»горь јвдокушин, директор уральского представительства компании «“ез-тур»: «ћногие русские туристы бо€тс€, что их речь никто не поймет, поэтому едут в —очи или в “урцию»
" src=
" src=
„ем сумрачнее за окном, тем сильнее хочетс€ в отпуск. ≈сли удаетс€ договоритьс€ с начальством и выкроить пару недель, бежишь в турагентство, где традиционно предлагают “урцию, √рецию, ≈гипет, покупаешь путевку не раздумыва€, и может быть только в самолете приходит мысль: а почему € не поехала, например, в ёжную јмерику или  итай. ƒействительно, почему? ¬еро€тно, в таком выборе есть место и собственным предпочтени€м-ограничени€м. Ќо есть и то, о чем нечасто задумываютс€ путешествующие, – ограничени€, которые вынужденно или нет накладывает на наши желани€ российский турбизнес. »менно поэтому разговор руководителем уральского представительства компании «“ез-тур» »горем јвдокушиным € начала с бизнеса.

– »горь ¬ладимирович, не так давно был прин€т закон о финансовых гаранти€х туроператоров перед своими клиентами. » сразу по€вились мнени€, что туристы были всего лишь предлогом, а на самом деле это лоббирование интересов крупных турфирм. Ќа ваш взгл€д, в чьих интересах был прин€т закон?

– ћне кажетс€, в интересах туристов. Ѕывают случаи, когда туроператор в проблемной ситуации и рад бы вернуть деньги, но их нет. ј в случае с фингаранти€ми деньги клиенту будут возвращены.

– Ќо это должно быть и на руку крупным игрокам, поскольку речь идет о замораживании внушительных сумм...

– Ёто не совсем так, потому что от 10 миллионов рублей замораживаетс€ сумма в пределах 1-6% – таков тариф на услуги банков и страховых фирм. я думаю, что большинство туроператоров, занимающихс€ международным туризмом, достаточно легко смогут это выдержать. ѕоэтому вр€д ли стоит св€зывать прин€тие закона с укрупнением игроков на рынке, это закономерный процесс.

Ќебольшие турфирмы, которые на массовых направлени€х имели блоки по 10-20 мест, начали уходить с рынка еще в 2005 году, потому что не могли конкурировать с более крупными игроками, прежде всего, за счет цены. ѕон€тно, что чем крупнее оператор, тем проще ему получить более выгодные услови€ от отелей, от авиакомпаний. ¬ результате, каждый из них начал искать либо свое направление, либо свою нишу: специализироватьс€ на событийном, образовательном, медицинском туризме. ѕоскольку крупному туроператору заниматьс€ группой в п€ть-шесть человек, которые решили поехать куда-нибудь на фестиваль, сложно: издержки выше.

– —читаетс€, что у крупного туроператора и внимани€ к клиенту меньше…

– Ёто несправедливое суждение. ¬се зависит от конкретной фирмы. Ќапример, к «“ез-туру» есть претензии, но по отношению к общему количеству клиентов их очень немного. ≈сли за это лето мы отправили в “урцию пор€дка 60 тыс€ч уральцев, то претензий было всего шесть-семь.

ѕроблема здесь несколько в другом. ѕо новому закону, ответственность за качество услуги несет туроператор, а за полноту предоставленной информации – турагентство. Ќо так как отменено лицензирование, туроператору сложнее гарантировать качество услуги, потому что договор с ним на приобретение тура может заключить любое юридическое лицо. »менно поэтому возникшие недоразумени€ с клиентами решаем сами и пр€мо на месте, чтобы человек вернулс€ довольный отдыхом. » естественно, стараемс€ работать с проверенными турагентствами.

– “о есть происходит закрепление розницы за туроператорами?

– Ёто должно быть в идеале, но пока нереально. Ќапример, как выгл€дит развитый туристический рынок за рубежом? ќн структурирован: средние и мелкие компании занимаютс€ нишевым туризмом, крупные – массовым.  рупные туроператоры – это вертикально интегрированные холдинги, контролирующие и создание продукта, и его продажу: они обладают собственными авиакомпани€ми, сет€ми отелей и турагентств. “аких фирм, естественно, очень немного, но все они способны предложить клиенту практически любое направление.

” нас пока крупные туроператоры не достигли такого уровн€ развити€, поэтому они не могут закрепить за собой розницу. јгентства, чтобы не потер€ть клиентов, вынуждены работать с несколькими туроператорами, поскольку они, как правило, еще немногопрофильны: с каким-то направлением работают, с каким-то – нет.

’от€, на мой взгл€д, тенденци€ к многопрофильности есть. “е, кто занималс€ одним-двум€ направлени€ми, идут на другие рынки. «“ез-тур» в их числе. Ќапример, мы достаточно долго специализировались на “урции. ѕотом по€вились “аиланд и ≈гипет, затем – »спани€, следом вышли на  арибский регион, в этом году предложили ћальдивы и Ўри-Ћанку, в будущем – рассчитываем выйти на греческий рынок. “о есть со временем мы станем полноценным оператором в западном понимании. ¬ целом, уровн€ развитости западного рынка услуг, € думаю, достигнем лет через восемь-дес€ть.

– ј не боитесь, что за этот период на российский рынок выйдут международные туроператоры?

– ќни уже вышли. Ќапример, такой гигант, как немецкий  «“уи», купивший пакет акций компании «ћостревэл». Ќо это пока не очень сказалось на рынке. ƒа, безусловно, «“уи» предоставл€ет «ћостревэлу» свои отели, но также предоставл€ет их и другим операторам, в том числе и нам.  роме того, у нас в стране очень своеобразные услови€ ведени€ бизнеса, поэтому иностранцам будет здесь непросто.

– ќдин из совладельцев «»нтуриста» как-то сказал, что туристический бизнес дл€ них неинтересен во многом потому, что у нас сложный рынок с очень сложным законодательством. ¬ы это имеете в виду?

– » это в том числе. ≈сли, например, вернутьс€ к тому же закону о фингаранти€х, то он просто недоработан. » в чем-то противоречит ¬оздушному кодексу, в чем-то – √ражданскому. ¬ результате, туроператор находитс€ в сложном положении. “ак, по ¬оздушному кодексу ответственность за задержку рейсов несет авиакомпани€, но по новому закону турист с этой проблемой обращаетс€ к туроператору, который, удовлетворив требовани€ клиента, должен потом вы€сн€ть отношени€ с авиакомпанией. Ќа мой взгл€д, это не совсем правильно.

ѕервым делом самолеты

– –аз заговорили об авиации, то насколько проблемы с ней вли€ют на развитие туристической отрасли? ¬з€ть, например, недавнюю ситуацию с „ел€бинским аэропортом, когда в нем монопольно присутствовала одна авиакомпани€...

– Ёто серьезно тормозило развитие рынка, потому что монополи€ сказывалась и на ценах, и на географии полетов. ¬се хот€т летать только по прибыльным направлени€м.

– —ейчас подобна€ ситуаци€ складываетс€ в « ольцово», вы на себе это уже ощутили?

– ѕока не сильно. “уристический рынок ≈катеринбурга в силу экономической развитости региона сам достаточно развит: он может предложить клиентам большое количество разнообразных программ.   тому же, благодар€ географическому положению области, он аккумулирует туристов не только со всего федерального округа, но даже из северного  азахстана и т.д. ѕоэтому авиакомпании сюда стрем€тс€ – и любому аэропорту это интересно, поскольку он зарабатывает деньги на каждом пассажире.

– ≈сть еще какие-либо ограничени€, которые мешают туроператорам развиватьс€? ƒопустим, осваивать новые направлени€, ту же ёжную јмерику?

– ёжна€ јмерика, к сожалению, пока массовым направлением стать не может. ¬р€д ли какой-либо из туроператоров в течение ближайших 10 лет сможет отправл€ть туда собственные чартерные рейсы со значительной частотой. Ёто длительный и очень дорогой перелет, поэтому желающих немного.

≈сли вз€ть уральский рынок, то уже интерес по€вилс€ к экзотическим направлени€м: ћаврикий, ћальдивы, ћалайзи€, Ѕали,  итай, ¬ьетнам и т.д. —держивает развитие этих направлений как массовых оп€ть авиаци€ – отсутствие дальнемагистральных самолетов. ѕроблема в том, что здесь их очень мало: все они сконцентрированы в ћоскве или ѕитере, а у нас по€вл€ютс€ по остаточному принципу. ¬ то же врем€ клиент стремитс€ именно к беспосадочному перелету: это, во-первых, удобнее, во-вторых, каждый взлет и посадка стоит больших денег, что значительно увеличивает стоимость тура.

– “о есть если сейчас в ≈катеринбурге по€витс€ дальнемагистральный самолет, туроператор сможет набрать людей на рейс?

– я думаю, сначала это будет три-четыре вылета за сезон, а постепенно они станут массовыми.   тому же в ёго-¬осточной јзии очень активно развиваетс€ турсектор, прежде всего, инфраструктура. ≈е неразвитость тоже €вл€етс€ сдерживающим фактором: сложно направлению стать массовым, если дл€ приема туристов есть всего 10-12 отелей. Ќо, € думаю, что за п€ть-дес€ть лет в ёго-¬осточной јзии инфраструктура достигнет нужного уровн€.

Ќе нужен нам берег турецкий?

– ¬ы можете спрогнозировать, какие направлени€ будут самыми попул€рными через дес€ть лет?

– ћне кажетс€, что спрос, помимо традиционного на “урцию, ≈гипет, јрабские Ёмираты, ≈вропу, “аиланд, будет смещатьс€ в сторону именно ёго-¬осточной јзии. ƒл€ многих это экзотика, на которую стоит посмотреть, потому что тот мир совершенно не похож на наш. ≈сли жизнь в ≈вропе нам пон€тна, то как живет ёго-¬осточна€ јзи€, €, например, пока себе слабо представл€ю.   тому же там не только интересна€ экскурсионна€ составл€юща€, там есть замечательные курортные зоны, допустим, в  итае это берег ∆елтого мор€ и остров ’айнань.

– —реди прочих вы назвали “урцию. ’от€ буквально год назад эксперты отметили на этом направлении спад, в качестве причин назывались проблемы с сервисом и отношение турков к русским туристам...

– Ќа самом деле отношение турков ничуть не изменилось: по-прежнему там русских ждут с радостью. ј проблемы с сервисом есть: рынок растет очень быстрыми темпами, поэтому возникает дефицит квалифицированных кадров. ќн присутствует на всех уровн€х, начина€ с низшего звена и заканчива€ топ-менеджерами отелей. ћы стараемс€ очень тщательно подходить к выбору гостиниц: одно из непременных условий – это контроль над сервисом. ≈сли его уровень нас не устраивает, и на наши замечани€ хотельеры не реагируют, то можем расторгнуть контракт даже в середине сезона.

„то касаетс€ спада, то в 2006 году он действительно был. Ќо вызвала его, на мой взгл€д, прежде всего, волна негативной информации в прессе о птичьем гриппе и терактах, котора€ к турецким зонам отдыха имела мало отношени€. ƒа, теракты там есть, но они происход€т не в туристических центрах, а в —тамбуле и јнкаре.

– Ќо ведь опасность все равно существует...

– ј где сейчас ее нет? Ќикто не застрахован от терактов в ћоскве, ≈катеринбурге, „ел€бинске. ¬ мире практически не осталось мест, где человек может чувствовать себ€ в безопасности. Ќу, разве что јнтарктида.

≈сли вернутьс€ к “урции, то уже в этом году поток не только восстановилс€, но и увеличилс€  и в количественном отношении, и в стоимостном. ƒопустим, в прежние годы пользовались спросом отели уровн€ три звезды, в нынешнем году многие клиенты спрашивали п€тизвездочные отели класса премиум. Ѕолее того, это тенденци€, котора€ видна и по “урции, и по ≈гипту: на отели уровн€ 4-5 звезд приходитс€ более 75% покупок.

– «“ез-тур» в свое врем€ выбрал “урцию как основное направление в св€зи с чем?

–  омпани€ была создана в 1994 году. ¬ тот период “урци€ была наиболее динамично растущим рынком, поэтому решили сосредоточитьс€ на нем. ƒолгое врем€ занимались только этим направлением еще и потому, что основатели «“ез-тура» по образованию инженеры-физики: они во главу угла поставили технологию и пока ее не отработали на одном направлении, на другие рынки не заходили. —ейчас по этому направлению мы занимаем лидирующие позиции. Ѕолее того, в “урции строим свою сеть отелей «јмара», пока их четыре, но будет больше. ѕодобное строительство начинаем в ≈гипте, затем будут рассматриватьс€ и другие страны.

– » все же, с точки зрени€ обывател€, “урци€ представл€етс€ такой дешевой разновидностью отдыха.  ак только человек становитс€ состо€тельнее, он выбирает ≈вропу и в “урцию уже не возвращаетс€.

– Ёто стереотип, потому что в “урцию едут и те, кто купил «гор€щую» путевку за 299 долларов, и те, кто за один тур выкладывает пор€дка 150 тыс€ч долларов. Ћюди разного достатка и разного социального положени€. Ќекоторые из них уже побывали в ≈вропе и решили, что дл€ расслабл€ющего отдыха лучше “урции ничего нет. «десь хорошее море, отлична€ погода, сервис all inclusive и, что еще очень важно, русскоговор€щий персонал. ¬едь не секрет, что у нас очень немногие могут изъ€сн€тьс€ на иностранных €зыках, а в европейских отел€х далеко не везде говор€т по-русски.

– » это вли€ет на выбор страны?

–  онечно. ћногие бо€тс€, что их речь никто не поймет или они не поймут чужую, поэтому кто-то выбирает —очи, а кто-то – “урцию как гораздо более качественный вариант, к тому же богатый достопримечательност€ми.

Russo turisto

– «ачем нужен туроператор в визовой стране, вроде бы пон€тно. Ќо зачем он нужен в стране, где визы не требуетс€? –азве нельз€ самосто€тельно съездить и отдохнуть так, как хочетс€?

– ћожно. ≈сть люди, которым претит организованный отдых. »м лучше съездить с меньшим комфортом, но зато по-своему. ќни самосто€тельно разрабатывают маршрут, бронируют билеты в авиакомпани€х и отел€х, но €вное большинство все-таки предпочитает массовый организованный отдых. — одной стороны, это дешевле. Ќапример, ценова€ разница между гостиничным номером, забронированным туроператором, и номером, который турист подыскивает себе по »нтернету, может составл€ть до 30%. Ѕолее того, в свободной продаже номеров может и не быть. — другой стороны, не надо заниматьс€ организацией собственного отдыха – дл€ многих это очень важно.

– ≈вропейцы планируют свой отдых заранее – это почти традици€, у росси€н такого практически нет. ѕочему?

– —ейчас культура отдыха начинает формироватьс€ и у нас. Ќо есть свои сложности, во-первых, в ≈вропе более жесткое трудовое законодательство по отношению к работодател€м, а в –оссии расписанного графика отпусков более, чем на год, нет практически ни у одной компании.

¬о-вторых, европейцы понимают, что чем раньше начнут планировать тур, тем больше будет вариантов. ” нас все более спонтанно, поэтому в сезон сами туристы страдают от того, что вынуждены отдыхать не в том отеле, где хотелось бы. —толкнувшись с этим, уже начинают бронировать туры за полгода.

¬-третьих, дл€ европейцев отдых – это об€зательна€ стать€ расходов. ” нас до сих пор деньги на него откладываютс€ по остаточному принципу. —начала копим на квартиру, машину, что-то еще, а потом, если останетс€, – на отдых. ѕоказательным был недавний бум потребительских кредитов, в период которого резко снизилс€ объем путешествий. ћы конкурировали уже не с турфирмами, а с агентствами недвижимости, автосалонами и магазинами бытовой техники. Ќо в последнее врем€ все больше людей понимают, что так жить нельз€, потому что, не отдыха€, можно себ€ загнать.  азалось бы, проста€ истина – чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать – до многих доходит только сейчас. » уже начинают думать, куда поехать отдохнуть – в местный санаторий, на юг, на восток или за границу.

– ” вас есть собственный рецепт отдыха, после которого хочетс€ на работу?

(”лыбаетс€). ¬ разные периоды по-разному.  огда хочетс€ солнца и мор€ (очень люблю плавать) еду в ту же “урцию.  огда нужны новые впечатлени€, выбираю экскурсионный отдых. ’очу съездить за экзотикой в —еверный “аиланд или  амбоджу.

– ¬ыезжа€ за границу, сталкиваетесь с устойчивым представлением о русском туристе как хамоватом и  невоспитанном типе?

(”лыбаетс€). —тереотип у иностранцев, конечно, существует. ¬ 90-е они видели в основном представителей определенных категорий – новых русских и «шопников». Ќо сейчас он размываетс€: за границу едут очень разные русские. » в большинстве стран такого предубеждени€ уже нет.