Бизнес Вероника Болтвина-Бутузова, директор школы по спортивным танцам на паркете «Вероника»: «Я всегда знала, что моя школа не будет рядовой»

Вероника Болтвина-Бутузова, директор школы по спортивным танцам на паркете «Вероника»: «Я всегда знала, что моя школа не будет рядовой»

(видео)

" src=

«Если ты делаешь свое дело качественно и с любовью, этого невозможно не заметить», – считает чемпионка России, финалистка чемпионата мира среди профессионалов по спортивным бальным танцам на паркете Вероника Болтвина. История школы спортивных танцев, которую она создала, – тому подтверждение.

В 1999 году пара Вероники Болтвиной и Александра Лебедева заняла первое место на Чемпионате России по секвею. Для Челябинской области это был настоящий прорыв. До сих пор славу городу приносили выступления хоккеистов, конькобежцев, дзюдоистов и велосипедистов. Впервые спортсменка из промышленного города, обойдя представителей двух столиц, получила чемпионский титул в спортивных бальных танцах, которые соединили в себе грани большого спорта и великого искусства.

До этого в 1997 и 1998 годах Вероника стала финалисткой Чемпионата мира среди профессионалов в Германии. В число призеров пробиться тогда не удалось. Первые места в этом виде спорта в то время традиционно удерживали англичане, итальянцы и немцы. Профессиональные спортивные бальные танцы в России тогда только-только начинали набирать силу. Это сегодня в мире безусловно лидируют россияне – ученики тех, кто в конце 90-х уверенно объявил всем о своем праве быть лучшими.

Девочки, мальчики танцуют…

Восхождение к победе началось, как и у многих, с детства. В девять лет Вероника с одноклассницами пришла записываться в танцевальный клуб при заводском дворце культуры. В бальные танцы их сразу не взяли: чтобы туда попасть, нужны были партнеры, которых, конечно, ни у кого из подруг в то время не было. И девочки записались в эстрадный танец, откуда их быстро перевели в старшую группу. «Примерно годик пришлось потанцевать в одиночку, – вспоминает Вероника. – Ничего страшного в этом не вижу, хотя все обычно стремятся начать танцевать в паре. Зато я научилась делать собственные шаги, не завися ни от кого. Это дало желание делать в два раза больше тех, кто тренировался в парах». Кстати, остаться без партнера судьба приготовила Веронике еще раз – в самый ответственный момент – прямо накануне Чемпионата мира. И кто знает, может быть, закалка, полученная тогда, помогла спортсменке не сломаться и победно выступить в следующем году. И именно в этот период из Англии поступило неожиданное предложение встать в пару не с российским танцором, а с японцем Коджи Икеда. Высокорослый восточный брюнет и хрупкая блондинка великолепно смотрелись на паркете. «Поначалу никто не мог запомнить его имени, – смеется Вероника. – И вдруг кто-то произнес «Коджи Икеда» – «кожаные кеды». Больше никто не забывал, как зовут моего партнера».

" src=

Окончив школу, Вероника решила сделать танцы своей профессией и поступила на хореографическое отделение колледжа культуры. Получив диплом, подала документы в институт культуры. В то время бальные танцы на паркете признали официальным видом спорта, и Вероника приняла решение перейти в академию физической культуры. К тому времени успехи челябинской спортсменки заметили и оценили ведущие специалисты в области бальных танцев страны. Они и пригласили ее войти в состав сборной России. Раздумывать Вероника не стала. Она перевелась в российскую академию физкультуры, переехала в Москву и выступала там в общей сложности семь лет.

К тому времени с трудом преподавателя танцев будущая чемпионка была знакома не понаслышке. Из Челябинска она уезжала, будучи хореографом студии «Школьные годы» во Дворце пионеров и школьников имени Крупской. Переехав в Москву, она по-прежнему оставалась педагогом дворца пионеров. Вероника приезжала несколько раз в месяц в Челябинск и продолжала передавать свой опыт ученикам, будучи ассистентом. Так сложилось, что, вернувшись в родной город, она создала танцевальную школу с теми ребятами, с которыми занималась, когда они были малышами. «Ира Медведева, Лена Гвоздева, Володя Волосников, Александр Юдин, Людмила Баранцева верили в меня, ждали и остались со мной, за что я им очень благодарна», – говорит Вероника. Преподавательским составом своей школы она гордится по сей день. За шесть лет работы школы «Вероника» ни один из педагогов не ушел. «У нас сильная команда, все педагоги в ней – мои соратники. В нашей работе большую роль играет личность. Я всегда говорю ученикам: «Тренеров у вас может быть много, но учитель всегда один. Каждый тренер может дать вам свои идеи, а с учителем вы выберете из них только то, что подходит лично вам. Коуч – это тот человек, который с детства знает вашу физиологию и психологию, верит в вас и ведет по жизни. Это счастье, когда есть такой человек, здесь главную роль играет личная приверженность, а этого за деньги не купишь».

Москва слезам не верит…

Вероника не особенно любит вспоминать прошлые победы. Она считает, что человек должен каждый день доказывать себе и другим, что он что-то может. «Я живу настоящим, – признается она. – Посмотрите, что имеют наши ветераны спорта? Сколько из них не смогли найти себя в жизни после ухода из большого спорта? Кто будет вспоминать, что ты когда-то был на олимпиаде? Нельзя жить достижениями прошлых лет, это очень скоротечно, по крайней мере, в спорте. Когда ты чемпион, все вокруг улыбаются, поздравляют. Кого волнует, сколько часов до этого ты ревел в зале, потел, рвал мышцы? Воспитывай учеников, пиши труды, передавай свой опыт». В качестве оного из доказательств слов – кандидатская по биологии, которую недавно защитила.

Идя к собственной победе, она научилась преодолевать трудности на пути к цели и верить в себя. Огромный опыт в этом отношении дала Москва. «Там никто не говорил: «Ой, мы так ждали девушку с Урала!» Мне никто не помогал, и, самое главное, – я знала, что никто не поможет. Если ты себя пожалел – можешь спокойно возвращаться туда, откуда пришел».

Вероника же вернулась с победой и четким пониманием того, какой будет новая, ее собственная школа по спортивным бальным танцам на паркете. «Я точно знала, что это не будет рядовая школа», – вспоминает она. Огромным уроком для нее стало выступление в Большом театре на встрече миллениума. На танцевальную ночь организаторы – Владимир Васильев и Екатерина Максимова – пригласили лучших исполнителей от каждого жанра. Пара Вероники и Коджи Икеда в зале, из которого накануне убрали кресла, чтобы сделать огромную сцену, исполняли проникновенный чувственный вальс. «Когда ты смотришь, как танцует Цискаридзе, как выступают лучшие народные, эстрадные, джазовые коллективы страны, ты многому учишься и многое понимаешь».

Если классику танца лучше всего постигать в России, то классику бизнеса – на Западе. А чемпионы России много танцевали в Европе. «Если у тебя есть немного аналитического мышления, ты начинаешь думать о том, как перенять этот опыт и применить его в России. Например, у нашего педагога в Италии огромный дом, прямо в нем танцевальный зал, гостиница, ресторан. Тренер в Германии создал целую сеть танцевальных школ по стране. Я знала, что учиться развитому капитализму лучше всего у Запада».

