Бизнес Грузовая «дочка» РЖД: дубль второй

Грузовая «дочка» РЖД: дубль второй

Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание Второй грузовой компании. Крупный альтернативный игрок на рынке железнодорожных перевозок России начнет действовать в октябре 2010 года. Уставный капитал ОАО «ВГК» составит более 46 миллиардов рублей, а головной

Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание Второй грузовой компании. Крупный альтернативный игрок на рынке железнодорожных перевозок России начнет действовать в октябре 2010 года. Уставный капитал ОАО «ВГК» составит более 46 миллиардов рублей, а головной офис компании будет зарегистрирован в Екатеринбурге. В управление ВГК передадут 180 тысяч вагонов, в ближайший год она останется 100%-ной дочкой РЖД. На стартовом этапе компания планирует устанавливать цены ниже среднерыночного уровня. По мнению руководства РЖД, это должно привести к усилению конкуренции, улучшению качества и сдерживанию тарифов. Однако эксперты Chel.ru сомневаются, что новая компания сможет обострить конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок Южного Урала, и прогнозируют дальнейший рост цен в этом секторе.

Напомним, что создание дочерней компании, в которую будет выведен парк вагонов РЖД, обсуждалось на заседании правления корпорации еще в конце мая. Тогда топ-менеджеры приняли положительное решение, которое 26 августа, после одобрения советом директоров, вступило в силу. Новый универсальный общесетевой оператор собственного подвижного состава ОАО «Вторая грузовая компания» начнет работу уже через месяц. Основные цели создания компании – развитие конкуренции, повышение качества предоставляемых услуг, рост инвестиционной привлекательности сектора грузоперевозок, а также замедление роста тарифов.

Уставной капитал ВГК в размере 46,4 млрд рублей сформируют путем передачи ей более 156 тысяч грузовых вагонов РЖД и 200 миллионов рублей. Согласно официальному сообщению РЖД, к передаваемому парку нужно прибавить еще 23 728 вагонов, находящихся в лизинге РЖД. Кроме того, объявлено, что на ближайшие два года компания установит цены ниже среднерыночного уровня. По словам главы РЖД Владимира Якунина, срок окупаемости ВГК согласно утвержденному бизнес-плану составит восемь лет. «Инвесторы могут быть привлечены в компанию не ранее чем через два года», – добавил г-н Якунин. При этом в РЖД не исключают, что в будущем доля частного капитала в ВГК может быть доведена до контрольного пакета.

Для уральских регионов особое значение имеет тот факт, что компанию зарегистрируют в Екатеринбурге. По словам губернатора Свердловской области Александра Мишарина, уже решено предоставить ВГК льготы по снижению ставки на имущество, а налог на прибыль новоиспеченной компании составит 4,5%. «В течение 10 лет ВГК сэкономит на этом 10 миллиардов рублей, – заявил свердловский губернатор. – Эти деньги можно будет направить на инвестиции». По оценкам аналитиков, за эти же самые десять лет ВГК отчислит в местный бюджет около 50 миллиардов рублей.

Между тем челябинские бизнесмены очень спокойно оценивают плюсы от близкого соседства с центральным офисом ВГК. Председатель совета директоров группы компаний «УралСибПромСнаб» Алексей Поздин считает, что выгоды заканчиваются на том, что челябинцам ближе добираться до руководства партнера. Надежды РЖД на снижение цен и тарифов в отрасли эксперт Chel.ru не разделяет. «Реальной конкуренции между ПГК и ВГК не будет, – комментирует Алексей Поздин. – Даже если частные инвесторы смогут стать владельцами компании, выгоду от этого почувствуют только крупные операторы и владельцы подвижного состава. А таковых в Челябинской области нет».

Иными словами, зарабатывать еще больше будут те, кто и сейчас много зарабатывает. Игроки поменьше встанут в очередь, считает собеседник сайта. Более того, сейчас катастрофически не хватает подвижного состава. «Существующий парк сильно изношен, а новые вагоны разбирают с заводов, как горячие пирожки, – поясняет Алексей Поздин. – Понятно, что такая ситуация приведет к увеличению тарифов и цен».

«Нет, конкуренция, конечно, будет, – парирует заместитель директора челябинского филиала ОАО «Первая грузовая компания» Генрих Тевс. – По-другому и быть не может, когда появляется новый игрок на рынке. Хотя компании и находятся в одном холдинге, интересы будут пересекаться. Каждый из двух игроков захочет зарабатывать больше, иметь лучшие условия и более выгодные направления».

По словам представителя первой грузовой «дочки» РЖД, деятельность компаний будет очень схожа, хотя у каждой есть свои особенности. «Между Первой и Второй грузовыми компаниями есть разница в номенклатуре подвижного состава, – продолжает Генрих Тевс. – Основное направление ВГК – полувагоны. Это довольно дефицитное средство на сегодняшний день. Так что в этом их преимущество. Зато у нас есть цементовозы, минераловозы и цистерны, которых у ВГК не будет. Соответственно, по роду подвижного состава мы будем обладать более широким спектром услуг. К тому же мы начали работать раньше и уже имеем определенный опыт, это тоже наш плюс».

При этом замдиректора филиала ПГК согласен с Алексеем Поздиным по поводу тарифов и цен. По мнению Генриха Тевса, стоимость оказания услуг в области железнодорожных перевозок может повыситься, если не изменятся тарифные условия. «За счет перевода вагонов в частный сектор новой компании тарифная составляющая в транспортных затратах должна даже вырасти, – отмечает собеседник сайта. – Другое дело, если тарифные условия пересмотрят. Тогда цены могут пойти вниз».

По мнению генерального директора ООО «Кэмп» Якова Гуревича, изменения в железнодорожной отрасли действительно назрели. В качестве одного из доводов он приводит статистику минэкономразвития Челябинской области по транспорту за первое полугодие 2010 года. Если объем автомобильных грузоперевозок на Южном Урале вырос на 22,9% по сравнению с первой половиной 2009 года, то рост по железнодорожным перевозкам скромнее – 17,8%. Одна из причин замедленного роста – высокая монополизация рынка.

«Конечно, создание ВГК даже теоретически не может увеличить объём грузоперевозок, – рассказывает Яков Гуревич. – Единственные возможные подвижки – уменьшение себестоимости услуг и улучшение их качества. Но сомневаюсь, что на практике это произойдет. Потому что разделение в данном случае – не более чем фикция. Вряд ли конкуренция между Первой и Второй компаниями будет действительно острой».

По мнению эксперта Chel.ru, нужно позволить частному капиталу войти в капитал ВГК. «Правда, не думаю, что частники туда пойдут, – заключает Яков Гуревич. – Мне кажется, что все понимают, что никакого реального разделения в этой сфере не произошло».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления