«ћавту» не дают «открытьс€»
" src=
" src=
 рупный дистрибутор алкогольной продукции в „ел€бинске решил судитьс€ с антимонопольщиками. «а последние две недели компани€ «ћавт-–итейл» (алкомаркеты «ћавт») была дважды уличена ”‘ј— в нарушении федерального закона (‘«) «ќ рекламе» и оштрафована на сумму 150 тыс€ч рублей. ¬разрез с ‘«, по мнению антимонопольщиков, идет размещение возле алкомаркетов «ћавт» вывески «ћы открылись!». “орговцы спиртным, в свою очередь, не согласны с позицией контролирующего органа – они не наход€т сообщение об открытии магазина рекламой. »нтересно, что схожие взгл€ды на этот счет высказывают и независимые эксперты. ѕо мнению некоторых специалистов в области лингвистической экспертизы, вывеску «ћы открылись!» можно восприн€ть как информационное сообщение или объ€вление. «ћавт-–итейл» сдаватьс€ не намерен и планирует отстаивать свои права в суде.

«—огласно статье 21 ‘едерального закона от 13 марта 2006 года №38-‘« «ќ рекламе», наружна€ реклама алкогольной продукции запрещена, – комментирует начальник отдела контрол€ за рекламой и недобросовестной конкуренцией управлени€ ‘едеральной антимонопольной службы по „ел€бинской области Ћюдмила √аличина. – ¬ соответствии с этим же законом магазины, специализирующиес€ на продаже алкогольных напитков, также не могут размещать атрибуты наружной рекламы. ¬ ином случае алкогольные ретейлеры нарушают российское законодательство. «акон оставил им только два способа рекламы своих магазинов: в периодических издани€х и при проведении промо-акций, но и то с некоторыми ограничени€ми».

ƒистрибутор алкогол€ с трактовкой закона о рекламе, сделанной чел€бинскими антимонопольщиками, категорически не согласен. «ќтношение антимонопольного органа к нам необъективно, – говорит заместитель генерального директора, совладелец ќќќ «ћавт-–итейл» јндрей «уев. – —пециалист, который занимаетс€ этим вопросом в чел€бинском ”‘ј—, считает себ€ верховным толкователем закона. ћы, в свою очередь, читаем тот же закон, но трактуем его иначе. ¬ результате мы слышим в ответ: «–еб€та, не умничайте. ¬ам выписали штраф – платите». ћы с этим не согласны и намерены доказывать свою правоту в суде. ѕо нашему убеждению, «ћы открылись!» – это просто информационное сообщение, к тому же рассчитанное на короткий срок действи€. ј если, например, мы разместим вывеску «ћагазин закрыт дл€ контрафактных товаров» – интересно, это будет рекламой нашего магазина или нет?».

«  сожалению, четких критериев в определении того, что можно считать рекламой, а что нет, не существует, – комментирует кандидат филологических наук (занимаетс€ научным исследованием в области лингвистической экспертизы) √алина »ваненко. – ¬ своей работе € сталкиваюсь с этой проблемой очень часто. ћногие вещи в законе не прописаны, нередко все упираетс€ в ключевые пон€ти€. ¬от, например, эссе – это художественный или публицистический стиль? Ётот жанр находитс€ на стыке. “ак и вывеска «ћы открылись!». — одной стороны, она выполн€ет функцию привлечени€ внимани€ к объекту рекламы (но тогда рекламой можно назвать любую вывеску и любое объ€вление), а с другой – размещена не с целью продажи рекламируемого объекта, ведь в широком смысле слова реклама – это действие, направленную на продажу».

«Ќадпись на вывеске «ћы открылись!» в пр€мом смысле рекламой не €вл€етс€, но скрытый элемент рекламы в ней, безусловно, присутствует, – продолжает √алина »ваненко. – “акую надпись можно восприн€ть как информационное сообщение. Ќапример, магазин находилс€ на реконструкции, и теперь владельцы просто сообщают о ее завершении. Ќикому не запрещено давать информацию о нахождении объекта в пространстве. ƒоказать, что данна€ вывеска была размещена с целью рекламы, очень сложно. ѕоэтому однозначного, категоричного ответа в данном случае быть не может».

«Ќаш магазин полгода был на ремонте, – подтверждает јндрей «уев. –  аким еще образом мы должны были сообщить люд€м о том, что алкомаркет открылс€?»

ќднако у антимонопольщиков свой взгл€д на эту ситуацию. ѕо мнению Ћюдмилы √аличиной, в данном случае следует вспомнить дев€тую статью закона «ќ защите прав потребител€» и вторую статью закона «ќ рекламе». «¬ них прописано, что об€зательной информацией €вл€ютс€ фирменное наименование, режим работы, юридический адрес и вывеска, – напоминает она. – ¬се, что кроме этого, считаетс€ дополнительной информацией и рассматриваетс€ как реклама. “о есть вывеску «ћы открылись!», расположенную на алкомаркете «ћавт», следует считать запрещенной рекламой, поскольку она не €вл€етс€ об€зательной и привлекает внимание к магазину, специализирующемус€ на реализации алкогол€».

ѕо словам г-жи »ваненко, в жанре объ€влени€ есть много пересечений с жанром рекламы. ѕоэтому алкомаркетам, размещающим р€дом со своими магазинами вывеску «ћы открылись!», не остаетс€ ничего другого, как настаивать на том, что это объ€вление. јнтимонопольный орган, в свою очередь, должен доказывать, что «ћы открылись» – это все-таки реклама.

« онечно, можно посмотреть на этот плакат с другой стороны, – рассуждает Ћюдмила √аличина. –  аждый магазин устанавливает график работы, сообща€ тем самым своим покупател€м о времени, когда можно сделать покупку. Ќо тогда раст€жка «ћы открылись!» на алкомаркете «ћавт» слишком большого размера дл€ обычного информативного листа, в такой большой раст€жке нет необходимости». ѕравда, с какого именно размера вывеску «ћы открылись!» следует считать рекламной, представитель чел€бинского ”‘ј—а сказать затруднилась, указав на то, что законом это не регламентируетс€.

¬ «ћавте» считают, что ”‘ј— предъ€вл€ет к ним необоснованно завышенные требовани€. «јриант» тоже пишет везде «ћы открылись!», но антимонопольный орган к ним претензий не предъ€вл€ет, ссыла€сь на то, что эта компани€ торгует не только алкоголем. Ќо ведь алкогольную продукцию он тоже распростран€ет!», – говорит г-н «уев. «¬ывеску «ћы открылись!» не следует рассматривать как наружную рекламу алкогольной продукции, запрещенную законодательством. —корее, это информационное сообщение об открытии магазина, – считает исполнительный директор винного холдинга «јриант» ёрий ќдинцов. – ѕо моему мнению, запрет рекламы алкогольных напитков – это не то, на что необходимо было обратить внимание при прин€тии закона «ќ рекламе». «акон был прин€т из-за злоупотреблени€ людьми спиртными напитками, а злоупотребление происходит из-за отсутстви€ культуры потреблени€. ¬место того чтобы запрещать рекламу алкогол€, необходимо было, на мой взгл€д, перевести ее в другое русло, чтобы она перевоспитывала тех, кому важен результат, а не процесс пити€ ».