Бизнес «Южуралавтобан» замахнулся на щебень

«Южуралавтобан» замахнулся на щебень

Строительно-дорожная компания «Южуралавтобан» претендует на актив РЖД – «Первую нерудную компанию», которой принадлежит 18 щебеночных заводов по всей стране. Подведение итогов торгов, на которые выставлена компания, должно было состояться сегодня, 22 апреля, но, как выяснил Chel.ru, перенесено на 20 мая. В федеральной антимонопольной службе считают, что если ЗАО «Южуралавтобан» удастся заключить сделку, компании будет принадлежать более 50% рынка гранитного щебня в УрФО. По мнению экспертов, приобретя доступ к сырьевой базе, дорожники смогут выстроить вертикально интегрированный холдинг, что откроет новые перспективы для их бизнеса.

На «Первую нерудную компанию» (ОАО «ПНК», дочерняя компания РЖД), которая объединяет 18 щебеночных заводов по всей России, претендуют сразу две южноуральские компании. Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ удовлетворила ходатайство ЗАО «Южуралавтобан» (Магнитогорск, Челябинская область) о покупке 75% минус две голосующие акции ОАО «Первая нерудная компания». Ранее аналогичное ходатайство было одобрено ООО «НК «Бердяуш». Ходатайство было подано 20 марта 2014 года.

Рынок щебня Челябинской области в январе–феврале 2014 года

Источник: расчеты ГК «Регион» на основе данных РЖД

ОАО «Первая нерудная компания» – дочернее общество ОАО «РЖД», которое объединяет 18 щебеночных заводов по всей территории РФ.
Основной вид деятельности – добыча нерудных полезных ископаемых, переработка нерудных полезных ископаемых (производство щебня, отсевов от дробления, камня бутового).
Уставный капитал ОАО «ПНК» составляет 6 млрд 268 млн 918 тысяч рублей. ОАО «РЖД» принадлежит 100% минус одна акция компании.
Компания является основным поставщиком щебня ОАО «РЖД».

Акции ОАО «Первая нерудная компания» будут проданы на открытом аукционе с квалификационными требованиями к участникам. Продажа осуществляется в соответствии с решением совета директоров РЖД от 23 декабря 2013 года. Начальная (минимальная) цена составляет более 4,8 млрд рублей. Предполагалось, что итоги конкурса будут подведены 22 апреля, но в документацию внесли изменения, и срок подачи заявок сдвинулся до 28 апреля, а подведение итогов было перенесено на 20 мая 2014 года.

В решении, вынесенном по ходатайству ЗАО «Южуралавтобан», ФАС указала, что в результате сделки совокупная доля этих предприятий на рынке гранитного щебня в границах УрФО составит более 50%, что может привести к ограничению конкуренции в результате возникновения доминирующего положения. В связи с этим было выдано предписание обеспечить исполнение всех договоров на производство/поставку гранитного щебня, действующих на дату приобретения «Южуралавтобаном» доли в ПНК. Также в случае, если сделка состоится, «Южуралавтобану» надлежит каждое полугодие в течение трех лет представлять в ФАС информацию об основных показателях хозяйственной деятельности (своей и ПНК). По информации на сайте, ЗАО «Южуралавтобан», созданное в 1995 году ОАО «Магнитогорский меткомбинат» (ММК) занимается строительством автодорог.

По мнению экспертов Chel.ru, данный актив интересен тем, что основным потребителем производимого щебня является РЖД. Таким образом, у компании имеется гарантированный рынок сбыта, а в случае, если конкурс удастся выиграть ЗАО «Южуралавтобан», то «дорожники» получат в распоряжение собственную сырьевую базу, что позволит им создать вертикально интегрированный холдинг. Директор ООО «УралСтройИндустрия» Михаил Тельнов указывает, что дорожники таким образом минимизируют свои затраты. «Для дорожников это выгодно, так как таким образом они выстроят всю цепочку и обеспечат себя сырьем, минимизировав свои затраты. С другой стороны, основным потребителем щебня является РЖД, и основные объемы будут уходить именно туда», – говорит эксперт.

Крупнейшие отправители щебня из Челябинской области

Источник: расчеты ГК «Регион» на основе данных РЖД

«Наличие щебеночной базы замкнет их технологическую цепочку, – объясняет председатель комитета по строительству регионального парламента Юрий Карликанов. – Каких-либо негативных последствий для рынка, если эта сделка состоится, я не вижу».

«Урал является одним из основных поставщиков строительных и дорожных щебней, поэтому в случае приобретения «Первой нерудной компании» каких-то значительных изменений на этом рынке не произойдет», – согласен с ним Михаил Тельнов. «В последние годы открывалось большое количество предприятий по добыче щебня. О том, что на этом рынке достаточно серьезная конкуренция, говорит тот факт, что за последние годы уровень цен на щебень не повышался. Смена владельца «Нерудной компании» не приведет к негативным последствиям для потребителей этого материала», – считает Юрий Карликанов.

Фото: Инфографика и таблица с сайта Region-am.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления