RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Корпоративное страхование: на пороге бурного роста

Корпоративное страхование: на пороге бурного роста

На сегодняшний день рынок корпоративного страхования является одной из наиболее перспективных отраслей, которая показывает достаточно высокие темпы роста и находится на этапе качественного эволюционного развития. С принятием закона «Об обязательном страхо

" src=

На сегодняшний день рынок корпоративного страхования является одной из наиболее перспективных отраслей, которая показывает достаточно высокие темпы роста и находится на этапе качественного эволюционного развития. С принятием закона «Об обязательном страховании особо опасных объектов» рынок вступит в новую, более динамичную и опасную стадию экстенсивного роста.

По итогам 2007 года объем рынка страхования рисков юридических лиц, по оценкам агентства «Эксперта РА», составил около 220 млрд рублей. По сравнению с первым полугодием 2006 года, темпы роста в аналогичном периоде прошлого года составили всего 11%, при этом прирост взносов по розничным видам страхования за тот же период составил 28,5%. Однако за кажущейся стагнацией рынка корпоративного страхования скрываются масштабные структурные изменения. Развитие систем управления и риск-менеджмента на предприятиях формирует новый качественный спрос на рынке корпоративного страхования.

Как показало исследование, реальные темпы роста рынка корпоративного страхования несколько выше статистических показателей и складываются за счет отказа от налогосберегающих серых страховых схем, а также существенного снижения тарифов. Однако конкуренция на российском рынке страховых услуг в сегменте корпоративного бизнеса подчас происходит не на уровне качества предлагаемого страхового продукта и надежности страхового покрытия, а зависит лишь от конечной стоимости полиса.

По словам заместителя генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, на сегодняшний день на рынке корпоративного страхования наблюдается исключительно острая конкуренция, поэтому вопрос о соотношении качества услуг и цены всегда актуален.

«К примеру, в сфере страхования крупных объектов демпинг практически исключен, так как такие объекты практически всегда перестраховываются, а перестраховочная компания никогда не согласится принять риск по неадекватной цене», – говорит Игорь Иванов.

Конкуренция на рынке корпоративного страхования в значительной степени ограничивается аффилированностью ряда страховщиков с крупными промышленными предприятиями. Еще один фактор, сдерживающий свободную конкуренцию на российском рынке корпоративного страхования, – непрозрачность проведения конкурсных отборов страховщиков. «Существующая система проведения тендеров в страховом бизнесе далека от идеала. Безусловно, в большинстве случаев заключение договоров на основе тендеров позволяет выбрать действительно наиболее конкурентные по цене и качеству (объему покрытия) предложения. В то же время приходится сталкиваться и со случаями, мягко говоря, неочевидных результатов конкурсов. По прогнозам аналитиков, в долгосрочной перспективе политика по снижению стоимости услуг и ухудшению качества обслуживания неминуемо приведет к уходу демпингующих компаний с рынка.

На сегодняшний день рынок корпоративного страхования с точки зрения качества спроса условно делится на два сегмента: рынок добровольного и вмененного страхования. Различие между этими сегментами заключается в том, что для предприятия, заключающего договор вмененного страхования, наиболее важным фактором при выборе страховой компании и конкретного страхового продукта является цена. В добровольном сегменте рынка корпоративного страхования клиенты обращают внимание на условия, изложенные в договоре страхования, а цена зачастую значения не имеет.

Сегодня основным сегментом рынка корпоративного страхования является страхование имущества юридических лиц, в частности, страхование грузов, корпоративных автопарков, средств воздушного, водного транспорта, строительно-монтажных рисков. Доля сегмента в совокупных взносах, получаемых от предприятий, составляет примерно 55%. В первом полугодии прошлого года рост в данном сегменте рынка наблюдался незначительный: всего 2% сравнительно с предыдущим годом. При этом рынок страхования ответственности, как один из наиболее развивающихся сегментов, показал рост в 20% относительно предыдущего периода. Объясняется это тем, что в 2007 году произошла замена системы лицензирования туроператоров на требования наличия банковских гарантий или полиса страхования профессиональной ответственности. Это, как и принятие закона об обязательном страховании ответственности владельцев особо опасных объектов, может стать новой точкой роста корпоративного сегмента страхового бизнеса. Вмененное страхование профессиональной ответственности может быть введено и в других отраслях экономики, например, в строительстве.

«В случае принятия закона об обязательном страховании особо опасных объектов рынок корпоративного страхования вступит в новую, более динамичную и опасную стадию экстенсивного роста. Влияние данного закона на страховой рынок оценивается как крайне противоречивое. Парадокс ситуации заключается в том, что бурный рост взносов по этому виду в первые годы после принятия закона об ОПО через несколько лет неминуемо сменится кризисом, который переживут только сильнейшие игроки», – заявляет эксперт департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Наталья Комлева.

По оценкам «Эксперт РА», за первое полугодие 2007 года лидирующие позиции в области имущественного страхования юридических лиц и по страхованию особо опасных объектов занимает страховая компания «РЕСО-Гарантия» – размер страховых взносов в имущественном страховании составил 4080,4 млн рублей, размер выплат – 157,2 млн рублей. Немного отстают от лидера страховые группы «СОГАЗ» и «КапиталЪ». По страхованию особо опасных объектов показатели взносов и выплат составили 66 5409 и 32 706 млн рублей соответственно. Таких результатов, по словам Игоря Иванова, удалось достичь благодаря тому, что компании удалось найти несколько очень крупных клиентов.

Лидирующие позиции в сегменте добровольного медицинского страхования по итогам первого полугодия 2007 года занимает группа «СОГАЗ»: собранные взносы составляют 8192,8 млн рублей, а выплаты – 3742,9 млн рублей. Второе и третье место в рейтинге заняли страховые компании «ЖАСО» и «РОСНО».

Компания «Ингосстрах» занимает первое место в секторе страхования финансовых рисков (размер уплаченных взносов компании составляет 193306 млн рублей, выплат – 21037 млн рублей), в тройке лидеров – страховые группы «МАКС» и «СОГАЗ».

Основные же изменения на рынке корпоративного страхования происходят не на уровне роста объема собранной премии, а на качественном, структурном уровне. «Одна из главных тенденций рынка корпоративного страхования – это повышение уровня самосознания: у руководства крупных промышленных предприятий появилось понимание необходимости страхования и того, что это надо делать в значительно больших объемах, чем раньше. Постепенно формируется спрос на страховые услуги. С другой стороны, и сами страховщики становятся «взрослее», у них появляются более цивилизованные продукты, которые можно предложить крупным промышленным предприятиям», – рассказывает Владимир Когтев, первый заместитель генерального директора группы компаний МАКС.

По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», развитие рынка страхования имущества юридических лиц будет происходить в основном за счет расширения страхового покрытия крупных и средних промышленных предприятий. Основными факторами роста премий станут инвестиции предприятий в основные фонды и совершенствование системы управления на предприятиях. Страхование превращается из вынужденной дополнительной финансовой нагрузки на бюджет организации или схемы по оптимизации налогообложения либо выводу капиталов за рубеж в эффективный инструмент управления рисками предприятий.

«Развитие межгосударственных экономических взаимоотношений и проникновение на российский рынок западного бизнеса вызывает потребность предоставления страховой защиты на основании продуктов, соответствующих международным стандартам и в большей степени характерных для западного бизнеса», – подчеркивает заместитель генерального директора «Московской страховой компании» Рустем Гараев.

По словам Игоря Иванова, основным источником развития рынка корпоративного страхования может также стать объективная потребность в страховой защите имущественных интересов, появление новых вмененных видов обязательного страхования, необходимость получения кредитов под залог имущества, а также стремление обеспечить сотрудникам конкурентоспособный социальный пакет, включающий добровольное медицинское страхование и страхование от несчастного случая.

К слову, в конце прошлого года рекрутинговая компания Marksman провела исследование, в ходе которого было опрошено сто специалистов и менеджеров из IT-, банковского, производственного и автомобильного секторов. Аналитики выяснили, что более половины работников предприятий предпочитают иметь именно страховой полис, а не денежный эквивалент социального пакета. В целом 75% женщин и 72% мужчин обращают внимание на наличие в компенсационном пакете страхового полиса. Перед выходом на новое место работы составляющие страховой программы изучают 19% мужчин и 42% женщин. На престижность страховой компании и страховую сумму обращают внимание 54% мужчин и 42% женщин.

Таким образом, за незначительным статистическим ростом рынка корпоративного страхования скрываются существенные качественные преобразования.

Структура российского рынка корпоративного страхования: совокупные взносы

Источник: «Эксперт РА»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления