RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Бизнес Кому нужна «Челябинская марка»?

Кому нужна «Челябинская марка»?

На Южном Урале разрабатывается система добровольной сертификации алкогольной и пищевой продукции – «Челябинская марка качества». Повысит ли получение такого сертификата конкурентные преимущества реализуемой продукции, как это повлияет на ассортимент и цену, не превратится ли добровольная сертификация в принудительную – в статье на Chel.ru.

Ректор Уральской государственной академии ветеринарной медицины (Троицк) Виктор Литовченко в рамках исполнения поручения врио губернатора Челябинской области Бориса Дубровского предложил создать в регионе «Челябинскую марку качества» – систему добровольной сертификации алкогольной и пищевой продукции.

Вопрос качества пищевой и алкогольной продукции для Челябинской области приобретает особую важность в связи с расширением Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза. Границы стали прозрачными, и теряется необходимый контроль за многими видами продовольствия. Кроме того, регламенты ВТО, к которой присоединилась Россия, предусматривают сертификацию продукции.

Чтобы область имела рычаги контроля за ввозимой и производимой продукцией, необходима организация, в которой эта продукция будет проходить добровольную сертификацию, считает Виктор Литовченко. Система добровольной сертификации в мировой практике – эффективный помощник потребителю в выборе качественных товаров. Она широко применяется на внешнем рынке в отношении российских товаров, идущих на экспорт.

По мнению Виктора Литовченко, создать Единый орган по сертификации «Челябинская марка качества» можно на базе троицкой академии. «Здесь на факультете товароведения ведется обучение технологов пищевой продукции, а также действует лаборатория, в которой проводятся экспертизы пищевых продуктов, – пояснил он. – В настоящее время ученые академии изучают опыт других регионов, внедривших систему добровольной сертификации алкогольной и пищевой продукции. Это Республика Башкортостан и Оренбургская область, в которых такая работа осуществляется на базе ВНИИ мясного скотоводства».

Для потребителя сертификация может стать новым инструментом выбора качественной продукции. Но для этого необходимо, чтобы информация о ней была донесена потребителю, а компания, выдающая документ, пользовалась авторитетом у жителей региона, считают эксперты Chel.ru.

«Такая сертификация нужна обязательно, – уверена директор по качеству компании «Ариант» Марина Тихоненко. – Законодательная база сейчас очень ужесточилась, но, к сожалению, многие производители отступают от этих требований, тем самым вводя потребителя в заблуждение. Это касается информации о составе продукта, содержащихся в нем пищевых добавках, наличии аллергенов, используемых ароматизаторах – натуральные они или идентичные натуральным. Многие вещи просто умалчиваются». Плюсом к этому производители не всегда сообщают об ингредиентах продукта по убыванию, например о его мясной части, указывает эксперт. «Иногда они «забывают» указать воду, хотя в наличии воды в мясном продукте нет ничего страшного, – продолжает Марина Тихоненко. – Ведь чтобы сделать, к примеру, сосиску сочной, мягкой, с приятной при разогреве консистенцией, безо льда не обойтись – будет сухой кусок мяса. Не нужно вводить потребителя в заблуждение, важнее дать ему возможность самостоятельно выбрать продукт, указав на этикетке правильную информацию».

«Мы охотно участвуем во всех сертификациях, которые позволяют доказать покупателям, что наша продукция качественная и соответствует всем принятым государством нормативам и стандартам, – рассказал заместитель директора по коммерции и развитию ОАО «Макфа» Максим Чернов. – И если «Челябинская марка качества» будет понятна, информацию о ней донесут до потребителей, а орган, который будет проводить сертификацию, станет авторитетным и значимым для жителей области, то получим и этот документ. Если же это окажется очередной инициативой организации, которая соберет деньги и выдаст всем какой-то непонятный, никому не известный значок, то участвовать в проекте не будем».

Даже если продукт будет достаточно дорогим, но на нем будет нанесен знак качества производителя Челябинской области, это увеличит доверие покупателей и, как следствие, объем продаж, указывает Марина Тихоненко. «Однако при этом важно, чтобы этот паспорт качества невозможно было купить и чтобы орган сертификации не вызывал ни у кого сомнений, – акцентирует она. – Только тогда производители будут дорожить этим документом и добровольно стремиться его получить, подтверждая квалификацию персонала, качество оборудования, технологии и в целом производства».

«Не могу сказать, что «Челябинская марка качества» станет бомбой, показателем качества продукции и предоставит значительное конкурентное преимущество, но все же какую-то лояльность покупателя даст», – соглашается Максим Чернов.

Однако не все участники розничного рынка разделяют это мнение, указывая на практическую нецелесообразность сертификации и ее влияние на цену товара. Они также опасаются, что сертификация приобретет добровольно-принудительный оттенок.

«В условиях того, что реализация алкогольной продукции очень жестко регулируется государством, непонятно, какие выгоды получат продавцы этой продукции при добровольной сертификации, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Мавт-винотека» Александр Вершинин. – Ведь прежде, чем попасть на прилавки магазинов, товар уже прошел все возможные сертификации. И любая дополнительная проверка не приведет ни к улучшению качества продукции, ни к выявлению некачественного товара. К тому же сертификация наверняка принесет определенные издержки, которые будут заложены в стоимость продукции и выльются в увеличение розничной цены для покупателей. Учитывая все это и то, что нет гарантии, что эта сертификация не станет добровольно-принудительной, наша компания считает, что данная инициатива не актуальна».

При признаках «принудительности» к органу сертификации могут быть применены меры законодательного воздействия, указывают эксперты.

«Мы же уже проходили это, в регионе лет 10-12 назад действовала какая-то «марка качества», которая была обязательной, что не соответствовало требованиям законодательства, – комментирует руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. – Само слово «добровольная» говорит о том, что сертификация может быть только добровольной. И при любом отклонении от данного слова в реальности наше управление будет вправе применять меры, предусмотренные действующим законодательством».

Скорее всего, чтобы создать на базе академии центр сертификации, учебному учреждению будет необходимо пройти аккредитацию, рассуждает Анна Козлова. «При этом хочу обратить внимание: раз эта сертификация не обязательна, то работа академии будет считаться предпринимательской деятельностью, – акцентирует Анна Козлова. – И тогда по закону будет неправильно, если данный центр будет единственным в регионе или станет получать какие-либо преимущества в виде информационной, финансовой или какой-либо еще поддержки относительно иных центров от руководства области. В целом же получение такого сертификата качества может стать неким плюсиком, повышающим конкурентоспособность конкретного предприятия на рынке. Но важно, чтобы этот сертификат вызывал доверие потребителя».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления