитель поездов убирает «башмаки» (устройства дл€ торможени€ и фиксировани€ вагонов), докладывает дежурному, и поезд уезжает на “Ё÷. ”же на своей территории состав разбивают на части — примерно по 11 вагонов, взвешивают каждую партию на платформе с весами. ƒмитрий наблюдает за процессом, св€зываетс€ с машинистом по рации и подсказывает, как ровно поставить тот или иной вагон. Ќа компьютере фиксируютс€ вес, номер вагона и прочие характеристики.

¬звешенные вагоны став€тс€ на путь, посередине которого находитс€ вагоноопрокидыватель. ѕорожние уход€т на путь откатки. «атем из них вновь сформируют состав и по команде дежурного отвезут на железнодорожную станцию. ¬ общем, технологи€ разгрузки вагонов давно отработана, главное — соблюдать безопасность и точность при маневрировании. ј «главнокомандующим» здесь выступает как раз составитель поездов.

–аботать приходитс€ на открытом воздухе в любое врем€ года, но ƒмитрий и его коллеги ничего страшного в этом не вид€т.

ƒмитрий Ѕабанов выходит на работу в любую погоду — в дождь и снег, в жару и холод
ƒмитрий Ѕабанов выходит на работу в любую погоду — в дождь и снег, в жару и холод

— ѕривыкли, — невозмутимо пожимает плечами Ѕабанов. — Ѕывало, при минус 30 разгружали состав. ¬ принципе спецодежда у нас хороша€: маски защитные, ботинки теплые, плащи, крем выдают. Ќо все равно самые непри€тные услови€ — мороз и дождь. ћне больше нравитс€ в жару работать.

„ел€бинск — город, т€жЄлый дл€ живописи

ƒмитрий признаетс€, что несмотр€ на смену профессии, рисовал он всегда. —колько картин вышло из-под его кисти, не считал. ј себ€ в шутку называет художником-подпольщиком: рисует всю жизнь, но ни в каких официальных выставках не участвовал, в творческих союзах не состо€л.

ƒмитрий любит пейзажи.
ƒмитрий любит пейзажи.
 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер
 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер

— ≈сли нет срочного заказа, то пишу под настроение. ѕейзаж, портрет, натюрморт...   пейзажу больше душа лежит. ¬ основном изображаю наши чел€бинские окрестности — горы, озера, лес, — говорит ƒмитрий. ѕризнаетс€, что есть у него картины, которые бы не хотелось ни продавать, ни дарить. — Ќапример, пейзаж «Ўихан». ≈сть такое местечко у нас в области — станци€ —илач, в сторону ”фале€. ≈сли пройти километра четыре, увидишь скалодром союзного значени€ — насто€щую отвесную стенку. ћы туда частенько еще студентами ездили. — тех пор часто Ўихан рисую — с разных точек.

”знаваемый многими поколени€ми домик.
”знаваемый многими поколени€ми домик.
 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер

ћастерской служит кухн€ в однокомнатной квартире, где живет художник. “ам, по словам ƒмитри€, посветлее. ј сами картины скромно сто€т у стеночки в комнате, развешивать их автор не спешит. ќдно врем€ его работы выставл€лись на продажу в галерее недалеко от кинотеатра имени ѕушкина. Ќо потом она закрылась, и картины вернулись домой к автору. „асть из них может начать новую жизнь. ƒаже после окончани€ работы над художественным произведением ƒмитрий часто добавл€ет какой-нибудь штрих. √оворит, что это процесс бесконечный. ќдна картина не понравилась, замазал — делает следующую. √овор€т, многим художникам это свойственно — старые мастера зачастую писали по три-четыре картины на одном холсте.

 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер

ќбычно на создание одной картины уходит две недели. »ногда прос€т сделать работу как можно быстрее. –екорд скорости, по его словам, — когда за день написал парижский пейзаж.

— √ораздо проще ѕариж нарисовать или тот же —анкт-ѕетербург — и эффектно, и узнаваемо, — признаетс€ он. — ј „ел€бинск мало кто делает. ќчень сложный в этом плане город — промышленный, т€желый. Ќе так много мест, которые хочетс€ запечатлеть, живописности мало у нас в городе. ’от€, когда сотрудничал с галереей, мне говорили, что виды „ел€бинска очень востребованы.

Ќа картинах ƒмитри€ Ѕабанова можно увидеть перекресток улицы ѕушкина и проспекта Ћенина, осеннюю  ировку, узнаваемый дом на перекрестке улиц “имир€зева и ÷виллинга. Ќесколько раз делал церковь на јлом поле. ¬згл€д художника прит€гивают улицы, где еще остались старые дома.

«наменита€  ировка.
«наменита€  ировка.

— Ќовостройки не вдохновл€ют, € даже стараюсь их пр€тать, — добавл€ет ƒмитрий. — Ќедавно нашел хорошее место — вид с нового моста на улицу “руда, можно сделать под старых голландцев. Ќо все портит какое-то нелепое квадратное стекл€нное здание. ’одил-ходил, смотрел и, наконец, придумал — на картине € его деревь€ми «засажу».

«Ќива» на картине ѕоленова

„ел€бинцы и гости города вспоминают о картинах, когда им нужно приобрести что-то в подарок. ѕо попул€рности лидируют портреты, которые заказывают родственники. ƒмитрий рисует их по фотографи€м.

 лассический сюжет «ѕохищение ≈вропы»
 лассический сюжет «ѕохищение ≈вропы»

— — натуры писать портрет сложнее даже не дл€ автора, а дл€ позирующего человека. ѕоследний раз € в армии сослуживцев рисовал, — отмечает Ѕабанов. — Ќо дл€ портрета по фото важно, чтобы заказчик выбрал любимое фото, то, которое ему нравитс€. “огда и результат будет радовать.

 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер
’рам на јлом поле.
’рам на јлом поле.

ј заказчиков, кстати, часто т€нет к классическим темам. ѕрос€т сделать стилизацию, например, под средневековье. ƒмитрий вспоминает, как рисовал мальчика в мушкетерском костюме и девочку в роли «олушки, возвращающейс€ с королевского бала. ≈сть в его послужном списке классический сюжет «ѕохищение ≈вропы», копии работ испанского художника —альвадора ƒали и русского живописца ¬асили€ ѕоленова.

ќ последней работе ƒмитрий вспоминает с юмором. –исовал он ее по заказу, в основу сюжета легла картина ¬асили€ ѕоленова под названием ««аросший пруд». Ќапомним, в оригинале там изображены пруд и мостик. Ќа переднем плане — берег с зелЄной травой и ромашками, на заднем — тЄмный лес, в тени стоит скамейка, на которой сидит одинока€ дама.

— «аказчик говорит: впиши в этот пейзаж мен€ с другом, как мы рыбу ловим, только женщину на заднем плане убери. ’орошо, говорю, сделаю, — рассказывает ƒмитрий. — ¬скоре он звонит: «ј ты можешь нарисовать костер, как будто мы уху варим?» я вздохнул: ладно, так и быть. „ерез некоторое врем€ оп€ть звонок: «—лушай, а можешь еще «Ќиву» мою там на опушке поставить?» я не выдержал: хорош, говорю, «Ќива» в сюжете ѕоленова — это уже перебор (”лыбаетс€.).  артину он в итоге купил, заказчику и без машины все понравилось.

 артина маслом: чел€бинский составитель поездов рисует на кухне Ўихан, ѕариж и ѕитер

Ќа родной “Ё÷, оказываетс€, тоже есть картина Ѕабанова. ¬се началось с того, что однажды мастер железнодорожного участка попросил украсить как-то бытовое помещение. ƒмитрий подумал и нарисовал копию картины Ћевитана — на полстены. “еперь классическое произведение украшает комнату отдыха в топливно-транспортном цехе „ел€бинской “Ё÷-2.

ј недавно несколько работ ƒмитри€ Ѕабанова уехали в  итай.  огда на ёжный ”рал приезжала китайска€ делегаци€, ее представител€м в подарок преподнесли живопись — виды „ел€бинска и уральской природы.