Бизнес Тяжелая промышленность Челябинска

Тяжелая промышленность Челябинска

мини-таблички + ссылка на большую таблицу

ссылка на большую таблицу http://f.img.rugion.ru/_f/news/group_article/prom_tab.xls

hjjk

ffff

Тяжелая промышленность Челябинска: потери минимальны

Считается, что чем крупнее предприятие, тем труднее его «свалить». У этого утверждения есть и обратная сторона: чем крупнее завод, тем труднее перестроить его работу под изменившиеся экономические условия.

Несмотря на то, что первые признаки надвигающегося финансового шторма челябинская тяжелая промышленность почувствовала еще в начале 2008 года, кризис для большинства заводов-гигантов кончается только сейчас. И, к сожалению, выжили не все.

От падения до роста – два года

Металлургическая и металлообрабатывающая отрасли пострадали от кризиса довольно слабо (относительно других отраслей промышленности). Падение продаж в 2009 году по сравнению с докризисным 2008-м у большинства заводов было не катастрофическим. Более того, складывается впечатление, что некоторые предприятия кризиса практически не заметили. Так, Челябинский электрометаллургический, Челябинский цинковый и Челябинский электродный заводы потеряли в продажах всего от одного до восьми процентов, что сравнимо с обычными колебаниями рынка. Но и этим предприятиям далеко до ОАО «Трубодеталь», которому удалось в 2009 году (самый пик кризиса) увеличить выручку на 12,7%! К сожалению, такое радужное положение вещей характерно не для всех представителей отрасли, упавшей, в среднем, на 20-30%. Самое глубокое падение (-52,3%) было зафиксировано на ЗАО «Челябинский завод металлоконструкций».

В 2010 году большинство предприятий отрасли практически полностью оправились от удара и не только достигли докризисного уровня, но и перешагнули его. Лучшую динамику восстановления продаж показало ЗАО «ЧТПЗ». Несмотря на значительное падение в 2009 году (-29,3%), предприятие быстро нарастило объемы выручки (+73%), оказавшись в нашем рейтинге на втором месте. Самые низкие темпы восстановления от уровня дна показало ОАО «ЧЭМК».

Отчасти это объясняется тем, что и падение компании в 2009 году было одним из самых низких (-0,8%). В целом перешагнуть планку докризисного уровня смогли шесть предприятий из восьми, попавших в наш рейтинг. Безусловный лидер по отрасли – ОАО «Трубодеталь» с показателем 149,4% от уровня 2008 года. Вторую ступень занял Челябинский трубопрокатный завод (+22,5%). Тройку лидеров замыкает Челябинский электродный завод с показателем в 115% от уровня 2008 года.

Однако, несмотря на хорошую динамику восстановления, металлургические и металлообрабатывающие предприятия не торопятся наращивать инвестиции в основное производство. Скорее всего, именно это стало причиной скрытности ряда компаний, отказавшихся предоставить цифры для рейтинга. Судя по всему, большинству предприятий пока похвастать нечем. Лишь два из представленных предприятий – ЧЦЗ и ЧЭМК – намерены значительно увеличить вложения в основное производство в 2011 году, перекрыв немалый докризисный уровень. А ЧТПЗ и вовсе вопреки кризису все минувшие три года строил новые цеха, инвестируя в новое производство больше, чем все челябинские предприятия, вошедшие в наш рейтинг, вместе взятые.

В машиностроительной отрасли Челябинска падение продаж было очень неравномерным. Так, выручка «Челябинских строительно-дорожных машин» и «ЧТЗ-Уралтрак» в 2009 году упала по сравнению с докризисным уровнем почти в три раза (-62,7% и -61,7% соответственно), а вот «Уралавтоприцеп» кризиса «не заметил», не уронив ни одного докризисного процента.

Впрочем, падение для машиностроителей было недолгим. В 2010-м практически все сильно пострадавшие от кризиса компании показали отличный рост: от +36% (ЧКПЗ) до +76% (Челябинский компрессорный завод). Характерно, что лучшее предприятие отрасли по скорости восстановления – Челябинский компрессорный завод стал лидером и по наращиванию инвестиций в основное производство. Едва оправившись после грозного 2009-го, уже в 2010-ом завод увеличил вложения до 24 млн руб, что существенно превысило уровень благополучного 2008 года.

В 2009 году почти все крупнейшие предприятия оборонки и приборостроения Челябинска пережили ощутимое падение объемов производства. Если не брать в расчет ФГУП «Прибор», объемы которого стабильно росли даже в кризис благодаря оборонному заказу, то среднее снижение выручки составило примерно 20-30%. Наиболее крупное падение производства (-35%) испытал «Станкомаш».

Чуть менее заметным был спад для «Теплоприбора» и «Метрана». А вот для Челябинского автоматно-механического завода кризис оказался фатальным. В 2009 году на предприятии была запущена процедура банкротства, и сейчас производственная деятельность ведется только в рамках дочернего предприятия, перешедшего в состав госконцерна «Сплав».

Динамика инвестиций в основное производство предприятий оборонной и приборостроительной отраслей выглядит пестрой. Неравномерность объясняется тем, что большую роль сыграли не собственные вложения или заимствования заводов, а государственная помощь. Все-таки большинство предприятий этих отраслей являются стратегически значимыми для поддержания обороноспособности страны. Видимо, поэтому при сопоставимой годовой выручке компании получали совершенно разную финансовую подпитку. Например, валовая выручка «Станкомаша» за три последних года составила 1,7 млрд руб., завода «Прибор» – 1,4 млрд. При этом инвестиции в модернизацию «Станкомаша» в 29 раз (!) меньше вложений в «Прибор» (8,84 млн руб и 255,4 млн соответственно). Вряд ли такая ситуация могла сложиться в обычных рыночных условиях.

Металлурги постриглись под «Катоффского»

Предприятия металлургического комплекса в 2010 году показали хорошие темпы восстановления. Однако, по мнению бизнес-аналитика, начальника фондового департамента компании «Милком-Инвест» Виталия Шурупова, это еще не говорит о росте производства выше докризисного уровня. «Не учтена динамика цен на продукцию предприятий, – поясняет эксперт. – И если динамику цен на продукцию черной металлургии оценить трудно ввиду огромного ассортимента продукции, то цены на цинк на LME (London Metal Exchange, Лондонская биржа металлов – Прим. ред.) в рублевом эквиваленте, также как и выручка ЧЦЗ, мало изменились за последние 12 месяцев».

На Челябинском цинковом заводе отмечают, что мировые цены на цинк были очень нестабильны. «В конце 2008 года цены на цинк, как и на другие цветные металлы, резко снизились, – отмечает генеральный директор ОАО «ЧЦЗ» Андрей Паньшин. – Тяжелым выдался и 2009 год. Планировалось, что по итогам года убытки ЧЦЗ составят около 700 млн руб. Но со второго полугодия 2009 года цены на LME начали расти. В четвертом квартале объемы производства увеличились, и по итогам года мы получили прибыль в размере 400 млн руб. Это позволило компенсировать убытки первого полугодия». В июне 2010 года вновь наблюдался ценовой провал, но во втором полугодии спрос на цинк (а за ним и цены) в мире вырос, во многом благодаря Китаю. Сказался и стабильный внутрироссийский спрос.

По словам Виталия Шурупова, мировые цены на черный металл после провала осени 2008-го года уже вернулись к докризисному уровню. «С учетом того, что общая рублевая выручка предприятий за два года выросла всего на 10%, что ниже уровня официальной инфляции в стране за те же 2009-2010 годы, можно говорить скорее о докризисном восстановлении, чем о росте», – добавляет эксперт. Дальнейшая динамика роста металлургических предприятий также прямо или косвенно будет связана с мировыми ценами.

«Поскольку Китай уже накопил огромные запасы импортной железной руды и активно вкладывается в сырьевую Африку, это будущее отнюдь не безоблачно, – прогнозирует Виталий Шурупов. – В целом же экспорт из России продукции черной металлургии в натуральном выражении сократился в январе-мае 2011 года по сравнению с прошлогодним на 16% при росте в денежном выражении на 13%. При этом более 90% идет в дальнее зарубежье».

Виталий Шурупов

Отметим, что лидерами роста в рейтинге Chel.ru стали предприятия металлообработки. «Рост выручки ОАО «Трубодеталь» связан с началом выпуска новой продукции, в том числе изделий для труб высокого давления, – комментирует Шурупов. – Значительный рост производства на ОАО ЧТПЗ также связан с модернизацией производства».

На ЧТПЗ отмечают, что в период кризиса, когда вслед за сокращением спроса пришлось значительно сократить производство труб, руководство компании разработало целую антикризисную программу оптимизации затрат. «Программа получила название «Катоффский» – по ассоциации с английским выражением cut off («срезать») и от стрижки под ноль легендарного красного командира Григория Котовского, – поясняет директор по связям с общественностью ОАО «ЧТПЗ» Эвелина Григорьева. – Она объединила процессы, позволившие компании добиться существенного снижения затрат на производственную деятельность: в каждом цехе, каждом подразделении. В процессе были задействованы все сотрудники компании – от рабочего до директора. Время было очень сложное, пожалуй, сродни военному, но коллектив удалось объединить в действиях против кризиса. Этому способствовали плотные внутренние коммуникации: в каждом цехе проводились встречи акционеров с трудовым коллективом».

Между тем положение многих предприятий осложнялось незаконченными инвестпроектами. К примеру, ЧТПЗ кризис застал в разгар строительства цеха «Высота 239». «Оно было повсеместно приостановлено, и только благодаря господдержке и полученным от банков кредитам под госгарантии проекты были введены в строй», – вспоминает Эвелина Григорьева. Напомним, осенью 2009 года ЧТПЗ ценой гигантских усилий акционеров сумел получить госгарантии по кредиту ОАО «Газпромбанк» на 5 млрд рублей.

ЧТПЗ не был исключением – в это время многие предприятия обратились за помощью к государству. Так, Челябинский цинковый завод в 2008 году пытался поднять тему увеличения потребления оцинкованного металла в Минпромторге. «Но грянул кризис и все зависло, – комментирует Андрей Паньшин. – Весной 2010-го мы в очередной раз инициировали совещание под эгидой минэкономразвития. Вновь были розданы поручения, подписаны письма с рекомендациями по расширению потребления продукции с повышенными эксплуатационными характеристиками и популяризации применения оцинкованной стали в различных отраслях экономики. За поддержкой мы обратились в Минрегион, поскольку наибольшее потребление проката с цинковым покрытием возможно в строительстве, в региональных проектах. Дело движется, но очень медленно».

Не способствует восстановлению предприятий и ежегодное повышение тарифов и услуг естественных монополий в РФ. «Тарифы на электроэнергию растут примерно на 20%, газ – на 15%, ж/д тарифы – на 10%, – перечисляет Паньшин. – Так, самое затратное наше производство – электролизное, на него приходится 55% себестоимости продукции. А в затратах комплекса электролиза цинка электроэнергия достигает 70%».

Машиностроителей спасли нефтяники

Благосостояние машиностроительных предприятий сильно зависит от положения дел в нефтегазовой отрасли. Именно нефтедобывающие компании – самые крупные потребители. Например, у ЧТЗ доля «нефтяных» заказов до кризиса составляла около 20%. В кризисные 2009-2010 годы доля нефтегазовых поставок в общем объеме производства выросла до 25%. Нефтяники не стали больше заказывать, объясняет заместитель генерального директора ОАО «НПК Уралвагонзавод», бывший гендиректор «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов, просто в других сегментах спрос сократился значительно сильнее. Кроме того, нефтедобывающие компании косвенно (через наполнение бюджета налогами и акцизами) влияют и на состояние дел в ряде других отраслей-заказчиков металлоемкой продукции. «Профицитный бюджет напрямую связан с реализацией строительных и инфраструктурных проектов, выполнением программ по строительству жилья, обновлением техники в государственных структурах: министерство обороны, Рослесхоз, мелиорация и т.д.», – перечисляет Валерий Платонов. «Именно заказы нефтяников и газовиков спасли большинство машиностроителей от большего снижения производства, – подтверждает председатель Союза машиностроителей Челябинской области Виктор Корман. – Кстати, они и до сих пор являются ключевыми заказчиками, все остальные отрасли только сейчас начинают восстанавливаться».

