—траховки, которые предполагают выплаты, если у виновника ƒ“ѕ отсутствует полис или он €вл€етс€ поддельным, страховщики предлагают давно, но спрос резко вырос только в 2016 году. ѕо данным –осгосстраха, если в прошлом году в среднем продавалось дев€ть-дес€ть полисов в мес€ц, то в этом – уже 76 в мес€ц. “енденцию подтверждают и в —  «ё∆”–јЋ-ј— ќ» – по данным на август, в области уже действует 125 тыс€ч подобных полисов компании.  ак по€снил начальник отдела маркетинга компании јлександр –омашов, если раньше приходилось рассказывать о преимуществах программы, то сегодн€ автомобилисты прос€т оформить ее чуть ли не с порога.

ѕо словам начальника отдела автотранспортного страховани€ филиала компании –ќ—√ќ——“–ј’ в „ел€бинской области јнны Ѕезганс, причина повышенного интереса к дополнительной защите по ќ—ј√ќ – в активизации мошенников и криминальных групп, которые после последнего повышени€ тарифов ќ—ј√ќ стали продавать поддельные полисы по низкой цене. «¬о все страховые компании, а также в –—ј и ÷Ѕ поступило и продолжает поступать большое количество обращений от пострадавших в ƒ“ѕ, когда у виновника был поддельный полис или его не было совсем, и люди не могли получить компенсацию», – по€снила она.

“очной оценки, сколько подделок ќ—ј√ќ продаетс€ в „ел€бинске, у –оссийского союза автостраховщиков нет. ќднако, по экспертным оценкам, всего в –оссии их не меньше миллиона. »сход€ из недополученной премии по ќ—ј√ќ, ущерб составл€ет около шести млрд рублей, по€снили в –—ј. « аждый второй пострадавший в ƒ“ѕ, который обращаетс€ к нам за помощью, указывает, что у виновника липовый полис», – поделилс€ автоюрист Ћев ¬оропаев, по€снив, что виновата в их широком распространении высока€ стоимость ќ—ј√ќ в регионе.  роме того, по его мнению, свою роль сыграли и проблемы с доступностью – многие добросовестные автовладельцы езд€т без полиса, потому как просто не могут купить «автогражданку» воврем€. ’от€, сейчас, с введением «≈диного агента», ситуаци€ немного сгладилась, признают игроки рынка.

— 1 окт€бр€ все страховые компании об€заны продавать только полисы ќ—ј√ќ нового образца – они имеют повышенную степень защищенности.

ќднако основным мотивом автомобилистов, приобретающих дополнительную защиту к ќ—ј√ќ, по словам экспертов, €вл€етс€ желание уменьшить свои затраты, как финансовые, так и трудовые. Ќапомним, в ситуаци€х, когда у виновника ƒ“ѕ полис оказалс€ поддельным, страхова€ компани€ ответственности не несет. ѕолучаетс€, что взыскивать ущерб приходитс€ напр€мую с виновника. «¬ таком случае рекомендуем вызвать сотрудников √»Ѕƒƒ или проехать на ближайший пост ƒѕ—, и уже там оформить ƒ“ѕ. «а возмещением причиненного ущерба потерпевшему придетс€ обращатьс€ к виновнику напр€мую или через суд», – прокомментировали в –—ј. ј проверить наличие действующего полиса ќ—ј√ќ можно с помощью специального сервиса на сайте –—ј.

«Ћюди все чаще сталкиваютс€ с тем, что восстанавливать автомобиль приходитс€ за свой счет, – продолжает јнна Ѕезганс. – ƒл€ того, чтобы взыскать деньги с виновника без ќ—ј√ќ, понадобитс€ бесконечное хождение по судам, а это отнимает очень много времени. ƒа и суммы, которые будет выплачивать виновный, как правило, мизерные».

ѕроцедура взыскани€ с физлица – дело муторное и долгое, добавил Ћев ¬оропаев «ƒл€ начала нужно обратитьс€ к виновнику с претензией, а потом – в суд, если он ее не удовлетворит, – рассказывает эксперт. – ј с физлица получать долг можно годами, поскольку, как правило, липовые полисы ќ—ј√ќ покупают те, у нет денег на приобретение обычного полиса». ѕравда, добавил автоюрист, чтобы получить возмещение со страховой компании в рамках дополнительного полиса, тоже иногда нужно будет постаратьс€. «Ќо это все равно проще, чем стр€сти деньги с физлица. ≈сли на руках есть полис защиты, то в случае аварии нужно обращатьс€ в свою страховую компанию, она выплатит деньги, а потом сама в пор€дке суброгации (переход права требовани€) будет через суд взыскивать возмещение с виновника», – считает Ћев ¬оропаев.

ѕолис защиты на случай подделки ќ—ј√ќ или его отсутстви€ не €вл€етс€ об€зательным, его стоимость варьируетс€ в зависимости от набора рисков (от 600 рублей и выше) – то есть, помимо озвученных ситуаций, туда могут включены, например, ƒ“ѕ с пешеходом или велосипедистом.

ќднако далеко не все автомобилисты с восторгом воспринимают эту возможность. «ќ—ј√ќ – это ежегодна€ головна€ боль. ¬едетс€ столько дискуссий, но подвижек нет. ћы то купить полис не можем, даже за такие огромные деньги, то потом выплату получить не можем, потому что кто-то не хочет страховатьс€! – возмущаетс€ автомобилист со стажем »ван ѕочинин. – ј власти только и делают, что придумывают разные ужесточени€».

Ќапомним, не так давно –—ј предлагал подн€ть штраф за отсутствие полиса ќ—ј√ќ в дес€ть раз и делать это, в том числе, с помощью камер. ќднако пока проект по проверке подлинности ќ—ј√ќ с помощью камер находитс€ на согласовании.