Бизнес В области грядет передел алкогольного рынка?

В области грядет передел алкогольного рынка?

Проект постановления губернатора о дополнительных ограничениях в продаже алкогольной продукции, увеличивающий минимальные размеры магазинов до 100 квадратных метров, общественники признали одиозным и непроработанным. Челябинская организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» уже направила письмо на имя губернатора Михаила Юревича, в котором обозначила слабые стороны документа – предпринимателям не дают времени на то, чтобы подготовиться к резким изменениям, не ясна ситуация с действующими лицензиями.

7 августа на сайте регионального министерства сельского хозяйства появился проект постановления губернатора «Об установлении дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Челябинской области». Это еще не утвержденный документ, поэтому общественные организации предпринимателей призывают обратить на него особое внимание. Причем сделать это нужно не только тем, кто занят в профильной сфере, но и его авторам, так как последствия принятия законопроекта, по мнению общественников, могут быть самыми плачевными для малой розничной торговли.

Итак, ключевым новшеством проекта является увеличение минимальных размеров торговой и складской площадей для магазинов в Челябинске и Магнитогорске, реализующих алкогольную продукцию, – с 50 до 100 квадратных метров. Однако предлагаемое нововведение не коснется продавцов пива и пивных напитков – для них размерные требования не изменятся.

Еще один пункт проекта – запрет на торговлю алкоголем во время проведения массовых праздничных мероприятий. Оговаривается список таких праздников: 1 мая, День победы (9 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День России (12 июня), День молодежи (27 июня), День металлурга (третье воскресенье июля), День знаний (1 сентября), День города, День народного единства (4 ноября). Планируется, что торговля спиртным будет запрещена в течение трех часов до начала и после праздника, а также во время его проведения. «Запрет распространяется на торговые объекты, расположенные на расстоянии до одного километра от места проведения мероприятия», – уточняется в проекте постановления.

Оценивая данный проект, председатель совета Челябинского областного отделения «Опоры России» Александр Калинин высказывает мнение, что документ не проработан – возникает масса вопросов по ряду пунктов. Например, как замерять радиус в один километр – от какой точки? И почему выбраны именно эти праздники – список может быть и другим?

Однако гораздо больше вопросов возникает к увеличению минимальной площади торговых точек. «Во-первых, если мы декларируем борьбу с пьянством, то почему разрешаем торговать пивом? – указывает на очевидное несоответствие г-н Калинин. – Кроме того, как быть с теми лицензиями, которые были получены предпринимателями ранее и действительны в течение пяти лет? Где тот переходный период, то время, за которое предприниматели смогут подготовиться к возможным изменениям? Наконец, почему столь резкое и одномоментное ужесточение требование к площадям – в два раза?».

По оценкам экспертов челябинской «Опоры России», 50% небольших продуктовых магазинов как раз расположены на площади менее 100 квадратных метров, большинство из них не сможет увеличить территорию, при этом у каждого из них есть договоры поставки, кредиты, купленное оборудование, наконец, сотрудники, которые будут уволены. «Есть и еще один момент, – добавляет собеседник сайта. – Как правило, в таких магазинах представлены местные производители продуктов питания, и если они закроются, сократится сбыт областных товаропроизводителей».

В то же время Александр Калинин признает, что формат торговли будет меняться – в сторону укрупнения, но такие изменения должны быть постепенными, предпринимателям нужно время, чтобы разобраться в ситуации и переориентировать бизнес. Как только уничтожат малую легальную торговлю, на ее месте появятся нелегальные точки продаж, а с ними поддельные акцизные марки, продажа несовершеннолетним и так далее.

По словам руководителя челябинского отделения «Опоры России», 15 августа на заседании общественного координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Челябинской области, в котором приняли участие «Деловая Россия», ЮУТПП, «Союз женщин-предпринимателей», «Профсоюз представителей малого и среднего бизнеса» и другие организации, было высказано общее мнение, что документ не проработан и приведет к переделу рынка, а не к уменьшению потребления алкоголя. «Складывается впечатление, что этот документ – результат лоббирования крупных продуктовых сетей, куда, собственно, и направится в дальнейшем поток покупателей, – уверен г-н Калинин. – Однако если мы боремся за здоровье нации, нужно не только решать вопрос ликвидации шаговой доступности алкоголя, но и работать со спросом, запуская антиалкогольные проекты с участием узнаваемых лиц».

На фоне такой непроработанности проекта Александр Калинин высказывает удивление, почему ни «Опору России», ни других общественников не пригласили к участию в комиссии, которая разрабатывала документ.

«Что касается работы комиссии, то прежде всего в нее входят те, кто непосредственно готовит проекты постановлений и отвечает за соответствие текстов будущих документов действующему законодательству: представители главного правового управления областного правительства, министерства экономического развития, так как они касаются сферы развития бизнеса, и так далее, – рассказывает министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. – Проект, касающийся изменений условий работы тех, кто в розницу реализует алкогольную продукцию, были направлены в три общественные организации: «Опора России», «Союз рестораторов Челябинска» и «Уральская федерация содействия бизнесу».

Кроме того, по словам г-на Сушкова, согласно областному закону правовые акты, затрагивающие интересы предпринимателей, обязательно выносятся на общественное обсуждение. «Поэтому любые проекты документов были направлены в общественные организации с просьбой высказать экспертное мнение. Такое же право представить свое мнение имеют любые другие организации. Самые активные участники обсуждения приглашаются на заседание комиссии», – резюмировал чиновник.

Добавим, что в настоящее время министерство экономического развития разрабатывает новую методику оценки регулирующего воздействия проектов областных нормативных актов, затрагивающих отношения, участниками которых являются субъекты предпринимательской деятельности. Это делается, чтобы избежать введения дополнительных административных барьеров, необоснованных денежных сборов и так далее.

В свою очередь, индивидуальный предприниматель Вера Лихобаба (Магнитогорск) уверена, что подобные проекты носят безальтернативный характер. «Постановление, касающееся увеличения площади, не дает временного ресурса, сразу режут, – объясняет свое мнение собеседник сайта. – Закон должен быть во благо для всех, если это не так, то это плохой закон».

По словам г-жи Лихобабы, если таким образом власти намерены бороться с алкоголизмом, то начали они не с того конца. «Прежде всего нужно культивировать ценности семьи, здоровья и красоты, – считает предприниматель. – Если молодежи будут прививать эти ценности, проблем с алкоголем не будет».

«Так или иначе, но должны быть прописаны сроки и процедуры, – заключает Александр Калинин. – Если вводить столь резкие изменения, они станут кризисными для малой розничной торговли».

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления