Бизнес Электрички дали задний ход

Электрички дали задний ход

Операторы пригородного сообщения сокращают объем перевозок в Челябинской области. Вслед за «Башкортостанской пригородной пассажирской компанией» о своем намерении отменить электрички по ряду маршрутов на Южном Урале на этой неделе заявила «Свердловская пригородная компания». В компании сообщили, что не получают от региона компенсацию выпадающих доходов, которые за семь месяцев этого года достигли почти 200 миллионов рублей. Власти заявили, что регион готов оплачивать проезд льготников в пригородном транспорте, а не покрывать все убытки железнодорожников, деятельность которых организована недостаточно эффективно. Эксперты говорят о том, что такая ситуация характерна для всей России: регионы отказываются оплачивать убытки пригородных компаний, а те в свою очередь урезают маршрутную сеть.

На этой неделе разгорелся конфликт между железнодорожниками и областными властями. Представители «Свердловской пригородной компании» заявили о сокращении объема перевозок в Челябинской области в связи с тем, что не получают из регионального бюджета денег на покрытие убытков. Как сообщили в пресс-службе ОАО «Свердловская пригородная компания», с 5 сентября на территории Южного Урала прекратят курсировать 10 электричек.

«За семь месяцев 2012 года выпадающие доходы по факту поездок в Челябинской области составили более 196 млн 603 тыс. рублей. С начала 2012 года уровень покрытия убытков со стороны правительства Челябинской области составил ноль процентов. Таким образом, выполняя заказ администрации Челябинской области, предоставляя услуги по перевозкам, ОАО «СПК» не получала возмещение выпадающих доходов, накапливая задолженность за аренду подвижного состава и выплату заработной платы локомотивным бригадам», – говорится в заявлении компании.

Напомним, что месяц назад решение о сокращении количества электропоездов, курсирующих по территории Челябинской области, приняли в башкортостанской пригородной компании. Причина также заключается в недостаточном объеме предусмотренных для перевозчика субсидий.

По данным управления транспорта министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в 2012 году на покрытие убытков от пригородных перевозок в бюджете области предусмотрено 100 миллионов рублей. Из этой суммы 97,3 миллиона рублей получит «Свердловская пригородная компания», а 2,7 миллиона рублей – ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». Суммы были распределены пропорционально объему перевозок, львиная доля которых приходится на СПК. В Башкортостанской пригородной компании посчитали, что объем компенсации занижен в десять раз. «Реально убытки от перевозок достигают 24 миллионов рублей. В сложившейся ситуации при отсутствии конструктивного диалога и реальных решений со стороны администрации Челябинской области ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» будет вынуждена сократить составность пригородных пассажирских поездов и маршрутную сеть на территории региона», – говорилось в заявлении «Башкортостанской пригородной пассажирской компании».

В правительстве региона считают, что пригородные перевозчики перекладывают убытки от своей неэффективной работы на областной бюджет. Власти Челябинской области готовы оплатить расходы пригородных компаний на перевозку льготных категорий пассажиров, но не покрывать все их убытки – так прокомментировал конфликт с перевозчиками первый вице-губернатор Олег Грачев.

«Эта тема актуальна для всей России, за исключением нескольких регионов, – отметил Олег Грачев. – Нам предъявляют претензии свердловская и башкирская пригородные компании. В областном бюджете на покрытие убытков предусмотрено 100 миллионов рублей. Между тем нам уже сейчас выставляют цифру 196 миллионов. Чем она обоснована? Мы считаем, что к организации перевозок структуры РЖД подходят не совсем заинтересованно. Наполняемость вагона составляет всего 15-20 человек, в то время как он рассчитан на 100 пассажиров. Кроме того, никто не работает с безбилетниками, не создает привлекательности этого вида перевозок».

Первый вице-губернатор заявил, что специалисты финансовой сферы уже посчитали экономическую составляющую пригородных перевозок и пришли к выводу, что тарифы необоснованно завышены в несколько раз. «Есть определенная категория льготников – они посчитаны. Поэтому перекладывать все убытки на плечи властей Челябинской области и придавать этому политическую окраску мы считаем некорректным», – добавил Олег Грачев.

В свою очередь директор «Свердловской пригородной компании» Евгений Савостин напомнил, что именно правительство региона выступает заказчиком пригородных перевозок и утверждает маршрутную сеть. «Так как правительство Челябинской области согласовало ОАО «СПК» маршрутную сеть на 2012 год, то претензии в неэффективности организации пригородных перевозок могут предъявить только себе», – сказал он. По словам Евгения Савостина, власти изначально понимали, что денег не хватит, так как финансирование на 2012 год было снижено, а маршрутная сеть осталась без изменения. Он также отверг обвинения в том, что пригородные компании «перевозят воздух».

«С января 2011 года по настоящий период ОАО «СПК» подняла средний показатель населенности вагонов с 12% почти до 23%. В июле этот показатель на данных направлениях составил 22,54%. Стоит особо подчеркнуть, что 23% населенности – это средний показатель по всей России», – сказал Евгений Савостин.

«Действительно, это средний показатель наполняемости электричек», – подтвердил директор ООО «Пермский экспресс» (независимый железнодорожный перевозчик – Прим. авт.) Александр Ширяев. «В нашем регионе стабильная ситуация с перевозками, возможно, потому что маршрутная сеть уже оптимизирована. Что касается совета по минимизации расходов, то единственный способ это сделать – не ездить вообще. Мы платим аренду РЖД, платим за пользование инфраструктурой. И что из этих расходов можно сократить, непонятно», – прокомментировал Александр Ширяев.

По мнению директора ООО «Кэмп», эксперта в сфере транспортных перевозок Якова Гуревича, в данной ситуации неправы обе стороны. «Во-первых, во всем мире пригородный транспорт дотируется для того, чтобы у населения был альтернативный и экономически выгодный способ перемещения. Во-вторых, пригородные компании действительно управляются неэффективно, их расходы непрозрачны. К появлению убытков также ведет отсутствие современного подвижного состава», – говорит Яков Гуревич. Он указывает, что с проблемой пригородных перевозок столкнулись по всей стране, и связывает это с отсутствием системного подхода к развитию пригородного железнодорожного сообщения. «Для начала должно быть понимание, что пригородные перевозки нужны, у нас же такого понимания, похоже, нет», – говорит эксперт.

Отметим, что ОАО РЖД в сентябре 2012 года начинает массовое сокращение электричек, которое коснется сотен маршрутов по всей стране. По данным компании, только за первое полугодие регионы задолжали своим операторам около пяти миллиардов рублей. Общий долг операторов перед РЖД при этом составляет около 30 млрд рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления