Бизнес «Малышам» разрешили наливать

«Малышам» разрешили наливать

На Южном Урале пока не стали ужесточать правила продажи алкоголя – проект, предусматривающий запрет на реализацию алкоголя в магазинах площадью менее 100 квадратных метров, отклонен. Отрицательные заключения дали сразу три ведомства. Причины – противоречие федеральному законодательству и ограничение конкуренции. Эксперты Chel.ru считают, что атака на розницу продолжится и предлагают, по их мнению, более правильные ограничительные меры.

Проект постановления губернатора о дополнительных ограничениях на торговлю алкогольной продукцией, увеличивающий минимальные размеры магазинов с 50 до 100 квадратных метров, признали слишком жестким по отношению к малой рознице. Отрицательные заключения дали региональное управление ФАС, управление экономики Заксобрания и Главное правовое управление правительства Челябинской области.

Напомним, инициатором разработки документа выступило управление по торговле и услугам администрации Челябинска. По задумке, новый норматив, предусматривающий запрет на продажу алкоголя в магазинах площадью менее 100 метров, должен был затронуть только челябинские и магнитогорские магазины, продавцов пива же это не касалось. Как заявлял ранее заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Алексей Шеремеев, в основе этих предложений лежат обращения граждан. «Это не абстрактное творчество чиновников, не писанина, а жалобы на нарушение общественного порядка, санитарного состояния жилых массивов», – пояснял чиновник. При этом инициаторы законопроекта признавали, что большинство небольших торговых точек, где продают спиртное, из-за этого требования будут вынуждены свернуть бизнес.

По подсчетам председателя регионального отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, в случае принятия такого закона в сложном положении (вплоть до разорения) могли оказаться около 60% небольших магазинов в Челябинске и еще больше – в Магнитогорске. Дело в том, что удельный вес алкоголя в мелкой рознице составляет 35-40%, это «якорный» товар, без которого магазины не выживут. Причем последствия могут оказаться плачевными не только для мелкой розницы, но и для небольших производителей продуктов питания, которых сегодня не найдешь в крупных магазинах (пельменные предприятия, хлебобулочные изделия и так далее).

«Наших предпринимателей и так уже подтрясывает, – говорит индивидуальный предприниматель Вера Лихобаба (Магнитогорск). – Понятно, что мелкую розницу хотят ликвидировать, сосредоточив торговлю в крупных магазинах, но обидно, что вместе с принятием тех или иных ограничений никто не объясняет, как с этим жить. Продавцов приходится сокращать, вот и у меня двое мечутся, ищут новую работу. Им ведь и детей содержать, и кредиты платить нужно». Как отмечает г-жа Лихобаба, местные предприниматели сейчас бурно обсуждают, как остаться в живых: некоторые рекомендуют в корне пересмотреть ассортимент, другие предлагают ставить павильоны с «законными» размерами площадей, а кто-то советует переместить торговлю на первые этажи жилых домов.

Предварительные итоги обсуждения проекта (а минсельхоз в числе прочих пригласил высказать свое мнение и общественников, защищающих интересы бизнеса) Александр Калинин называет результатом цивилизованного подхода к рассмотрению вопроса, показателем зрелости власти и общества. «Мы высказали свои замечания, и нас услышали», – говорит он.

Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова объяснила, почему ведомство раскритиковало законопроект: «Мы посчитали принятие такого норматива невозможным. Во-первых, это противоречит федеральному законодательству, в котором уже прописан минимум квадратных метров, да и нигде не сказано, что субъект федерации уполномочен принимать такие решения. Во-вторых, это ограничение конкуренции». Прежде чем прибегать к таким методам борьбы с пьянством, нужно корректировать закон об обороте алкогольной продукции, считает она. И не рубить с плеча – предпринимателям понадобится время, чтобы успеть переключиться на какой-то другой бизнес.

Собеседники сайта одобряют борьбу с пьянством, но призывают брать на вооружение другие способы – как минимум лежащие в правовой плоскости. Одним из таковых, по мнению Александра Калинина, может быть ограничение продажи спиртного по времени (что, кстати, входит в полномочия субъекта федерации). В частности, эксперт предлагает запретить продавать спиртное по выходным или после 20 часов.

Итак, проект отклонен, но точку в этой теме ставить еще рано. По словам Анны Козловой, региональное антимонопольное управление отправило запрос в центральный аппарат ФАС России: насколько все-таки возможно принятие подобного норматива? «Мы не вправе толковать федеральное законодательство по-своему», – добавляет представитель регионального антимонопольного управления. Прояснить ситуацию намерены и в правительстве области – за комментариями чиновники обратились в Росалкогольрегулирование.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления