ѕассажиров застрахуют от давки в автобусе

— 1 €нвар€ 2013 года вступает в силу закон «ќб об€зательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» (ќ—√ќѕ). Ќовые правила будут распростран€тьс€ на все виды пассажирского транспорта, за исключением легковых и маршрутных городских такси, а также метрополитена. ѕолис будут об€заны приобрести и транспортные компании, осуществл€ющие перевозку пассажиров по разовым заказам, несмотр€ на то, что лицензирование данной сферы отменено.

ƒо последнего времени в –оссии действовал указ президента от 1992 года «ќб об€зательном личном страховании пассажиров», в котором человеческа€ жизнь оцениваетс€ в 12 тыс. рублей. »менно такую максимальную сумму возмещени€ предусматривает страхование пассажиров на железнодорожном транспорте и на междугородных автобусных маршрутах. ѕри этом выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе, согласно ¬оздушному кодексу, составл€ют два млн рублей. Ќеобходимость создани€ отдельного закона, охватывающего все виды транспорта, по словам экспертов, была вызвана высокой аварийностью на дорогах и отсутствием единого подхода дл€ определени€ размера компенсации пострадавшим.

√лавное преимущество нового закона заключаетс€ в том, что подробна€ ранжировка травм в специальной таблице приведет к серьезному увеличению размеров выплат. “ак, при самом печальном исходе родственники погибшего получат страховое возмещение в размере 2,025 млн руб.; вред, причиненный здоровью, может быть оценен в пределах двух млн руб. ƒл€ получени€ выплаты необходимо будет обратитьс€ в страховую компанию с письменным за€влением в свободной форме. ѕри этом в законе установлен четкий срок дл€ проведени€ выплаты – до 30 дней.

«»нтересна€ новаци€ – пон€тие предварительной выплаты, – говорит вице-президент, начальник управлени€ корпоративного обслуживани€ ќ—јќ «»нгосстрах» —ергей «акройщиков. – ≈сли произошла серьезна€ катастрофа, деньги на неотложные нужды, как правило, пострадавшим и их родственникам требуютс€ сразу, и новым законом предусмотрена возможность в течение трех дней обеспечить выплату до 100 тыс€ч рублей пострадавшим или их наследникам без предоставлени€ документов, подтверждающих расходы на лечение».

¬ новом законе установлены лимиты и по порче пассажирского багажа – в рамках 23 тыс. руб., но не более 600 руб. за один кг веса. ќднако без проблем получить выплату за порчу багажа можно будет лишь в том случае, если факт перевозки подтвержден багажной квитанцией. «¬о всех остальных случа€х об€занность по доказательству обсто€тельств произошедшего ложитс€ на самого пассажира – так что нужно будет постаратьс€, чтобы доказать, что, к примеру, шуба порвалась из-за давки в автобусе, а не при падении с лестницы», – говорит —ергей «акройщиков. Ёксперт рекомендует пострадавшим пассажирам не упустить возможности подкрепить свои слова свидетельскими показани€ми. –азумеетс€, водитель автобуса или маршрутного такси может отказатьс€ подтвердить тот факт, что именно в результате резкого торможени€ пассажир получил син€к, ударившись о поручень, или выронил из рук дорогой iPad. «Ѕолее того, он, вполне возможно, и русским €зыком слабо владеет – и тогда это практически безнадежный случай», – признает —ергей «акройщиков.

”же сейчас эксперты страховой отрасли предполагают, что уровень убыточности будет весьма высок – это св€зано с возможностью необоснованных претензий пассажиров. Ќовый закон предусматривает выплаты не только в случае гибели пассажиров, но и при получении легких травм и ушибов, вы€вить истинную причину которых крайне сложно. ѕока совершенно не €сен и пор€док оформлени€ инцидентов, не св€занных с ƒ“ѕ, – например, когда пассажир получает травму при внезапном резком торможении или в случае, если автобус раньше времени тронулс€ с места.

«’отелось бы сразу же предостеречь граждан, которые потирают руки, дума€, что они с одним син€ком будут переходить из автобуса в автобус и «стричь» страховые компании – этот фокус не пройдет, страховое сообщество заинтересовано в обмене информацией», – говорит —ергей «акройщиков.

¬прочем, если в отношении размеров компенсационных выплат особых разногласий в процессе утверждени€ текста закона не возникло, то проект постановлени€ правительства, устанавливающий границы тарифного коридора, вызвал жаркие споры. —амые высокие ставки страховых отчислений предполагалось установить дл€ морского транспорта – в диапазоне от 22,48 до 45,25 руб. на одного пассажира. ƒл€ воздушного транспорта сумма уже значительно ниже (9,87-19,87 руб.), равно как и дл€ междугородных и международных автобусных перевозок (9,14-18,40 руб.), речного транспорта (8,66-17,42 руб.), пригородных автобусных перевозок (1,34-2,70 руб.) и поездов дальнего следовани€ (1,05-2,11 руб.).

“арифы на перевозки городским транспортом оказались одними из самых низких (0,43-0,87 руб. дл€ автобусов, 0,33-0,67 руб. дл€ троллейбусов и 0,15-0,31 руб. дл€ трамваев), но и это оказалось не по силам муниципальным транспортным компани€м, которые в большинстве своем глубоко убыточны. ¬ ответ на жалобы транспортников президент ¬ладимир ѕутин призвал правительство скорректировать проект постановлени€ о тарифах в сторону понижени€, и как раз сейчас пересмотренный вариант находитс€ на стадии утверждени€.  ак ожидает —ергей «акройщиков, в конечной версии документа тарифы дл€ автотранспортных компаний сниз€тс€ примерно втрое, но все будут далеки от того уровн€, на который перевозчики указывали как на наиболее желательный – одна копейка за пассажира. «»значально страховые тарифы были выведены на основании независимой актуарной оценки, которую проводили специалисты сразу нескольких ведомств, и расхождени€ в оценке были незначительные, – говорит —ергей «акройщиков. – “ем не менее под давлением автотранспортников прин€то решение найти возможности дл€ существенного снижени€ тарифов. ∆изнь покажет, насколько они окажутс€ обоснованными. ѕон€тно, что такие крупные аварии, как на «Ѕулгарии», происход€т крайне редко – раз в дес€ть-двадцать лет, но дл€ произведени€ столь масштабных выплат нужно иметь серьезные страховые резервы, а их страховым компани€м еще только предстоит собрать».

ƒаже по самым оптимистичным прогнозам страховые компании смогут пройти лицензирование только в следующем году, но уже с 1 €нвар€ перевозчики будут об€заны выплачивать пострадавшим пассажирам возмещение в размере, предусмотренном новым законом, а с 1 марта транспортные компании, которые будут заниматьс€ перевозкой пассажиров без страховой защиты, рискуют нарватьс€ на крупные штрафы. «“ранспортники достаточно болезненно воспринимают сложившуюс€ ситуацию: если прежде максимальна€ выплата на междугородних перевозках составл€ла 12 тыс€ч рублей и страховыми случа€ми считались только смерть и инвалидность, то два миллиона рублей, которые предусмотрены новым законом, сопоставимы со стоимостью автобуса, – говорит —ергей «акройщиков. – ѕоэтому р€д транспортных компаний уже обратилс€ в страховые компании, чтобы прозондировать почву и узнать о программах добровольного страховани€ ответственности, чтобы переложить возможную финансовую нагрузку на плечи страховщика».

ѕри этом, как отмечает —ергей «акройщиков, поскольку страховые тарифы рассчитываютс€ исход€ из размера пассажирского потока, есть опасность, что недобросовестные компании будут занижать реальные цифры, стрем€сь сэкономить на страховых отчислени€х.

“ак или иначе, аналитики предполагают, что транспортники перенесут возросшие затраты на пассажиров, и необходимость страховани€ неизбежно повлечет за собой рост цен на билеты. ѕри этом, если прибавка в размере п€ти рублей к стоимости билетов на междугородных автобусных маршрутах не станет обременительной дл€ пассажиров, то с точки зрени€ городского транспорта ситуаци€ видитс€ иначе: транспортные компании и так зажаты в тесных рамках тарифов, которые устанавливаютс€ региональными власт€ми – не остаетс€ средств на обновление подвижного состава, нередко возникают задержки с выплатой заработной платы, и дополнительные страховые отчислени€ только усугуб€т и без того крайне непростое положение.

«Ѕезусловно, на транспорте происходит большое число страховых случаев и страхование пассажиров необходимо, – считает пресс-секретарь ”правлени€ транспорта администрации „ел€бинска ¬алентина Ѕогомазова. – ќднако те суммы страховых отчислений, которые за€влены на данный момент, слишком высоки. ƒл€ бюджета транспортного предпри€ти€ это довольно весома€ сумма, а свободных денежных средств на данный момент просто нет». ≈сли тарифы не будут пересмотрены, отмечает она, это повлечет за собой повышение стоимости проезда в городском транспорте.