“ать€на ќльховатска€, директор аудиторской консалтинговой фирмы «‘»Ќ-ј”ƒ»“»: «–ешать задачи клиентов помогает чувство юмора»
“ать€на ќльховатска€, директор аудиторской консалтинговой фирмы «‘»Ќ-ј”ƒ»“»: «–ешать задачи клиентов помогает чувство юмора»

ёбилейный год

“ать€на ¬асильевна, в этом году у вашей компании юбилей. ƒавайте вернемс€ на дес€ть лет назад и вспомним, с чего начиналс€ ваш бизнес?

– ƒа, 16 июл€ мы отмечали дес€тилетие компании, пригласив наших клиентов и партнеров. ѕраздник получилс€ очень душевным, было множество цветов, подарков, и самое главное – все сказали друг другу много при€тных слов и благодарностей.

ј начиналось, в принципе, все довольно банально. я работала аудитором как индивидуальный предприниматель, сама ходила на проверки и оказывала услуги. — 2001 года в соответствии с законом об аудиторской де€тельности проводить аудит могли только организации, соответствующие определенным требовани€м. Ќадо было об€зательно иметь лицензию ћинфина именно на эту организацию, а в штате должно находитьс€ не менее п€ти аттестованных аудиторов. ¬се клиенты, с которыми € работала, подлежали об€зательному аудиту. “ак что сама жизнь и заставила мен€ открыть фирму, которой сейчас уже 10 лет. —ама € в аудите уже 15 лет.

– ѕочему выбрали дл€ себ€ эту сферу?

– ƒо того, как пойти в сферу аудита, € работала главным бухгалтером около дес€ти лет. ¬ какой-то момент стало неинтересно заниматьс€ исключительно бухгалтерской работой, а професси€ аудитора в то врем€ была очень востребована.   тому же большей уверенности в себе как в специалисте дало получение второго высшего образовани€ на юридическом факультете нашего госуниверситета.

Ѕизнес дл€ коммуникабельных интеллектуалов

«јќ «‘»Ќ-ј”ƒ»“» основано в 2001 году (10 лет на рынке аудиторских услуг) с целью оказани€ профессиональных аудиторских, юридических, бухгалтерских услуг и консультационных услуг по вопросам налогообложени€. ƒиректор ќльховатска€ “ать€на ¬асильевна – аудитор-эксперт, лучший аудитор –оссии на региональном уровне, налоговый консультант палаты налоговых консультантов –оссии, независимый эксперт по контролю качества аудиторской де€тельности от јудиторской ѕалаты –оссии, налоговый юрист, автор многочисленных публикаций по налогообложению и бухгалтерскому учету. ¬ структуре «јќ «‘»Ќ-ј”ƒ»“» работают консалтинговый, аудиторский, юридический отдел и наличие в штате фирмы специалистов различных направлений – экспертов-консультантов по бухгалтерскому учету, налогообложению и праву, аудиторов, юристов, позвол€ет комплексно подходить к решению сложных задач и вопросов.

– –асскажите, в чем заключаетс€ специфика этого бизнеса?

– Ёто интеллектуальный бизнес, который требует наличи€ у сотрудников фирмы – аудиторов – определенного опыта работы. Ќе может вчерашний студент выйти на проверку компании с многомиллионными оборотами. ќб€зательна€ составл€юща€ – это наличие опыта работы главным бухгалтером или его заместителем, ведь надо полностью знать бухгалтерию как в теории, так и в практике. ≈ще одно необходимое качество – понимание производственных процессов.  аждое предпри€тие индивидуально, и необходимо вникнуть в предмет производства, пон€ть, как там устроены процессы, кака€ модель управлени€ примен€етс€. јудитор должен иметь навыки в точных науках, таких, как математика, физика, даже сопромат, может быть. (”лыбаетс€). » третье – это коммуникабельность. ƒл€ того чтобы найти контакт с бухгалтерией, надо быть предельно коммуникабельным. “огда предостав€т всю необходимую информацию, документацию, по которой можно объективно судить о качестве отчетности. ¬ силу специфики профессии это качество об€зательно должно присутствовать, чтобы клиент «распахнул» свои балансы.

 лиент всегда прав

– Ќаверное, приходитс€ иметь дело с огромными массивами информации?