Вероника, «Вероника»…

" src=

В регионах муниципальные школы, подобные «Веронике», не особо развиты до сих пор. По России их единицы. Главная проблема – невероятно сложно пробиться к финансированию. Неоценимую услугу в развитии этого вида спорта у нас оказали власти города и области. В первую очередь – первый вице-губернатор Андрей Косилов. «Я очень благодарна Андрею Николаевичу за то, что он сделал тот рывок в продвижении бальных танцев на Урале, который кроме него не сделал бы никто вообще. Он был в этом заинтересован, понимал, что это нужно. Кстати, в детстве он сам занимался во Дворце пионеров. После того, как он это дело серьезно продвинул, люди увидели, что танцы – это действительно красиво, интересно, значимо для молодежи, что это искусство». На следующий год после возвращения Вероники в Челябинск для школы выделили помещение и определили финансирование. Важную роль в появлении школы в Челябинске сыграли глава областного спорткомитета Вячеслав Беседин и начальник городского управления физкультуры, спорта и туризма Юрий Серебренников. К тому времени Веронику Болтвину в Челябинске уже знали по выступлениям, а значит, находить общий язык было легче. «Гораздо легче делать первые шаги, когда знаешь, что тебя не будут пинать из кабинета в кабинет, а готовы помогать, – признает она. – Многое строилось на личных качествах людей. Ведь чиновникам приходится решать массу других, более важных проблем. И только заинтересованность может подвигнуть человека на то, чтобы в этих условиях взять и помочь танцам».

Сегодня «Вероника» работает на нескольких площадках: во Дворце пионеров и школьников имени Крупской, Дворце спорта «Юность», спортивные классы открыты при общеобразовательных государственных и частных школах. За шесть лет педагоги достигли впечатляющих результатов. Их ученики выступают и побеждают в российских и международных соревнованиях, без выступления танцоров не обходится ни один серьезный городской праздник, преподаватели занимаются со студентами в Челябинском и Южно-Уральском государственных университетах.

Танцы со звездами

Учиться искусству бального танца в «Веронику» детей приводят и простые люди, и известные бизнесмены и политики. Во время нашей беседы Веронику отвлекли: секретарь называет громкую фамилию. Это высокопоставленный чиновник в обеденный перерыв приехал справиться, чем может помочь школе, в которой занимаются его дети.

– Бальные танцы – это элитный вид спорта?

– У нас занимаются самые разные дети. Такая возможность есть благодаря тому что школе оказывают поддержку областное правительство, городская администрация, спорткомитет. У нас есть хорошие спонсоры – коммерческие предприятия. Первые два года родители платят по 200-300 рублей в месяц и ребенок может спокойно танцевать. Потом начинаются выступления. Для них нужны костюмы. Цены на них колеблются от двух до четырех тысяч рублей. У мальчиков, конечно, несколько меньше. Кроме того, многие мамы у нас шьют сами. Об элитности можно говорить, когда речь заходит о крупных достижениях. Здесь основная тяжесть лежит в первую очередь на родителях и целеустремленности самого ребенка. К примеру, платье для взрослых с камнями Сваровски стоит от пяти до двадцати тысяч рублей. Если есть желание сделать больше украшений – цена, естественно, будет выше.

– Какая задача для вас на сегодняшний день важнее: воспитывать чемпионов или продвигать танцы как массовый вид спорта?

– Замыкаться только на спорте высших достижений мы не имеем права. Из тридцати учеников чемпионами становятся два, максимум четыре. Есть масса примеров того, как плоскостопие, плохое зрение, бронхиальная астма, проблемы позвоночника излечивались, благодаря этому спорту. Бальные танцы строятся по системе, основанной на балете. Сегодня у нас работают два лучших хореографа города. Все группы, начиная с четырехлетнего возраста, ведут бывшая солистка театра оперы и балета Елена Степанчук и лауреат российских и международных конкурсов эстрадного хореографического искусства Олег Китаев. Хореография и гимнастика – это самое главное, что впоследствии не даст разрушение организма. Поэтому дети занимаются с самого начала. Ребенок должен уметь правильно себя поставить, распределить вес. Тогда любая нагрузка имеет право на существование и дает правильное развитие мышц. Поэтому первое, с чего мы начинаем – это хореография, гимнастика и растяжка. Малыши сначала занимаются на ковриках. Все, что нужно танцевать прямо, они сначала учатся выполнять, лежа на полу. Благодаря этому у них выстраивается ровная линеечка, потом они ее поднимают и становятся «прямоходящими».

" src=

– Насколько важно, чтобы при приеме в школу ребенок был хорошо развит физически?

– Мы принимаем всех. После двухгодичного обучения уже видно, каков ребенок в развитии, какова его дисциплина, какие задачи ставят перед собой родители. К этому времени они уже почувствовали, насколько это сложно ребенку или финансово трудно родителям, уже знают, сколько готовы посвятить этому времени. Тогда они решают, на чем остановиться. Кто-то выбирает оздоровительное направление: научились держать голову, разворачивать плечи, убирать живот, делать подъем, чтобы была красивая стопа. Им этого достаточно, они занимаются для эстетики, для себя. Иногда в гимнастику ходят, иногда – на групповые занятия. Кто-то выбирает выступление на конкурсах. Это спортивная дорожка. К ней надо серьезно готовиться, шить костюмы. Здесь можно выбрать уровень города, области или региона, а можно общероссийские соревнования. Избранные, те, кто признан и оценен лучшими специалистами страны, выезжают за рубеж. Они имеют право и могут позволить себе двигаться дальше. Еще один не мене интересный путь – концертные выступления, шоу-программы, творческие постановки, секвей.

Каждое занятие с учениками она превращает в стройный цикл «лекций» о творчестве, жизни и профессионализме. Многие фразы любит повторять неустанно: «Лучше незаурядно делать обычные вещи, чем необычные – заурядно». «Если умеешь отвечать за себя, то сможешь ответить за других».

– Первое, с чего начинается любой урок: если танцор недисциплинирован – ничего дальше не будет, хоть ты трижды талантлив. Не умеешь работать над собой, искать причины ошибок в себе – уходи. Танцы, как и любой другой вид спорта, дают ребенку воспитание и умение общаться. Здесь изначально закладываются те понятия, которые останутся с человеком на всю жизнь, независимо от того, будет он танцевать дальше или нет.

Когда мальчик и девочка взрослеют в паре, – это самая лучшая школа жизни. Они учатся держаться друг за друга, понимать партнера, находить подход. Девочкам научиться находить подход особенно важно (Улыбается.). В каждой стране в любом танцевальном зале конфликты между партнерами возникают. Но сила пары в том, что она найдет выход. Или разойдется, в то время как соперники будут тренироваться и смогут ее обойти. Только так и становятся чемпионами. Ты можешь быть лидером, но должен подчинятся интересам всей команды. Команда в нашем случае – это партнер, партнерша, тренер и родители. Они должны действовать сообща.

Когда дети приходят на паркет, я говорю: «Ребята, мы ставим серьезные задачи перед каждым. В жизни кто-то будет хорошим юристом, кто-то пойдет на журфак, кто-то станет востоковедом, кто-то психологом. Но умение в любом обществе чувствовать себя уверенно, поможет вам всегда». Ты должен выходить на паркет и чувствовать: «Я звезда». Ты не можешь быть пришибленным «ой, извините, я тут случайно зашел». Или в глазах не должно быть написано: «У меня нет денег». Самое главное всегда – положительные эмоции. Ты заходишь, можешь не говорить ни слова, но сразу задаешь тон «я успешный, я красивый, я здоровый, мне многое под силу, я в себе уверен». Это ощущение человек должен пронести с собой в танце, в школе, на экзамене, при устройстве на работу. И если с этими положительными мыслями ты будешь жить и как можно чаще к ним обращаться, все материализуется и ты состоишься в любой профессии и в любом обществе, где бы ты ни был. В танцах не столько важна физиология, сколько голова. Умение общаться – это огромный плюс. К примеру, Ваня Косилов, с которым мы ездили на чемпионаты в Голландию, в Данию, в Англию, привлекает людей своей открытостью. Он никого не боится, может, к примеру, спокойно начать разговор с незнакомыми танцорами или тренерами: «Hello», «My name is Vanya», «This is my teacher Veronika». Он может спросить, как понравилось его выступление. При этом его совершенно не смущает, что половину из того, что ему ответят по-английски, он не поймет. Он может тут же обратиться еще к кому-нибудь: «Help me», «Translate me, please». Он активный, всегда непосредственый. Он научился мгновенно находить выход из любой ситуации на паркете. «Не знаешь, что делать на паркете – думай быстрей, концентрируйся, принимай решение, – говорю я ученикам. – Пока будешь думать, музыка закончится. Все. Тебя никто не оценил. Твоих плюсов не хватает, чтобы пройти в следующий тур. Ты должен не раскачиваться перед площадкой, а стартовать как Шумахер. Для этого в первую очередь надо научиться настраивать мозги».

" src=

Перед выходом на танцпол человек должен сконцентрировать все умения и мысли, что заложил в него тренер. Уверенность, характер бойца, умение вести себя на площадке, правильно двигаться на паркете, четкость линий, победный настрой, внутренняя убежденность в своих действиях и приводят к победе.

Ну и, конечно, тренировки. К примеру, весь июнь мы занимаемся аэробными нагрузками. Это бег в парке, прыжки, растяжки, игры. В августе – учебно-тренировочные сборы. Мы вывозим учащихся на Увильды. Там огромный паркетный зал. Ребята купаются, играют в футбол, занимаются аквааэробикой. Туда приезжают наши кураторы – тренеры из Москвы. Они дают информацию на сентябрь-октябрь, новые находки для каждой пары. В июне состоятся сборы и турнир в Крыму. В июле поедем на учебные сборы и Чемпионат Европы в Барселону. В августе состоится чемпионат в Германии. Так что процесс не прекращается ни на минуту. Это все заслуга команды педагогов.

– Сколько стоит вырастить чемпиона?

– Вложения нужны большие. Но я уверена: сколько вы вложили в ребенка – столько вам и вернется. Чтобы вырастить танцора мирового уровня, нельзя его замыкать в рамках одного города, одной школы, даже одной страны. Ребенок должен впитывать в себя лучшее. Если ты не ездишь и не смотришь на лучшие пары, если не учишься у лучших педагогов, ничего не получится. Мы берем уроки у чемпионов Италии – Катя и Джордано Ваноне. Это настолько скоростные, яркие, эмоциональные люди! Мы работаем с ними танго – зажигающий танец. Занимаемся с чемпионом Норвегии Ласе Одегардом. Он хорошо выстраивает линии. Четкость и пунктуальность у норвежцев в крови, они все «железобетонные», в этом их сила. Мы записаны на уроки с президентом федерации бальных танцев Ирландии. Мой тренер из Англии Эндрю Синкинсон сейчас работает с моими учениками. С ним мы занимаемся только фокстротом. Его даже называют чемпионом мира по фокстроту. Это невероятно пластичный и музыкальный человек, он в любой паре находит изюминку и дает ей все самое лучшее, что знает сам. Сначала пары ездят и учатся, а потом отрабатывают навыки со своим тренером.

Главная задача для них – выиграть Россию. Это очень сложно, поскольку в нашей стране масса талантливых детей, занимающихся танцами. Чем мы и отличаемся от других видов спорта. Нам иногда в спорткомитете говорят: «Каратисты кекушинкай стали чемпионами России». Это звучит весомо. А мы, допустим, стали двадцать четвертыми. Мы спрашиваем: «А сколько в каратэ было участников» – «Восемь». А в чемпионате по бальным танцам принимало участие 568 пар, более 1200 участников! Это неравнозначные результаты. Цена нашей победы несравнимо выше. При этом я нисколько не принижаю другие виды спорта. Просто в танцах сейчас достаточно сложные условия, высокая конкуренция. А если ты прошел Россию – главное сделано. Мир в общем-то танцует гораздо слабее. Тут другая сложность. В судействе серьезное влияние имеет субъективный фактор. В мире танцами занимается очень много талантливых и богатых людей. Красота костюма, макияжа, эмоции, создание образа, актерское мастерство где-то даже перекрывают технические моменты. Нужно и те и другие грани в себе развивать. Поездки, пошив костюмов и занятия с тренерами требуют достаточно больших вложений. Но если ты попадаешь в высший состав, то это дорогого стоит, здесь нужно держаться на плаву.

– Танцы стали невероятно популярны в последнее время. Фитнес-центры предлагают танцевальные программы, танец живота вообще стал повальным увлечением. Вы развиваете направление «танцев для взрослых»?

" src=

– Когда мы занимались у тренера в Германии, я обратила внимание на то, что мы были самыми молодыми танцорами. В Европе люди начинают танцевать в основном, когда им уже за двадцать. Есть те, кто начинает и в тридцать, и в сорок лет. Европейские танцевальные клубы не похожи на наши, спортивно-оздоровительные. Это, скорее, клубы по интересам. Там обязательно есть бар, куда люди заходят, выпивают бокал вина, смотрят телевизор, спокойно настраиваются. Потом переодеваются, загорают в солярии. В танцевальном зале накрыты столики можно себе что-то заказать. Обычно работает ди-джей, играет светомузыка. Туда люди приходят и отдыхают в спокойной атмосфере. Они, как правило, дружат между собой, с педагогом. У них образуется такая хорошая тусовочка.

У нас сейчас взрослые люди тоже хотят заниматься танцами. К примеру, востребованная услуга – постановка свадебного танца. Много пар приходят разучить вальс. Людям нужна эта красота. Хотят, чтобы жених покружил невесту на руках, встал перед ней на колени… В последнее время стало очень популярным направлением аргентинское танго. К примеру, в Москве сейчас очень много клубов этого танца.

Сегодня и у нас появилась мода на танцы. Кто-то приходит только один танец выучить, кто-то записывается на трехмесячные курсы. При желании можно перейти на следующий этап. К нам даже целыми фирмами приходят и корпоративно учатся танцевать.

– Заниматься танцами могут все или для этого нужна специальная физическая подготовка?

– Никакой особенной подготовки не нужно. В том то и дело, что это очень демократичный вид спорта. Мы и не заметили, как танец живота начала танцевать половина населения. У всех зашевелились бедра, все прекрасно получается. Потому что это не те мышцы, которые требуют особых усилий или тренированности. Рок-н-ролл, буги-вуги, твист вообще умеют танцевать все. Но никто же не пошел в балет в 35 лет. Понятно, что на пальцы в этом возрасте не встанешь, пока ноги в кровь не разобьешь. А в бальных танцах не умеешь делать шпагат – не нужно. Не умеешь делать мостик и закидывать голову назад – никто этого требовать не будет. Можно воспользоваться другим. Красотой рук, допустим. Можно выучить массу движений, которые в итоге дадут красивый, интересный танец.

Со взрослыми большую роль играет психология. Люди должны научиться быть победителями внутри себя, хорошо и уверенно чувствовать себя в любом обществе, раскрыть непознанное внутри себя. Танцор не должен скрываться или прятаться. Он должен быть привлекательным, обладать позитивной аурой. С ним должно быть интересно общаться и что-то делать вместе. Когда люди от нас уходят, они освобождаются от многих страхов и комплексов, открываются новому. Взрослым это особенно важно.

Show must go on!

Коджи Икеда, с которым Вероника стала третьей на Чемпионате Германии, учил ее восточной философии. «Вести себя всегда нужно со спокойным достоинством. Никогда не переживай по поводу того, что о тебе скажут и что ты кому-то не нравишься. Пока ты горюешь, обижаешься, злишься, ты тратишь свою нервную энергию и делаешь хуже себе. Враг от этого нисколько не страдает. Он занимается своим делом. А ты напрасно теряешь силы. Никого не бойся. Просто дари свой танец людям. Это обязательно передастся судье, зрителю, окружающим. Если ты будешь на доброй волне, тебя обязательно воспримут. Никогда нельзя выстраивать что-то на злости, мести, отчуждении».

Этой философии Вероника Болтвина-Бутузова следует по сей день. Этот настрой помогает ей двигаться к намеченной цели. Сегодня она серьезно изучает возможности «взрослого» направления в обучении танцам и занимается подготовкой нового зала. Говорит, если это требование времени, то надо быть к нему готовым.

Беседовать о любимом деле Вероника может часами. Но танцору на то, чтобы выразить себя на конкурсе, отводится всего одна минута, а журналисту, чтобы раскрыть героя – семь печатных страниц. К тому же, каким бы красочным ни был рассказ о танце, лучше все-таки его один раз увидеть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления