10 августа понедельник
СЕЙЧАС +17°С

Торговые сети терпят убытки из-за заморозки экспресс-кредитов

Банки сворачивают предоставление «народных» экспресс-кредитов в магазинах бытовой техники и салонах сотовой связи. Число отказов по кредитным заявкам возросло до 70%. Торговые сети, в обороте которых доля продаж...

Поделиться

" src=

" src=

Банки сворачивают предоставление «народных» экспресс-кредитов в магазинах бытовой техники и салонах сотовой связи. Число отказов по кредитным заявкам возросло до 70%. Торговые сети, в обороте которых доля продаж в кредит составляет 15-20%, несут потери и намерены отказаться от выплаты комиссий банкам, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.

Осенью прошлого года ряд банков, проводивших достаточно рискованную политику в сегменте потребительского кредитования, вынуждены были пересмотреть стратегию в связи с финансовым кризисом. Резкое сокращение или полная остановка банками программ экспресс-кредитования принесли значительные убытки торговым сетям, большая доля в обороте которых в последние годы приходилась на продажи товаров в кредит. Так, доля продаж в кредит от общего объема продаж сети «Техносила» снизилась с 18,1% в октябре до 8,1% в декабре, в «Евросети» показатели снизились с 24% в сентябре до 15% в декабре. Доля продаж в сети «Белый ветер цифровой» с привлечением потребительского кредитования традиционно составляла около 15%, а в декабре 2008 года снизилась до 7,5%. По прогнозам представителей торговых сетей, в наступившем году показатели продаж в кредит рискуют снизиться до 4-5%, что вынуждает терпящих убытки ретейлеров пересматривать заключенные с банками договоренности.

Коммерческие условия взаимодействия банков и торговых сетей менялись неоднократно. Примечательно, что изначально именно торговые сети проявляли заинтересованность в предоставлении кредитных услуг непосредственно в салонах и магазинах. В 2001-2003 годах сети платили банкам комиссию за выдачу кредитов потенциальным покупателям. В последующие годы, оценив перспективы и выгоды развития потребительского кредитования, банки вступили в жесткую конкурентную борьбу и уже сами стали выплачивать комиссию ретейлерам за право предоставления экспресс-кредитов. По словам представителей торговых сетей, сегодня средний размер комиссии, уплачиваемой банком, представитель которого оформляет кредитные заявки на территории магазина, составляет 1-4% от объема выданных кредитов. Двумя годами ранее комиссия в среднем составляла 7-9%. Однако на фоне финансового кризиса и фактической заморозки программ потребительского кредитования банки, стремясь максимально сократить издержки, настаивают на полной отмене комиссий торговым сетям. В частности, подобные требования выставили банки-партнеры торговых сетей «Диксис», «Техносила» и «Белый ветер цифровой».

Банки-лидеры в сегменте экспресс-кредитования подтверждают информацию. Так, в «Кредит Европа банке» уже отказались от уплаты комиссии торговым сетям, банк «Ренессанс Кредит», как сообщает газета «Коммерсантъ», пересмотрел коммерческие условия сотрудничества с сетями в конце 2008 года и уменьшил размер выплачиваемой комиссии. Переговоры о снижении размера комиссии в рамках оптимизации уровня затрат проводит и банк Home Credit and Finance Bank.

Торговые сети идти на уступки не намерены, указывая, что банки не выполняют договоренности по количеству одобренных кредитных заявок. В сети «Диксис» отмечают, что в октябре 2008 года количество отказов по экспресс-кредитам возросло до 70%. Кроме того, как отмечает финансовый директор сети «Техносила» Дмитрий Мильштейн, банки не запустили кредитные продукты под акционные программы торговых сетей.

Однако ретейлеры, испытывающие острую потребность в пополнении оборотных средств за счет банковских кредитов, не исключают возможности заключения альтернативных соглашений с банками. Так, сеть «Техносила» планирует предложить банкам Home Credit and Finance Bank, «Русский стандарт» и «Альфа-банку» взамен комиссии открыть для торговой сети кредитные линии.

По подсчетам участников рынка, полное прекращение экспресс-кредитования в торговых сетях приведет к снижению торгового оборота на 15%.

«Торговые сети, безусловно, должны пойти на уступки. У них просто нет выбора, так как в условиях усиления кризиса без кредитных программ они могут лишиться существенной части клиентов, – говорит начальник управления продуктовых менеджеров БТА-Банка Денис Ремизов. – Кроме того, кризис дает шанс новым игрокам, так как они могут занять место банков, которые приостановили программы потребительского кредитования».

По мнению эксперта, в ближайшие пару лет перспективы развития экспресс-кредитования выглядят позитивно: спрос на короткие по сроку и небольшие по сумме кредиты будет стабильно высоким, при этом сильно увеличится доля кредитов, выдаваемых наличными.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!