– ќбъем информации дл€ анализа зависит от уровн€ предпри€ти€, его показателей и тех стандартов, которые примен€ютс€ при проведении проверки. ѕрежде чем выйти на проверку, мы должны ее спланировать в соответствии со стандартами аудиторской де€тельности. –абота аудитора действительно очень сложна€, ответственна€, и поэтому € всегда говорю, что нашей профессией надо гордитьс€.

≈ще одной особенностью нашей работы €вл€етс€ ориентированность на клиента. јудит – это сфера услуг, а в этой сфере «клиент всегда прав» с точки зрени€ постановки задач и результата их выполнени€.

– ј если у клиента дебет с кредитом не сходитс€?

– “огда аудитор должен преподнести клиенту свое заключение таким образом, что он не может подтвердить его отчЄтность, и мотивированно это доказать со ссылкой на нормы законодательства. ’от€ ситуации, когда ничего нельз€ поправить, это нонсенс. ƒл€ того и провод€тс€ промежуточные проверки (по полугоди€м или за дев€ть мес€цев и четвертый квартал), чтобы отчетность по году была составлена правильно с учетом всех замечаний.

– Ќужна ли интуици€ в такой рациональной профессии?

“олько в 2010 году компани€ «‘»Ќ-ј”ƒ»“» была удостоена нескольких званий. ѕо результатам заключени€ независимой экспертной комиссии компани€ получила наивысшую оценку за качество оказываемых услуг на ћежрегиональном конкурсе «Ћучшие товары и услуги ”рала – √≈ћћј – 2010» и удостоена золотой медалью. «‘»Ќ-ј”ƒ»“» зан€л 21-е место в рейтинге крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний ”рало-«ападносибирского региона по данным аналитического центра «Ёксперт-”рал».  роме того, компани€ зан€ла 2-е место среди аудиторско-консалтинговых компаний ”рало-«ападносибирского региона, как динамично развивающа€с€ компани€ по данным аналитического центра «Ёксперт-”рал».

– ” аудитора должна быть интуици€. ¬от, представьте, провер€ешь документацию на предпри€тии, сидишь в кабинете, заваленном папками с бумагами. —идишь и думаешь: какую бы папку вз€ть, вот тут и хочетс€ призвать на помощь интуицию. (”лыбаетс€). ѕравда наша интуици€ все-таки базируетс€ на анализе. ¬о врем€ предварительной экспертизы бухгалтерских документов смотрим хоз€йственные операции и видим, что была кака€-то нестандартна€ операци€, смотрим, когда она была отражена, и понимаем, какую именно папку нужно вз€ть. ” опытных аудиторов есть определенные наработки, которые помогают пон€ть, на какую именно операцию надо обратить внимание, может быть, это нетипичные хоз€йственные операции или большие суммы, либо фигурируют названи€ фирм, не соответствующие профилю их де€тельности. »нтуитивно или нет, но аудитор должен об€зательно такие вещи видеть.

– —лучалось ли при проведении проверки сталкиватьс€ с правонарушени€ми?

– ѕриходилось, и не раз. —овсем недавно проводили аудит и вы€вили факт хищени€ заработной платы на карточный счет главного бухгалтера и его заместител€. ƒл€ того чтобы это вы€вить, надо знать, кака€ сумма была начислена и что в итоге ушло в банк. ћы проанализировали все эти моменты и вы€снили, что полмиллиона таким образом «ушло». ≈стественно, руководство предпри€ти€ было нам благодарно. ќднако подобные злоупотреблени€ не всегда можно вы€вить в ходе аудита, ведь эти счета могли не попасть в аудиторскую выборку. Ѕывает так, что клиент дает специальные задани€, например, провести ревизию заработной платы: как она начислена, как отражена в регистре и, соответственно, перечислена на карточные счета. ћы также анализируем, как на предпри€ти€х налажен контроль и учет материальных ценностей, обращаем внимание на то, насколько часто проводитс€ инвентаризаци€, и насколько она реальна.

–    ћожно сказать, аудит – это страховка от возможных потерь?