Еще один крупный потребитель тяжелой техники – строительная отрасль. Тут в 2009 году все стало совсем плохо. «Как только строители почувствовали ухудшение экономической ситуации, поток заказов на новую технику от них сократился почти до нуля», – отмечает министр промышленности Челябинской области Валерий Прудской. По сути, у машиностроителей остались лишь контракты на обслуживание уже имеющегося оборудования и поставку запчастей. В качестве яркого примера министр приводит ситуацию на Нязепетровском краностроительном заводе, который в одночасье лишился 100% (!) заказов. Спрос на башенные краны в России снизился на 92,8%, на автокраны – на 80%, приводят статистику другие эксперты.

Предприятия активно сокращали издержки, избавлялись от непрофильных и непроизводственных активов. Приходилось сокращать и персонал. Например, на ЧТЗ среднесписочная численность персонала снизилась на 30%. В первую очередь, сокращали незанятые должности, работающих пенсионеров и низкоквалифицированный персонал. Людей с высокой квалификацией старались удержать любой ценой, сокращая рабочий день, укорачивая рабочую неделю. Валерий Прудской вспоминает, что иногда заводы временно переводили ценные кадры на второстепенные работы (уборка территории, покраска зданий и т.п.) только для того, чтобы не допустить ухода ключевых сотрудников. Вот уже почти год предприятия не увольняют никого, напротив, тот же Валерий Платонов не исключает, что уже к концу текущего года прием новых рабочих возобновится.

Во время так называемой острой фазы кризиса (конец 2008-го – первая половина 2010 годов) машиностроители резко (в два-три раза) сократили инвестиции в основное производство. Исключением стал лишь завод «Пластик», который осваивал новые виды продукции под полученный им крупный госзаказ. Фактически предприятия закупали новое оборудование лишь в рамках докризисных контрактов.

Виктор Корман

Зато сейчас машиностроители спешно наверстывают упущенное. Почти все предприятия запланировали на 2012 год резкий рост вложений в основное производство. Так, ЧТЗ до 2018 года в рамках общероссийской программы по развитию ОПК намерен инвестировать 13,5 млрд руб. «Из вкладываемых денег 80% – это средства самих предприятий и 20% – заемные», – анализирует статистику Виктор Корман. Причем, наблюдается тенденция к резкому увеличению доли заемных средств. Виктор Корман видит в этом добрый знак: машиностроители снова не боятся занимать деньги на стороне, и значит, развитие отрасли ускорится.

Еще одним положительным фактом эксперты считают отсутствие банкротов среди машиностроительных предприятий Южного Урала. «По-настоящему неплатежеспособные предприятия обанкротились еще до кризиса. А остальные выдержали все трудности, хотя и были вынуждены сжаться по затратам, вывести на аутсорсинг некоторые виды производств и принять меры строжайшей экономии», – делится Валерий Платонов.

Сыграли свою роль и меры господдержки, считает Виктор Корман. Например, в 2009-2010 годах продукция нескольких южноуральских предприятий была включена в перечень автотранспортных средств и коммунальной техники, которые закупались на субсидии из федерального бюджета. Крупнейшие предприятия получили государственные гарантии по обеспечению кредитов, полученных ранее в коммерческих банках.

Валерий Платонов

Окончательно выйти из кризиса машиностроительной отрасли помогут крупные инфраструктурные проекты, такие как сочинская Олимпиада-2014, саммит АТЭС на Дальнем Востоке, Универсиада в Казани, – перечисляет Платонов. – Всем этим стройкам нужна будет техника, а значит, машиностроителей ждут крупные заказы. Собственно, выход из кризиса уже происходит: за пять месяцев 2011 года рост производства на ЧТЗ составил 56% к прошлогоднему уровню, радуется заместитель генерального директора ОАО «НПК Уралвагонзавод» Валерий Платонов. В среднем по отрасли цифры роста несколько ниже, но все равно впечатляют. По данным Союза машиностроителей Челябинской области, объем производства в 2010 году вырос на 21,8%. Лидером роста стал автозавод «Урал» (+70%), аутсайдером – ФГУП «Сигнал», где за год производство напротив снизилось на 20%.

Помог машиностроителям и подешевевший в период кризиса рубль. Ряд предприятий-заказчиков, ранее ориентировавшихся на импортную технику, вынуждены были перейти на отечественных производителей, отмечает Валерий Прудской. Кроме того, были увеличены пошлины на импортную технику, что еще больше усилило конкурентоспособность челябинских машиностроителей.

Некоторые надежды Валерий Платонов связывает с активизировавшимся дорожным строительством в регионе. По его мнению, докризисный уровень производства в машиностроении будет достигнут уже во втором полугодии 2012 года. Виктор Корман более пессимистичен. Его прогноз: на восстановление отрасли потребуется не меньше двух-трех лет.

Оборонка по-прежнему надеется на госзаказ

Пожалуй, сложнее прочих кризис пережила челябинская оборонка. Сейчас с уверенностью можно сказать, что отрасль потеряла как минимум Челябинский автоматно-механический завод, на котором идет процедура конкурсного производства. По оценкам экспертов, близок к состоянию ЧАМЗ и «Станкомаш». Гораздо лучше справился с кризисом «Полет». Эксперты единогласно положительно оценивают отказ руководства завода от непрофильных активов. В целом же отрасль за последние три года зависела не столько от рынка, сколько от государственных заказов. Тому же «Полету» удача улыбнулась: в радиостроении объем заказов не уменьшился, а вот заводам боеприпасной отрасли повезло меньше – на госзаказы они рассчитывать теперь не могут. Так что вялотекущий кризис в оборонке продолжается и вполне может аукнуться повторной рецессией.

«АМЗ никаких движений вперед осуществлять уже не будет, – рассказывает управляющий директор ФГУП «ЧАМЗ» Геннадий Лыков. – У нас еще полтора года назад введена процедура конкурсного производства, и предприятие постепенно ликвидируется. Сначала мы переживали процедуру наблюдения, затем, миновав конкурсное управление, досрочно перешли к конкурсному производству. Бренд АМЗ исчезнет в ближайшее время».

Как пояснил Геннадий Лыков, за последние три года завод претерпел реструктуризацию: от него отделилось обособленное подразделение «Сплав. Производство №3». Оборонный заказ, которым раньше занимался ЧАМЗ, теперь выполняется этой компанией (головное подразделение концерна «Сплав» находится в Туле – Прим. авт.).

По мнению генерального директора ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» Сергея Лемешевского, преимущество оборонной отрасли в том, что при резком падении спроса на гражданскую продукцию сохранялась стабильность оборонных заказов. Это, безусловно, помогло пережить кризис. У оборонки появилась возможность пересмотреть номенклатуру гражданской продукции, освоить новинки, как, например, это сделал «Полет». «Другое дело, что сегодня в регионе практически нет чисто оборонных предприятий, все работают и на гражданский рынок тоже, – рассуждает гендиректор «Златмаша». – Не знаю, когда спад в этой области заказов почувствовал «Полет», но по себе могу сказать, что кризис мы ощутили уже в четвертом квартале 2008 года, а не в начале 2009-го».

Президент Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса Челябинской области Вячеслав Шестопалов не согласен с утверждением, что оборонные заказы не сократились. Он приводит в пример плачевную ситуацию на предприятиях боеприпасной отрасли: «Один из южноуральских заводов-боеприпасников находится на грани закрытия, другой производит массовые сокращения (имеются в виду копейский «Пластмасс» и челябинский «Сигнал» – Прим. автора)».

Сокращение боеприпасных заказов вызвано не столько финансовым кризисом, сколько переполненными складами старых боеприпасов и тяжелой ситуацией в Египте, Тунисе и других странах этого региона, которые традиционно были рынками сбыта для челябинских оборонщиков, поясняет Вячеслав Шестопалов. Ситуация усугубляется тем, что оба упомянутых завода – монопрофильные: 80-90% выручки они получали именно за счет госзаказа, которого теперь не стоит ждать аж до 2015 года. Можно сказать, что для этих оборонных заводов кризис только начинается. Эксперт уверен, что сокращения здесь еще впереди.

«Впрочем, и собственно кризисные годы не прошли безболезненно для челябинской оборонки, – продолжает Вячеслав Шестопалов. – «Станкомаш» сократил штат примерно на 30%, ЧАМЗ – на 80%. А за последние десять лет общее число сокращений в отрасли превысило 20 тысяч человек. Автоматно-механический завод не пережил кризис. Не намного лучше дела у «Станкомаша». Для выхода из экономического пике нужно сокращать незадействованные активы по примеру «Полета» и ждать восстановления спроса на рынках сбыта гражданской продукции».

Приборостроительная отрасль почувствовала ледяное дыхание кризиса позже других. Топ-менеджер «Российской приборостроительной корпорации »Системы управления" Денис Климов объясняет это тем, что основные контракты с крупными заводами-покупателями были подписаны до экономического коллапса. Время реализации контрактов для больших заводов доходит до года, поэтому приборостроители получили своеобразную фору. Однако приборостроительных компаний, которые воспользовались бы кризисом для рывка вперед, в Челябинске не нашлось. Эксперты выделяют лишь отстающих. «Больше всех потерял во время кризиса «Метран», – подсчитал Денис Климов. – Они сбывают датчики учета в основном на территории России, а наша промышленность сильно сдала во всех отраслях. Даже у крупных заводов не оставалось денег на системы учета: когда все «грохнулось», нужно было спасать производство, а не ставить датчики. Это касается не только «Метрана», но и других приборостроителей. Кризис ощутили все».

Оптимизма приборостроителям придал выход федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Требования нового закона подстегнули спрос на продукцию со стороны предприятий ЖКХ.

Докризисный уровень уже не за горами

Для большинства предприятий кризис заканчивается. «Нам он помог на многие вещи посмотреть под новым углом, – отмечает Андрей Паньшин. – В первую очередь на структуру затрат предприятия, на кредитную политику. Мы, например, стараемся сегодня во все свои проекты инвестировать за счет собственных ресурсов. Один из уроков кризиса – жить надо по средствам и не залезать в большие долги».

Второй урок кризиса, по словам Виктора Кормана, в том, что теперь менеджмент предприятий более внимательно относится к эффективности труда. Например, в 2010 году выработка на одного человека в среднем по машиностроительной отрасли выросла на 35% по сравнению с 2009-м и достигла 800 тыс. руб.

Самым удачным в приборостроительной отрасли в годы кризиса было развитие «Полета», сходятся эксперты. Уменьшение имущественного комплекса сказалось на снижении затрат на энергетику. В итоге завод легче остальных пережил самые тяжелые времена. Не обошлось и без внешних факторов: государственные заказы в радиостроении не уменьшались и уменьшаться в ближайшие годы не будут. «Считаю, что «Полет» усилил свои позиции на рынке во время кризиса, – делится мнением Сергей Лемешевский. – Это произошло за счет того, что предприятие отказалось от непрофильных активов. Кроме того, радиозавод недавно вошел в состав государственного холдинга (имеется в виду концерн «Вега» – Прим. автора). Это обеспечило «Полету» стабильность получения новых заказов, в том числе сопутствующих оборонным. В итоге лучше всего среди оборонных заводов Челябинска положение дел сейчас именно на радиозаводе».

ОАО «Трубодеталь», за кризисные годы нарастившему объем продаж в полтора раза по сравнению с докризисными показателями, успеха помог добиться целый комплекс мер. «Мы пересмотрели все договоры на оказание услуги – поставки сырья заводу, – рассказывает исполнительный директор ОАО «Трубодеталь» Николай Назаров. – Во-вторых, часть непроизводственных процессов была переведена на аутсорсинг, а в самое сложное время – отказались от некоторых услуг, которыми пользовались до кризиса». Кроме того, на заводе резко сократили затраты на командировки и услуги консалтеров.

«Кризис растет из паники. Пугает неопределенность, когда непонятно, что делать, чего ждать», – резюмирует Валерий Прудской. Сейчас ситуация в экономике выглядит значительно более предсказуемой, чем два года назад. Кроме того, банки вновь готовы кредитовать предприятия, пусть и под несколько больший процент. Все это дает основания делать прогнозы о том, что докризисный уровень производства почти во всех отраслях будет достигнут уже очень скоро. Эксперты расходятся лишь в сроках: кто-то называет полгода-год, кто-то, осторожничая, отпускает на окончательное восстановление не меньше двух-трех лет.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления