«Ѕалтика»: „ел€бинску больше не наливать

»з-за существенного падени€ спроса на пиво в –оссии пивоваренна€ компани€ «Ѕалтика» (входит в датскую —arlsberg Group) была вынуждена сократить объемы выпуска пенного напитка на своих предпри€ти€х. ¬ частности, около недели назад варка и розлив пива приостановлены на чел€бинском и красно€рском заводах. ѕредпри€тие в „ел€бинске обеспечивает около семи процентов всего производства компании.

 ак сообщил Chel.ru директор филиала «Ѕалтика-„ел€бинск» ћаирбек —агеев, филиал компании «Ѕалтика» в „ел€бинске продолжает работу. «¬ насто€щий момент приостановлено производство и розлив пива, – рассказал ћаирбек —агеев. – Ёто св€зано с окончанием летнего высокого сезона и наступлением осени, когда спрос на продукцию идет на спад.  роме того, этот фактор усилило общее существенное падение рынка пива, которое в целом с 2008-го по 2013 годы составило около 24 процентов, а в первом полугодии 2014 года – еще семь процентов».

ќсновными причинами падени€ рынка стали чрезмерное и избыточное регулирование государством пивоваренной отрасли и ухудшающа€с€ макроэкономическа€ ситуаци€, в которой потребительские настроени€ и экономические перспективы €вл€ютс€ крайне неопределЄнными, указал господин —агеев. «¬ случае улучшени€ рыночной ситуации филиал возобновит полноценную работу», – отметил он.

ћежду тем, рассказыва€ изданию Berlingske об итогах работы в первой половине 2014 года, президент и гендиректор датского концерна —arlsberg (владеет 100% пивоваренной компании «Ѕалтика») …орген Ѕуль –асмуссен не исключал закрыти€ одного или двух предпри€тий в –оссии, объ€сн€€: сейчас мощности российских заводов используютс€ на 50-60 процентов. Ќе стал отрицать такую возможность в беседе с «¬едомост€ми» и президент «Ѕалтики» »саак Ўепс. «ћы пока не решили, что делать, это одна из возможностей», – сказал он, не уточнив, в какие сроки может быть прин€то решение и какие заводы могут быть закрыты.

 омпани€ «Ѕалтика» (входит в датскую —arlsberg Group) на территории –оссии владеет 10 пивоваренными заводами. Ќа –оссию приходитс€ около 35 процентов операционной прибыли компании. „ел€бинский пивзавод «Ѕалтика» в 2013 году произвел около 2,5 млн гектолитров пива (гектолитр – 100 л), что составл€ет 7% всего производства компании.

„то выгоднее компании – временно приостановить работу чел€бинского пивного предпри€ти€ или ликвидировать его совсем? ћнени€ экспертов Chel.ru по этому вопросу разделились. — одной стороны, они указывают на широкую географию страны и высокие расходы на логистику – с этой точки зрени€ выгоднее было бы перепрофилировать часть линий. — другой стороны, рост акцизов не прекратитс€, поэтому выгоднее завод закрыть.

«Ќа фоне сокращени€ рынка объем избыточных производственных мощностей в индустрии продолжает расти, – комментирует аналитик ”  «‘инам ћенеджмент» ћаксим  л€гин. – ¬ таких услови€х дл€ р€да компаний ликвидаци€ отдельных площадок выступает логичным решением, направленным на повышение общей эффективности и улучшение показателей рентабельности. ќднако, учитыва€ географию страны и высокие расходы на логистику, де€тельность значительной части региональных площадок остаетс€ вполне оправданной. ¬ таких услови€х производители идут по пути сокращени€ объемов производства или, например, частичного перепрофилировани€ линий дл€ работы на более динамично развивающихс€ рынках, например в сфере производства безалкогольных напитков».

 лючевое вли€ние на индустрию оказывает политика регул€тора, направленна€ на снижение уровн€ потреблени€ алкогольных напитков, считают аналитики.

«ќпределенную роль играют в том числе ограничени€ каналов продаж, новые технические нормативы, но основное давление св€зано с повышением розничных цен на фоне опережающего роста налоговой нагрузки, – по€сн€ет ћаксим  л€гин. –  роме того, фактором, вли€ющим на изменение отраслевой конъюнктуры, выступает постепенное насыщение рынка».

ƒинамика рынка продажи алкогольных пивных напитков выгл€дит устойчиво нисход€щей, указывают респонденты. «¬прочем, сокращение рынка пока носит умеренный характер, – указывает господин  л€гин. – ¬ среднесрочной перспективе тенденци€ к умеренному сокращению рынка будет сохран€тьс€.  омплекс реформ в совокупности ведет к последовательному сокращению потреблени€, особенно в низком ценовом сегменте, и формированию более сбалансированной, благопри€тной дл€ здоровь€ нации, демографии и экономики страны картины этого рынка».

ѕо данным официальной статистики, розничные продажи пива в натуральном выражении в –оссии в 2013 году снизились на 1,2 процента – до 1,056 млрд дкл. ¬ первом полугодии 2014 года наблюдалось увеличение продаж пива на три процента, одновременно на 10 процентов сократились продажи напитков на основе пива (следствие изменени€ техрегламента), занимавших на рынке аналогичную нишу.

ѕоэтому уже на сегодн€шний день в натуральном выражении речь идет о выпадении достаточно больших объемов, что, в том числе, становитс€ фактором формировани€ избыточных мощностей и частичного сокращени€ производства – на фоне падени€ спроса и роста конкуренции в течение последних нескольких лет закрылось сразу несколько крупных заводов, указывает аналитик ”  «‘инам ћенеджмент».

«Ќа мой взгл€д, в текущих услови€х пивоваренные компании попали в достаточно сложное положение, так как против употреблени€ алкогол€ в стране идет полномасштабна€ война, – комментирует аналитик независимого агентства «»нвесткафе» –оман √ринченко. – ќсновной причиной падени€ спроса на пиво в –оссии €вл€етс€ необходимость посто€нного роста цен на эту продукцию на фоне повышени€ налоговой нагрузки и ужесточени€ регулировани€ рынка. –ынок пива только в первом квартале 2014 года сократилс€ на п€ть процентов. Ќа этом фоне компани€м приходитс€ либо снижать объемы производства, либо приостанавливать его, либо ликвидировать некоторые заводы».

Ќаиболее целесообразным в текущем услови€х €вл€етс€ именно ликвидаци€ производственных мощностей, считает –оман √ринченко. «Ёто обусловлено двум€ основными причинами, – по€сн€ет аналитик. – ¬о-первых, ожидать того, что рост акцизов прекратитс€ или приостановитс€, не приходитс€. √осударство жестко вз€лось за улучшение состо€ни€ здоровь€ нации и борьбу с вредными привычками, и эта работа еще далека от завершени€. ¬о-вторых, необходимость лицензировани€ пивоваренного производства означает, что дл€ продолжени€ работы завода компании вынуждены инвестировать дополнительные средства, которые могут не окупитьс€ в услови€х замедлени€ спроса».

¬ течение последних лет наблюдаетс€ очень агрессивна€ позици€ государства по отношению к пивоваренной отрасли. «¬ 2011 году пиво приравн€ли к алкоголю и водке, передали нас в ведение –осалкогольрегулировани€, ужесточили пор€дки, увеличили налоги, растут акцизы, запретили рекламу, – комментирует директор ќќќ «Ћаборатори€ живого пива» »ль€ –ойтенберг. – » как итог сейчас по всей стране закрываютс€ заводы крупных пивоваренных компаний, многие наход€тс€ на грани банкротства. »з-за ужесточени€ требований и всевозможных сложностей многие бизнесмены отказываютс€ от идеи строительства или приобретени€ пивзаводов».

«Ѕалтика» остаетс€ единственным пивным гигантом, который пока не закрыл ни одного завода в –оссии. Ќа счету SunInBev закрытые филиалы в ѕерми, „увашии и  урске. Efes Rus в конце 2013 года прекратил выпуск на заводах в ћоскве и –остове-на-ƒону. ” Heineken закрыты площадки в —анкт-ѕетербурге и Ќовотроицке (по информации «¬едомостей»).

ѕричиной злоключений пивоваренной отрасли стала чрезмерна€ и агрессивна€ реклама пенного напитка в былые годы, направленна€ на молодежь, считают эксперты сайта.

«ƒумаю, что в какой-то момент крупные пивоварни «заигрались», – рассуждает »ль€ –ойтенберг. – –еклама, пока ее не запретили, была крайне агрессивной, к употреблению пива привлекалась молодежь, везде висели баннеры, все телевизионные паузы были забиты рекламой пива – это был большой перебор, за что теперь приходитс€ платить всей отрасли. ѕомимо этого пивоваренна€ отрасль расплачиваетс€ и за то, что некоторое врем€ назад у части компаний качество хромало, другие мен€ли технологии не в лучшую сторону».

ј вот перераспределени€ рынка в сторону мини-пивоварен респонденты не ждут.

«¬ „ел€бинске у людей очень неплохо сформирован вкус к пиву за счет того, что в городе работает достаточно большое количество мини-пивоварен, но все же перераспределени€ рынка в нашу сторону, думаю, не будет – мы работаем в разных ценовых категори€х, – отмечает »ль€ –ойтенберг. – ¬ целом же очень жаль, что «Ѕалтика» приостановила работу южноуральского завода – „ел€бинска€ область как минимум на врем€ потер€ла мощного и надежного налогоплательщика».