– я считаю, что бизнес не должен экономить на аудите, потому что, в первую очередь, это обеспечивает защиту его интересов и прозрачность во всех аспектах. —уществует инициативный аудит по заданию клиента, когда ему не нужно подтверждать результаты отчетности, а необходимо узнать его реальную управленческую прибыль, либо насколько правильно начисл€етс€ заработна€ плата, как проводитс€ инвентаризаци€ ценностей и насколько она соответствует действительности. ћожно провести и свою инвентаризацию, у нас был такой опыт. –уководитель достаточно крупной компании попросил проверить оргтехнику, ноутбуки, компьютеры, сотовые телефоны. ¬ результате вы€снилось, что из полутора тыс€ч ноутбуков 500 отсутствовало.  огда руководитель об этом узнал, то был весьма удивлен: «“о, что воруют, € знал, но что в таких масштабах!».  онечно, бухгалтери€ начала объ€сн€ть, что вот этот ноутбук у кого-то дома, этот вз€ли в командировку, третий еще где-то, но в документах это никак отражено не было.

««аказные» проверки

– ѕо желанию клиента можно устроить любую проверку?

– ƒа, конечно. ” нас были проверки такого плана, когда между учредител€ми имеютс€ разногласи€, и один из них заказывает проверку, либо когда известны факты хищени€, но в компании хотели бы заручитьс€ аудиторским заключением. ћы готовим заключени€ дл€ судов, дл€ правоохранительных органов. Ѕыл такой случай, когда директор, назначенный учредител€ми, посто€нно к своей вполне достойной зарплате доначисл€л крупные суммы. ћы составили заключение дл€ правоохранительных органов, впоследствии узнали, что в отношении директора было возбуждено уголовное дело.

– Ќедавно был громкий случай с ћежрайонной типографией, в отношении бывшего директора которой возбудили уголовное дело.  ак раз ваша компани€ помогла уличить его в злоупотреблени€х.

– ƒействительно, мы проводили там ревизию финансово-хоз€йственной де€тельности и выдали мотивированное аудиторское заключение о фактах злоупотреблений.

“ать€на ќльховатска€, директор аудиторской консалтинговой фирмы «‘»Ќ-ј”ƒ»“»: «–ешать задачи клиентов помогает чувство юмора»

– Ќаверное, бывают и обратные ситуации, когда клиент просит закрыть глаза на допущенные ошибки. „то делает в таких случа€х аудитор?

– ћы в любом случае готовы оказать помощь клиенту, но при соблюдении определенных условий, внесении изменений и исправлений в документацию. ¬се зависит от того, можно ли исправить ошибку в балансе. ≈сли же перекос в балансе не вписываетс€ в действительность, то закрыть глаза мы уже не можем. ” нас есть им€ и репутаци€, которыми мы дорожим.

– “огда клиент может рассудить так, что в следующем году он найдЄт более сговорчивого аудитора?

– –азумный клиент так никогда рассуждать не будет. –езультат, который мы утверждаем, выноситс€ на рассмотрение общего собрани€ акционеров или учредителей. ≈сли же он рассуждает: лучше € найду аудитора, который подтвердит все мои выкрутасы в балансе, –  таким клиентом лучше пожертвовать.

Ѕухгалтеру в помощь

– ¬ названии фирмы есть слово «консалтингова€». –асскажите об этом направлении вашей де€тельности.

– Ќа рынке много игроков, у которых в названии компаний упоминаетс€ слово «консалтингова€» или «консалт». Ќашу фирму отличает, прежде всего, практическа€ направленность консультаций. ¬едь очень просто сказать клиенту, что у него неверно отражены расходы или оформлены документы, даже сославшись на норму закона. ¬ажно его направить в нужное русло. —еминары, которые мы проводим под лозунгом «ћеньше слов, больше практики», с удовольствием посещают участники, которым важно в режиме пр€мого диалога с лектором получить ответы на поставленные в ходе работы задачи.

ћы консультируем клиентов по вопросам налогов, права и бухгалтерского учета. ¬се эти услуги предоставл€ет наш отдел консалтинга. ћожно заключить договор на годовое абонентное обслуживание и получать устные и письменные консультации, а также посещать наши семинары. ћы проводим их ежемес€чно, даже в летний период. ќбсуждаем все последние изменени€ в законодательстве по вопросам бухучета и налогообложени€, рассматриваем мнени€ ћинфина и налоговой службы, сложившуюс€ арбитражную практику. “акже устраиваем консультационные мастер-классы и семинары с участием приглашенных специалистов.

Ќа наши семинары люб€т ходить даже те, кто обслуживаетс€ в других аудиторских фирмах. ћы делаем упор на практическую сторону, потому что теорию ведь можно и самосто€тельно прочитать, а вот с практическим ее применением бывает не так просто разобратьс€.

Ќа сегодн€шний день «јќ «‘»Ќ-ј”ƒ»“» работает более чем со 200 предпри€ти€ми ”ральского региона, а также других регионов –оссии. —реди клиентов «‘»Ќ-ј”ƒ»“», такие компании, как ќјќ « опейский машиностроительный завод», «јќ «–он-“елеком», ќјќ «ёжноуральский арматурно-изол€торный завод», ќќќ ѕ“  «—оюз-ѕолимер», ќјќ «’лебпром» тм MIREL, ќќќ «’лебпром» тм ‘јЌ“≈Ћ№, ќјќ « иноћакс-”рал», ќќќ ««авод углеродных и композиционных материалов», ќјќ «—аткинский хлебокомбинат», ќќќ «“орговый ƒом «”рал» (г. «латоуст), «јќ «ѕќ «“рек», ќќќ «„ел€бинска€ —отова€ —в€зь» (TELE 2), «јќ «¬остокмонтажмеханизаци€», ќќќ «ямалпетролиум Ћ“ƒ», «јќ «—ћј–“», ќќќ «ћирай-авто» SUBARU (г. “юмень) и другие. «а многолетнюю успешную работу фирма завоевала доверие и безупречную репутацию у крупных компаний, €вл€ющихс€ клиентами на прот€жении р€да лет. ћетодики, разработанные специалистами компании, помогают клиентам снизить риск возникновени€ санкций налоговых органов, повысить эффективность системы внутреннего контрол€, минимизировать непроизводственные потери.

– ј когда налогова€ проводит проверку, чем-то можете помочь?

– ¬ нашей фирме успешно работает отдел налоговой безопасности, который занимаетс€ патронажем выездных налоговых проверок.  онтролируетс€ буквально каждый шаг налогового инспектора, какие документы он потребовал, какие действи€ предприн€л. «атем, если есть необходимость, пишем свои возражени€ на акт проверки и обжалуем его в вышесто€щем налоговом органе, а потом в арбитраже. ћы курируем и камеральные налоговые проверки, представл€ем интересы клиента во всех инстанци€х.

—овсем недавно удалось выиграть дело с пенсионным фондом. ѕрактика по таким спорам еще не сложилась, мы смогли выиграть дело, проанализировав не только закон, но и сославшись на отсутствие вины в действи€х организации. Ќалоговое право – вообще очень сложна€ отрасль юриспруденции, здесь не обойтись одним юридическим образованием, нужны еще познани€ в бухгалтерии, налогах, разъ€снени€х ћинфина и ‘Ќ—. ѕоэтому в этом отделе работают специалисты не с одним, а с двум€, а то и с трем€ высшими образовани€ми.

– Ќасколько стабильно налоговое законодательство в –оссии?

– ¬ законодательство посто€нно внос€тс€ поправки, только Ќалоговый кодекс претерпел изменени€ первой части более 50 раз, второй части свыше 200 раз. Ќеобходимо посто€нно, что называетс€, держать руку на пульсе, отслеживать все изменени€ и доводить их до клиента. ¬ рамках абонемента мы готовим рассылку – некий дайджест, по нему можно увидеть, что еженедельно набираетс€ 15-20 важных изменений в вопросах налогообложени€, бухучета. Ёто достаточно большой блок, отслеживать который самосто€тельно у бухгалтеров не хватает времени, и они нам благодарны за оперативные подсказки.

– ј вообще многое ли изменилось в вашей работе за последние 10 лет?

–    –еалии XXI века диктуют свои правила. „ем больше требований предъ€вл€етс€ к бизнесу, тем больше требований и к аудиторам. –аньше аудитор не об€зан был досконально знать налоговое законодательство, а сейчас без этого не обойтись. Ќужны и юридические познани€, чтобы уметь «читать» сделки, то, как они исполнены на предпри€тии. ћногие аудиторы, которые не смогли соответствовать новым правилам, ушли с рынка. Ќужно продолжать работать в одном поле, но сочетать разные направлени€: аудит, консалтинг, налоговое право, бухгалтерский аутсорсинг. ѕри этом мы должны радовать клиента качественным обслуживанием, чтобы у него впоследствии не было никаких претензий со стороны контролирующих органов, и внутри компании ощущалс€ только комфорт от налаженной работы коллектива. Ѕезусловно, это должно сопровождатьс€ ответственным подходом с нашей стороны к каждому обслуживаемому клиенту. ћы берем не количеством, а качеством.

– Ѕытует такое мнение, что бухгалтер может набрать себе на обслуживание дес€ток фирм и жить припеваючи

– ¬от поэтому и качества нет, когда бухгалтер наберет много работы, то рветс€ на части, чтобы везде успеть. ¬ итоге получаетс€, что где-то недогл€дел, норму воврем€ не применил, декларацию неверно составил или не предоставил пакет документов. ” мен€, видимо, комплекс золотой медалистки (”лыбаетс€.) – не могу допустить, чтобы наши клиенты по вине бухгалтера столкнулись с какими-либо проблемами. —читаю, что надо брать столько компаний, сколько реально можно качественно обработать. ѕо принципу «не числом, а уменьем» мы и занимаемс€ бухгалтерским аутсорсингом.

– ƒавайте перейдем к планам по развитию фирмы «‘»Ќ-ј”ƒ»“».

–  онечно, планы есть. Ќельз€ сто€ть на месте, надо развиватьс€. ѕрименительно к нашей фирме € хочу развивать новые направлени€ де€тельности. Ќапример, управленческий консалтинг на сегодн€ – востребованна€ услуга. ќднако € с осторожностью к этому подхожу: нужны квалифицированные кадры, а их не так много. “о же самое и с бизнес-обучением: чтобы его развивать, нужны успешные лекторы-консультанты, а их можно по пальцам пересчитать. я за то, чтобы во всех услугах, которые мы предоставл€ем, присутствовало слово качество. “олько от качественно проделанной работы получаешь удовлетворение и благодарность от клиентов.

ќба€тельна€ женщина со строгой профессией

– “ать€на ¬асильевна, расскажите о ваших увлечени€х за пределами офиса.

– ќчень люблю животных, на даче у мен€ сейчас три собаки, кошка и совсем недавно нам подбросили маленького котеночка. » все животные друг с другом уживаютс€. ¬от такой «уголок ƒурова». (”лыбаетс€). ќт собак очень много позитивных эмоций.  огда приезжаешь с работы, видишь, как они теб€ ждут, радостно встречают, то все непри€тные переживани€, которые были в течение дн€, уход€т. Ќедаром говор€т, что именно собаки лучше всего снимают стресс. ќчень люблю дачу, могу там, если есть врем€, заниматьс€ цветами.

– ¬ы производите впечатление очень открытого и эмоционального человека.  азалось бы, качества нетипичные дл€ человека из финансовой сферы.

– — точки зрени€ подхода, дело у нас действительно не эмоциональное, однако в общении с клиентами мой настрой очень помогает. ќбсуждаем какую-нибудь проблему, человек чуть ли не в слезы, а € его успокаиваю, мол, чего мы беспокоимс€, сделаем сейчас то-то и то-то, и все будет хорошо. я думаю, что нужно ко всему подходить с юмором, так можно нейтрализовать стрессовые ситуации.

– “ать€на ¬асильевна, чтобы вы хотели пожелать своим коллегам и представител€м бизнеса?

–  оллегам € бы хотела пожелать успехов в нашем столь т€жЄлом труде. “акже хочетс€ пожелать всем аудиторам, чтобы профессионализм, творчество, гордость за свой труд всегда присутствовали в их работе.

” мен€, как и у других директоров уважаемых аудиторских фирм, наибольшую тревогу вызывает €вно про€вивша€с€ тенденци€ к вытеснению профессиональной этики на второй план, а иногда и к полному игнорированию этических принципов, норм и правил. Ќа сегодн€ вопрос устранени€ такого порочного €влени€, как демпинг, не должен быть обойден аудиторским сообществом.

ѕредставител€м бизнеса, безусловно, хочетс€ пожелать успешного его ведени€ с помощью такого мощного инструмента, как аудит.

“ать€на ќльховатска€, директор аудиторской консалтинговой фирмы «‘»Ќ-ј”ƒ»“»: «–ешать задачи клиентов помогает чувство юмора»

«јќ «‘»Ќ-ј”ƒ»“»: 454091, г. „ел€бинск, ул. —оветска€, 21; тел.: 8 (351) 264-24-77, 264-06-90, 265-84-73; e-mail: Ќаписать письмо; интернет-приемна€ руководител€: Ќаписать письмо; skype: klepalov_v. Auditfin.ru.