Бизнес Борис Токарев, вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты: «Безграмотность наших бизнесменов в вопросах защиты интеллектуальной собственности просто поражает!»

Борис Токарев, вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты: «Безграмотность наших бизнесменов в вопросах защиты интеллектуальной собственности просто поражает!»

Те, кто сотрудничают с Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, знают: если за дело отвечает Борис Васильевич Токарев – подход будет не формальный, а очень заинтересованный и глубокий. Нет в нем чиновничьей чванливости и снобизма, зато всегда вы встретите компетентную оценку, желание составить свое собственное представление о предмете разговора и очень конструктивный подход ко всему, чем он занимается. Любит бывать в области, знает исторические места Троицка, Каслей, юга области не хуже местных старожилов. Интеллигент и интеллектуал. Естественно, что в Южно-Уральской торгово-промышленной палате курирует вопросы инноватики.

Инноватика без громких результатов

Борис Васильевич, по образованию вы инженер, эта жилка в вас жива до сих пор. Она, наверное, и определила вашу судьбу?

– Я достаточно долго проработал конструктором, и мне всю жизнь было интересно заниматься изобретательской и связанной с ней патентно-лицензионной деятельностью. В эту тему я вжился, и без нее сложно представить свою жизнь. Поэтому данное направление стало одним из приоритетных в деятельности палаты. Так, десять лет назад мы создали Центр интеллектуальной собственности. Все это время он остается первым в системе торгово-промышленных палат России.

Как вы оцениваете ситуацию с поддержкой изобретательства и инноватики в современной России?

– По сравнению с советскими временами, когда существовал Государственный комитет по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР, статус нынешнего Роспатента при Министерстве образования и науки значительно упал. Хотя в стране есть положительная динамика по количеству подаваемых заявок и получаемых патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Но громких результатов сегодня нет. И если сравнивать темпы роста подаваемых заявок на изобретения в России нашими и зарубежными заявителями, то мы явно проигрываем.

Если оценивать качество патентов по степени их коммерциализации, то и здесь мы уступаем зарубежным патентообладателям, причем в разы! Причин много. Это и недостаточное стимулирование изобретательской деятельности, и двусмысленная позиция государства в вопросе финансирования программ поддержки инновационной деятельности. С одной стороны, такие пункты в государственных программах разного уровня есть, с другой – их наполняемость реальными деньгами оставляет желать лучшего.

Патентные барьеры Таможенного союза

В сложных экономических условиях мы живем два десятилетия. И тем не менее в нашей области есть предприятия, которые вопреки всему занимаются инновационными разработками и их внедрением. Вы можете назвать наиболее интересные предприятия – «маяки» в этом смысле?

– Такие предприятия есть, их успешность определяет рынок, который голосует за их продукцию рублем. Среди них могу назвать челябинское предприятие «Метран», миасское ГРЦ «Вертикаль». Оба эти предприятия развивают инновационные направления в кооперации с американскими фондами. «Вертикаль» делает оборудование для альтернативной электроэнергетики. Эта продукция идет на рынок США, там заказчик требователен, поэтому продукция выпускается высокого качества. В этом списке, конечно, миасская компания «Сонда Текнолоджи», которая производит системы идентификации. Перечисленные предприятия много поставляют за рубеж и знают о том, что свою инновационную продукцию нужно патентовать. Чтобы в один прекрасный момент не оказалось, что кто-то опередил и получил патентную защиту на свое имя на те технические решения, которые содержатся в этой продукции, тем самым заблокировал наш или зарубежный рынок сбыта.

Родился в 1941-ом году в Оренбурге. Технические наклонности привели на автотракторный факультет ЧПИ (теперь ЮУрГУ), затем на ЧТЗ, где в СКБ-2 занимался разработкой боевой машины пехоты. Позже работал в проектно-конструкторском бюро, затем перешел в систему Государственного комитета по делам изобретений и открытий. С 1991 года начал работать во «Внешэкономсервисе» – структуре, на базе которой в 1992 году и создавалась ЮУТПП.

Почему об этом знает весь мир, и не знают многие наши компании?

– Потому что львиную долю нашего экспорта составляют трубы, металл, которые, как правило, не содержат патентоспособных решений. Если это какая-то техника, то все технически значимые решения, которые использованы в ее конструкции, имеют настолько давний срок, что даже если они когда-то и имели патенты, сегодня их действие истекло. Понятно, что в США свою продукцию поставляют немногие. Но возьмем Белоруссию и Казахстан – партнеров в этих странах имеет уже достаточно большое количество наших предприятий. И сегодня при заключении очередной сделки их может ждать большая неожиданность. Совместно с Россией эти государства входят в состав Таможенного союза. Да, таможенный барьер ликвидируется, но в каждой из этих стран существует свое патентное законодательство, и действуют свои патенты. А это значит, что прежде чем вы заключите контракт с компаниями из этих стран, вам стоит проверить на патентную чистоту хотя бы ваш товарный знак, под которым вы выходите на их рынок, не говоря уже о продукции. А также желательно обеспечить комплексную патентно-правовую защиту в отношении всех видов промышленной собственности.

К патентоведу, как к врачу, лучше вовремя

В вашей практике есть примеры, когда южноуральские поставщики оказались в ситуации, когда их бренд был запатентован другими лицами на территории другой страны?

– Такие примеры есть. Просто не хочется лишний раз напоминать тем компаниям, которые обратились к нам после того, как это с ними случилось, а не до неприятной для них ситуации. Это происходит в случае, что называется, злого умысла: некто, не обремененный понятиями о порядочности, просто патентует ваши инновации или товарный знак. Бывают другие ситуации, когда российский партнер, безгранично веря своему зарубежному контрагенту, чаще всего дилеру, предоставляет право распоряжаться товарным знаком на многие годы. Долгой дружбы в бизнесе практически не бывает. И если ты отдал права на свой товарный знак партнеру на значительный срок, но через несколько лет желание работать с ним у тебя пропало, ты будешь вынужден выкупать у него обратно свой же товарный знак. И такие случаи есть.

В этом плане нужно быть осторожными с китайскими партнерами. Они любят регистрировать чужие товарные знаки на себя. Чтобы этого не произошло, людей надо учить патентной грамотности. И мы помогаем в этом нашим предпринимателям. Довольно часто проводим бесплатные курсы! Недавно организовали такие для заинтересованной аудитории в Троицке. Пригласили изобретателей, юрисконсультов компаний, работников патентно-лицензионных служб, работников администраций из Южноуральска и Пласта. Три месяца назад аналогичную учебу провели в Усть-Катаве. Что поражает – немногочисленность заинтересованной аудитории! Это свидетельствует о непонимании значимости вопроса и совершенной недальновидности! Может быть, исключением будут бесплатные курсы, которые мы организуем для всех желающих в конце сентября в Южно-Уральской торгово-промышленной палате.

Как, на ваш взгляд, нужно решать эту проблему?

– Я сторонник системного подхода. Поэтому учить людей понимать важность защиты интеллектуальной собственности нужно со школы. Разумеется, в вузах усилить подготовку по этой теме и технических специалистов, и будущих юристов. Ведь что происходит сейчас? При проведении конкурсов под эгидой солидных фондов и министерств – от городских до федеральных – подход к оценке поданных заявок достаточно формальный! Если у тебя есть патент, значит ты получаешь преимущество. Причем неважно, на что тебе выдан этот патент. Ты можешь придумать новый двигатель, а можешь замок к багажнику. Объективно ценность этих патентов разная, но конкурсная комиссия, как правило, не вдается в такие «дебри». Есть еще один момент, который не учитывается при оценке конкурсных заявок. К сожалению, они не проверяются на патентную чистоту. Другими словами, не выявляется патентная уязвимость данной продукции.

Зачем нужна патентная чистота

Борис Васильевич, чем отличаются понятия патентная чистота и новизна?

– Термин «новизна» используется, когда речь идет об усовершенствовании каких-то объектов техники. Есть новые признаки, есть технико-экономический или иной эффект, вместе с тем это не гарантирует того, что я использовал все признаки ранее запатентованного решения. Мне на это выдали патент, но я его не могу использовать без разрешения владельца оригинального изделия. А понятие «патентная чистота» характеризует не отличие, а совпадение признаков с ранее запатентованными решениями. По идее, инженер, который ставит перед собой какую-то техническую задачу, должен знать, какие технические решения на эту тему уже запатентованы.

А у него сегодня есть такая возможность?

– А это другой, не менее интересный вопрос! Раньше такая возможность была, поскольку публичная библиотека получала реферативные журналы «Изобретения стран мира». Сегодня у библиотеки нет таких возможностей. Нет полной информации на эту тему и в Интернете. Годовая подписка на такое издание стоит около 5 миллионов рублей. Ясно, что наша библиотека не подписывается на него. И сегодня в Челябинске сложно провести проверку на патентную чистоту. Если ты собираешься поставлять продукцию в Россию – это проще. А если планы далеко идущие – вам прямая дорога в Москву.

Какой выход?

– Сейчас Министерство экономического развития области работает над очередной программой поддержки инновационной деятельности. От ЮУТПП мы внесли предложение, чтобы за счет областного бюджета профинансировать подписку на такие издания по всем тематическим группам и разместить ее в фондах областной универсальной научной библиотеки. Также мы предложили компенсировать предпринимателям затраты, которые они понесли, осуществив проверку своей продукции на патентную чистоту, за счет бюджетных средств. И наше предложение было принято. И еще одна наша инициатива получила положительную оценку Министерства экономического развития области. Речь идет о компенсации части затрат, связанных с зарубежным патентованием, за счет бюджетных средств. Могу обрадовать наших изобретателей: на 2010 год средства на последние два предложения выделены!

Истоки бренда – в истории и традициях

Сегодня губернатором поднимается вопрос о создании бренда области и брендов наших малых городов.

– Я убежден, что исходной точкой для создания брендов городов нашей области должна стать их история и традиционные промыслы и производства, которыми эти города всегда славились. Златоуст, Касли – изделия из металла, Миасс – из камня. Необходимо создать механизм продвижения наших брендов. Почему не открыть в Каслях филиал музея атомного оружия из соседнего Снежинска? Это сделает город более привлекательным для туристов. Почему к 120-летию начала строительства Транссиба (в 2011 году. – Прим. автора), который начинался в Златоусте, не организовать совместно с Южно-Уральской железной дорогой акцию? К примеру, отправить до Владивостока старый вагон, организовать в нем музейную экспозицию и демонстрировать ее на всех крупных остановках!

А что вы думаете о продвижении бренда Челябинска и области в целом?

– Я считаю, что предстоящий юбилей города – 275-летие – нужно отметить не только фейерверком и приглашением звезд шоу-бизнеса. Можно провести солидную конференцию, пригласить политиков, экономистов, инвесторов, привлечь внимание к городу и области совсем на другом уровне. И, конечно, областному центру необходим конгрессно-выставочный центр. Те площадки, которые сегодня используются для больших мероприятий, не соответствуют современным требованиям для проведения мероприятий такого уровня.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления