Бизнес Михаил Беркович, директор МУП ДС «Юность»: «Большой хоккей возвращается в «Юность»

Михаил Беркович, директор МУП ДС «Юность»: «Большой хоккей возвращается в «Юность»

Слова «Дворец спорта «Юность» последние четыре года мало что говорят большинству челябинцев. Есть, мол, такое здание хитрой советской архитектуры. Там выступают залетные звезды, можно на очередной выставке неожиданно ухватить нужную вещь и... пожалуй, всё. Мало кто вспоминает, что когда-то дворец полностью отвечал своему названию и был настоящей хоккейной Меккой. Но вспомнить придется: с 10 июля «Юность» возвращается в большой хоккей, здесь начинаются тренировки команды «Челмет» (бывший «Мечел»). О связанных с этим трудностях и перспективах развития одного из старейших в городе спортивных сооружений рассказывает директор МУП «ДС «Юность» Михаил Беркович.

– Михаил Феликсович, в последний год само слово «Юность» у всего города прочно ассоциируется с автовокзалом. Каково вам как руководителю спортивного комплекса делить помещения с транспортной структурой?

– Вполне комфортно. Объяснять долго, но, если вкратце, автовокзал стал первым вестником перемен. А главное – возвращение дворца спорта в большой хоккей – уже, слава богу, не за горами. Тут надо пояснить: до 2008 года, пока тренировки ХК «Трактор» проходили в нашем дворце, «Юность» как муниципальное предприятие себя вполне оправдывало. Баланс учреждения из года в год был положительным. Понимаю, что поклонников хоккея финансовые вопросы волнуют мало, им важнее красивая игра, но тут все взаимосвязано: мы получали от «Трактора» деньги, на которые содержали и развивали помещения, необходимые для плодотворных тренировок команды. С уходом хоккейного клуба на новую ледовую арену мы потеряли около 40 процентов привычного ежегодного бюджета. «Юность» моментально скатилась в «минус», и все последующие годы нам приходилось изворачиваться как только можно, чтобы удержать дворец на плаву.

– То есть приход «Челмета» для вас — это возвращение к былому материальному благополучию?

– Скорее, это повод для гордости: несмотря на появление в городе новых тренировочных площадок, той же ледовой арены «Трактор», «Юность» по-прежнему востребована большим спортом. «Челмет» сегодня выступает как филиал «черно-белых», команде предстоит играть в Высшей хоккейной лиге на нашей площадке, так что уже это налагает на «Юность» огромную ответственность. Зато матчи Высшей хоккейной лиги – это возвращение к старому имиджу учреждения, новые посетители, внимание общественности. Все это очень полезно для развития! Но если возвращаться к доходам, то панацеей «Челмет» не станет: официально они для нас обычные арендаторы помещений и льда.

– И все же, как жила «Юность» четыре года вне хоккея?

– Несмотря на уход «Трактора» в 2008 году, наша площадка оставалась очень востребованной. Арендаторы готовы снимать ее с шести часов утра, простоев льда просто не бывает! Другое дело, что значительную часть времени, которое могло бы быть продано по коммерческим расценкам, мы отдаем спортивным школам – школе имени Макарова, школе фигурного катания «Тодес». Хотя в нынешние времена МУПы должны зарабатывать себе на хлеб самостоятельно, то есть мы обязаны заниматься коммерцией, но просто выгнать детей, юных спортсменов, или установить для них реальные расценки нельзя. Пафосно это звучит или нет, но раз мы называемся – «Юность», значит, должны поддерживать юных! В итоге 2008-2010 годы оказались для нас убыточными. Ежегодное содержание дворца – то есть работы по поддерживанию его в прежнем состоянии, зарплата персоналу, коммунальные платежи и прочие расходы – составляет около 40 миллионов рублей. В небольшой плюс мы смогли выйти только в 2011 году, с открытием автовокзала в наших невостребованных помещениях. Все это время стабильный доход приносили организация концертов и других массовых мероприятий, коммерческие выставки – но за их счет резко увеличить прибыли мы не можем. В частности, еще и потому, что, повторюсь, у нас занимаются спортом дети, которым всегда отдается приоритет. Регулярно нам приходится отказывать готовым платить арендаторам, например, организаторам выставок. А сопутствующий бизнес – те же киоски быстрого питания – погоды, сами понимаете, не делают. Так выкручиваться приходилось постоянно.

– А автовокзал подарил «Юности» положительный баланс? Звучит удивительно, особенно если учесть, что в городе перенос автостанций вызвал летом 2011-го скорее негативную реакцию.

– Понимаю горожан, для них такой резкий переход наверняка стал шоком. Вдобавок первые недели после переезда автовокзала к нам кассы работали в застекленном помещении на втором этаже, не приспособленном под пропуск такого количества народа. Но Дворец спорта от переноса выиграл. В цокольных помещениях площадью примерно тысяча квадратных метров, с уходом «Трактора» нами никак не задействованных, было необходимо провести реконструкцию. И учредители нового автовокзала ее сделали! Туалетные помещения, со дня моего прихода на должность вызывавшие немало нареканий у посетителей «Юности», сегодня заменены по всему дворцу спорта. Подведены новые коммуникации, оснащен зал ожидания, даже первоначальная временная «стекляшка» получила новый кондиционер – словом, отошедшие транспортникам площади полностью переоборудованы! При этом размещение в нашем цоколе автовокзала, несмотря на опасения многих горожан, на условия работы в самом дворце никак повлияло. Даже наоборот, тренирующимся у нас спортсменам – и взрослым, и детям – стало удобнее, потому что появилась просторная парковка и и в самом дворце улучшились условия быта. А для руководства дворца, и для меня в том числе, появление автовокзала стало каким-то толчком, после которого появилось множество мыслей о развитии «Юности», о новых перспективах. Некоторые из них, кстати, уже реализованы или готовятся к претворению в жизнь.

– Какие же, например?

– Например, мы долгие годы упускали из виду, что дворец спорта оборудован собственной котельной, то есть мы не зависим от теплосетей и, более того, сами можем отапливать соседей. Пожалуй, мощностей «Юности» хватит, как минимум, на жилой микрорайон. Итогом таких размышлений стало заключение осенью прошлого года договора на отапливание развлекательного центра «Мегаполис». А это уже новая статья дохода и при этом ясно видны перспективы: технически мы готовы обеспечивать теплом как минимум еще один такой же развлекательный центр! От тепла в последние месяцы мысли перекинулись на энергетику: если оснастить дворец своей мини-теплоэлектростанцией, экономический эффект будет потрясающим! Из тех самых 40 миллионов, уходящих на содержание «Юности» каждый год, примерно 12 миллионов – это как раз электричество. То есть, поставив свой источник энергии, мы начнем экономить эти самые 12 миллионов, а высвободившиеся средства можно будет пустить хотя бы на увеличение комфортности комплекса для посетителей. В свете предстоящего чемпионата ВХЛ это особенно важно, а вопрос с электростанцией должен решиться буквально в течение месяца. Кроме того, есть планы на цокольные помещения с выходом на реку. Это площади, по планировке зеркальные тем, что сегодня занимает автовокзал. Сейчас они не востребованы. Но здесь можно оборудовать прекрасный спортзал, поставить тренажеры для игроков «Челмета». А поскольку хоккеисты все равно будут занимать спортзал не так уж часто и плотно, то, если разбавить их специфическую спортивную технику тренажерами для ОФЛ, то цоколь наверняка станет востребован и простыми гражданами. Тут главное – решить вопрос с раздевалками. «Юность» возводилась в советские времена, когда нынешнего трафика посетителей просто не предполагали, так что планировка дворца при решении современных задач – камень преткновения. Если решение по тренажерному залу будет принято – а это вопрос буквально ближайших дней – сразу начнутся работы по реконструкции помещений, установке систем вентиляции, созданию современной входной группы.

– Вы оговорились, что, в первую очередь, будущая «тренажерка» предназначена для хоккеистов «Челмета». Но ведь команда приходит в «Юность» буквально «с корабля на бал»: в июле начинаются тренировки, а уже в сентябре – первые матчи. Готов ли дворец к принятию чемпионата высокого уровня?

– Мы готовимся. Скажу не хвастая, ДС «Юность» – для Челябинска и Урала вообще уникальное сооружение по своим акустическим качествам, освещению, вместимости. Но подтянуться придется и нам. Руководство ХК «Трактор» в мае передало дворцу список требований к площадкам для проведения матчей ВХЛ, так что «Юности» срочно приходится осовремениваться, причем за свой счет. Сейчас идет монтаж нового светового оборудования, готовимся к установке техники для теле- и онлайн-трансляции игр. Честно признаюсь, эти улучшения могут «съесть» весь наш финансовый запас. Но, считаю, болельщики останутся довольны. Может быть, на первый взгляд изменения и не будут заметны, но уже к сентябрю ледовая арена «Юности» будет соответствовать всем сегодняшним стандартам. А в ближайшей перспективе – в течение лета – замена еще и кресел на зрительских рядах. Вот эту новинку, уверен, заметят все! Шутка ли – 3300 кресел во всех секторах и ложах! В течение месяца заменим кресла центрального сектора – около тысячи мест. Наши партнеры – тот же автовокзал, да и администрация Челябинска – обещают посодействовать, надеюсь, уже в течение месяца начнутся монтажные работы на трибунах. Так что новый сезон Высшей хоккейной лиги дворец встретит во всеоружии!

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления