6 октября страховая компания Росгосстрах празднует 85-летие со дня основания. О вехах многолетней истории крупнейшей страховой компании России, а также о планах и перспективах развития ее регионального представительства рассказал на прошедшей сегодня пресс-конференции директор челябинского филиала компании Росгосстрах Сергей Кормишкин.
Юбилей компании Росгосстрах пришелся особый год в истории российского рынка страховых услуг – 220 лет назад, в июне 1786 года в России было издано правительственное распоряжение – манифест «Об учреждении государственного Заемного банка», в котором повелением императрицы Екатерины II создавалось ипотечное кредитование и одновременно – обязательное страхование имущества, поскольку разрешалось приобретать лишь те дома, «которые на страх в сей же банк будут отданы». При банке была учреждена особая экспедиция страхования, заключавшая договоры по страхованию строений в обеих столицах и во всех российских городах, «но только каменные, крытые железом или черепицею». Страховая сумма не могла превышать 75% от стоимости недвижимости, а страховой тариф был единым и составлял 1,5%. Не шатко ни валко страховой бизнес развивался, и к концу XIX века приблизился к европейским стандартам качества.
После Октябрьской революции все частные страховые общества ликвидированы, а их имущество и денежные средства перешли в собственность государства. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 28 ноября 1918 года «Об организации страхового дела в Российской республике» страховое дело объявлено государственной монополией во всех его видах и формах: страхование от огня, страхование транспорта, жизни, а также от падежа скота и неурожая, однако во время гражданской войны страховых договоров практически не заключалось. В условиях перехода к новой экономической политике 6 октября 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О государственном имущественном страховании», и с этого дня началась история «Российской государственной страховой организации». Перечень видов страхования предприятий и населения постепенно расширялся, росла и сеть территориальных представительств компании.
В период Великой Отечественной войны средства государственного страхования используются на военные нужды. За годы войны Госстрах СССР передает в государственный бюджет за счет приобретения облигаций госзаймов и отчислений от прибыли свыше 5,8 миллиарда рублей. На эти деньги был создан танковый корпус, который с боями дошел до Берлина. В 1947 году из состава Госстраха СССР в качестве самостоятельной хозрасчетной единицы выделилось управление иностранного страхования – «Ингосстрах».
В послевоенные годы происходил постепенный рост операций личного страхования. Если на конец 1945 года по всем видам личного страхования было застраховано 1,8 млн. человек, то на 1 января 1953 года – 5,9 миллиона человек. В 1975 году в России действовало 68 миллионов договоров личного страхования.
В 1991 году начали осуществляться мероприятия по децентрализации единой государственной страховой компании. Бывшие территориальные управления Госстраха были преобразованы в самостоятельные юридические лица – государственные страховые фирмы. Одновременно с этим в России стали возникать многочисленные частные страховые компании. В 1992 году решением Правительства правопреемником Госстраха РСФСР стала Российская государственная страховая компания. От имени государства в качестве учредителя выступило Госкомимущество России, которое стало держателем 100% акций компании Росгосстрах. Из-за инфляции произошло обесценивание сбережений граждан, сформированных в форме договоров накопительного страхования жизни. Позже произошла поэтапная приватизация компании, в результате которой 75% минус одна акция ОАО «Росгосстрах» приобрел консорциум частных инвесторов во главе с ведущей отечественной инвестиционной компанией «Тройка Диалог» при сохранении блокирующего пакета у государства.
«Это было очень непростое время, когда на глазах людей рушились привычные монополии, но и в кризисных условиях Росгосстрах наряду с Почтой России и Сбербанком сумел сохранить обширную сеть филиалов по всей стране и профессиональные кадры, которые и сейчас являются нашими конкурентными преимуществами», – рассказывает Сергей Кормишкин.
Сегодня группа компаний Росгосстрах представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Он состоит из ОАО «Росгосстрах», трех региональных и семи межрегиональных универсальных страховых компаний, ООО СК «РГС-Жизнь», занимающейся страхованием жизни и негосударственным пенсионным обеспечением, а также ООО «РГС-Медицина», осуществляющей операции по обязательному медицинскому страхованию.
В 2006 году динамика объема собранных премий Росгосстраха, как ожидается, покажет восьмикратный рост – с 5 миллиардов рублей в 2001 году до 40 миллиардов рублей в нынешнем. В Челябинской области за последние пять лет сборы страховых премий в компании выросли в 18 раз – с 42 миллионов рублей в 2001 году до 750 миллионов рублей, ожидающихся по итогам 2006 года. А уже в следующем году филиал, по прогнозам специалистов компании, сможет перешагнуть миллиардный рубеж.
«Столь высокие показатели прироста на первый взгляд кажутся невозможными, – говорит Кормишкин, – но российский рынок страховых услуг, в том числе и местный, челябинский, действительно растет сегодня стремительными темпами: рост сборов челябинского филиала Росгосстраха по обязательному страхованию автогражданской ответственности по сравнению с показателями прошлого года составляет 110%, даже с учетом скидок для постоянных клиентов компании, по добровольному страхованию автотранспорта от угона и ущерба – 200%».
По словам Сергея Кормишкина, этап экстенсивного роста компании закончен, сегодня пришло время развития бизнес-процессов, которые позволят улучшить качество обслуживания клиентов. В рамках этой концепции в августе челябинский филиал Росгосстраха ввел упрощенный порядок получения выплат по ОСАГО и КАСКО. Усовершенствованная процедура получила название «Зеленый коридор» и позволила автовладельцам значительно сэкономить время при получении страховых выплат: был сокращен перечень обязательных документов, предоставляемых клиентом, а сумма страхового возмещения отныне переводится на счет пластиковой карты. Таким образом, у автовладельца исчезла необходимость стоять в очереди в кассу – получив sms-уведомление о поступлении денег на счет, он может обналичить сумму в любом банкомате. В большинстве случаев, если для получения возмещения понадобятся дополнительные документы, которые не выдаются на месте ДТП, Росгосстрах возьмет на себя обязанности по их сбору.
«Зеленый коридор» – это очередной важный шаг навстречу клиентам, для которых мы вводим новый стандарт обслуживания, – подчеркнул Сергей Кормишкин. – В первую очередь программа нацелена на улучшение качества клиентского обслуживания. Согласно регулярно проводимым нашей компанией исследованиям, именно качество обслуживания, в том числе сроки урегулирования убытков и степень вовлечения клиента в этот процесс, становятся сегодня одним из ключевых критериев при выборе страховщика».
Вскоре челябинский филиал компании Росгосстрах откроет и новый центр урегулирования убытков. В перспективе – создание спектра дополнительных услуг для владельцев полисов ОСАГО и КАСКО: службы аварийных комиссаров, станции техобслуживания и сети мотелей на крупных трассах.
«Частота случаев дорожных аварий в Челябинске – одна из самых высоких в стране, впереди только Тюмень и Краснодарский край, – отмечает Сергей Кормишкин. – Сегодня процесс получения страхового возмещения вызывает справедливое недовольство автовладельцев – рынок давно нуждается в утверждении таких законодательных инициатив, как урегулирование убытка, полученного в результате аварии, в компании, заключившей договор страхования, и получение страхового покрытия в сумме до 25 тысяч рублей без справки из ГАИ».
В следующем году в Челябинске откроются филиалы «Русь-банка» и «Городского ипотечного банка», родственных компании «Росгосстрах». Сергей Кормишкин выражает надежду, что синергия усилий трех компаний позволит им занять заметные позиции на местном рынке финансовых услуг.