Магазины, торгующие алкоголем, будут обязаны проверять подлинность акцизных марок еще до того, как продукция поступит в торговый зал. Ранее это было возложено на оптовиков, а ритейлеры отвечали перед законом только в случае продажи контрафакта. Соответствующее постановление приняло правительство РФ – нововведение вступит в силу в январе 2013 года. Производители алкогольной продукции положительно оценили документ: теперь, по их мнению, розница не сможет винить во всем недобросовестного поставщика. Между тем представители ритейла считают, что принципиально для них ничего не изменится – уже сегодня они несут ответственность за качество того, что продают.
Еще в конце августа на сайте правительства РФ было опубликовано постановление, в котором обозначены новые требования к магазинам, торгующим алкогольной продукцией. «Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, – говорится в документе, – а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка».
Именно это и стало нововведением: ранее такая обязанность – проверять акцизы и марки до продажи – распространялась только на оптовое звено, а розница несла ответственность только в случае выявления контрафакта при продаже. С новым требованием ритейлеры столкнутся с начала января 2013 года.
Собеседники Chel.ru неоднозначно оценили грядущие изменения. К примеру, директор департамента обеспечения безопасности товарного рынка ОАО «Росспиртпром» Артем Мальцев положительно оценил принятый документ. «Розница всегда исходила из того, что они ничего не знали о поддельных акцизах, ссылаясь при этом на недобросовестного оптовика, – говорит собеседник сайта. – А сейчас, когда будет введена конкретная ответственность, они будут по-настоящему бояться торговать контрафактом».
По мнению господина Мальцева, весьма вероятно, что крупные сети введут новую должность технического специалиста, который и будет отвечать за этот процесс. «Торговля алкоголем – выгодное дело, поэтому они смогут себе это позволить», – добавил эксперт. Да и сама проверка, по словам Артема Мальцева, не требует особенных затрат: откровенно некачественные марки видны сразу, кроме того, есть ресурс, на котором можно уточнить информацию (сайт Росалкогольрегулирования). «Можно купить соответствующие техсредства, например, ультрафиолетовый излучатель, чья стоимость варьируется в пределах 400 рублей», – отметил представитель Росспиртпрома.
Независимый эксперт Александр Ширеков (ранее – генеральный директор РС «Мавт») придерживается иного мнения: по его словам, визуально определить подлинность акцизов невозможно – их производители научились делать вполне качественные подделки. «Для того, чтобы провести необходимую экспертизу, нужно купить специальный микроскоп, – говорит собеседник сайта. – Есть и другой нюанс: в органах говорят, чтобы сдавали товар к ним на экспертизу, которая длится месяц, при этом нужно расплатиться с поставщиком. В общем, розница так не работает».
В целом, по словам господина Ширекова, данное постановление довольно бессмысленно: проблемы оно не решает и не дает инструкции для определения контрафакта. «Так можно разве что крайних найти», – добавил эксперт.
«Не понимаю, что все-таки для нас изменится, – признается коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов. – Мы и без того несем ответственность за качество продаваемых продуктов, не имея при этом лабораторий, в которых могли бы его проверять. Неплохо было бы придумать детекторы для акцизных марок по типу тех, что используются при проверке подлинности денежных купюр».